«В ЛИВНЯХ СИЛА ВЕТРОВ ЖИВЕТ»

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

28 июня Президентом подписан Закон об эпосе «Манас». Это уникальное и историческое событие не только в духовной, но и в политической жизни страны.

Наши кочевые предки, к сожалению, не оставили нам в наследство ни грандиозных пирамид и храмов, ни кружевных соборов и арок, ни каких-либо других материальных памятников старины, чем так богаты Китай, Индия, Франция, Италия, Греция и другие страны.
Однако мы горды тем, что они воздвигли и сберегли для нас свою духовную крепость — величайшее произведение искусства, сотворенное магической силой слова — героический эпос «Манас». Эта крепость не нуждается ни в какой реставрации. Это как колокол, во все времена с одинаковым звучанием исполняющий гимны.
Если вдуматься, именно эпос «Манас» сыграл главную роль в самосохранении кыргызского народа как нации, не дал родному языку раствориться в многочисленных исторических катаклизмах.
На санскрите слово «манас» означает «ум». И не только сам народный герой умен, но и весь сказ о нем пронизан народной мудростью. «Океаноподобный эпос» — говорят о «Манасе». Даже великие акыны не могли до конца рассказать его, им не хватало их земной жизни, и каждый уходил в мир иной, сожалея о своем несовершенстве.
В образе легендарного Манаса создатели  воплотили народный идеал борца за справедливость, воина, отстаивающего честь и независимость родной земли. Основной идеей произведения  является благородная идея объединения кыргызского народа в борьбе против иноземного врага.
Эпос создавался в течение тысячелетий, вбирая в себя множество былин, народных сказок и преданий. Он представляет собой трилогию-повествование о богатыре Манасе, его сыне Семетее и внуке Сейтеке. Полное издание едва уместилось бы в 80 томах, и не менее полугода потребовалось бы на его прочтение.
Ни одно из мировых эпических произведений не может сравниться с эпосом «Манас» ни по  объему,  ни  по художественной поэтике, ни по богатству содержания. Его объем почти в 20 раз превышает  объемы всемирно известных произведений великого Гомера — «Илиады» и «Одиссея»,  в два с половиной раза  «Махабхараты» и в пять раз «Шах-намэ».
Кыргызы неслучайно к имени Манаса добавляют эпитеты «Непобедимый» и «Великодушный». Речь идет о наиболее ценном душевном качестве народного героя, отношение к которому запечатлено в емких и поэтичных разговорных символах. Кыргызы благоговейно относились, даже молились природным стихиям — свету, озеру, луне, воде. Называя баатыра Манаса Айкол Манас, народ вкладывает в это имя сокровенный смысл. Ай — это луна (свет, доброта, лучезарность), кол — это озеро (глубина, чистота, безбрежность). Сочетание этих двух слов и выражает понятие Великой Души. Многие века кыргызы хранят культ Манаса Великодушного. Даже в молитвах мы обращаемся к его духу. «Пусть тебя покарает дух Манаса» — самое страшное проклятие для любого кыргыза. А напутствие «Да поддержит тебя дух Манаса» является святым. Культ Манаса Великодушного — это не просто часть кыргызской культуры, это ключевой элемент национального самосознания. Своеобразный код кыргызского этноса.
Долгое время герой эпоса для всех был олицетворением мифического, сказочного героя, но в последнее время его все чаще воспринимают как реальную историческую личность, и есть доказательства тому, что мы недалеки от истины. Целый ряд свидетельств «оживляют» баатыра Манаса, доказывая реальность его бытия в далеком прошлом.
В 2002 году в Бишкеке прошло мероприятие, посвященное 2000-летию этнонима «кыргыз», на котором известный российский ученый Сергей Григорьевич Кляшторный сделал историческое заявление: существуют ссылки на старинные хроники, в которых зафиксировано, что после великой победы кыргызов китайский правитель принимал у себя Манаса Великодушного, причем присвоил ему высокое военное звание. При этой встрече они подписали договор о мире. Доктор Пекинского университета Ху Чженьхуа, изучающий историю кыргызов, обещал посвятить свою дальнейшую деятельность поискам этого исторически важного документа.
Жители Кочкорской долины гордятся комплексом гумбезов «Кырк чоро». Эту архитектурную достопримечательность XVII-XIX веков связывают с существованием Семетея, сына Манаса. Любой житель Чон-Кемина с уверенностью скажет, что именно в их долине Урбу один из персонажей эпоса останавливал своих коней.
В Центральном Тянь-Шане среди многочисленных археологических памятников находится загадочное сооружение из камня, известное как караван-сарай XV века — Таш-Рабат. Местные жители, опираясь на передающиеся из поколения в поколение рассказы, говорят, что эту крепость для защиты от набегов китайцев воздвиг богатырь Кошой, сподвижник Манаса.
На берегу реки Каракол еще сохранились четырехметровые стены мавзолея Зулпукора. Старожилы уверяют, что их деды всегда считали эту средневековую постройку воздвигнутой в память о битве Манаса с врагами.
Описанная в эпосе трагическая судьба одного из персонажей лишний раз наводит на мысль о том, что это не легенда, а жестокая реальность жизни. Китаец Алмамбет, по воле судьбы покинувший свою родину, стал истинным героем, преданным Манасу. Но его трагедия заключалась в том, что ему не доверяли ни дома, ни на чужбине. И там, и здесь он был чужим.
Для кыргызов Манас такой же святой, как Мухаммед для всех мусульман, Будда — для буддистов, Конфуций — для китайцев, Иисус — для всего христианского мира. Французский ученый Паве де Куртеиль еще в 1887 году утверждал, что в эпосе «Манас» нет проповедования ислама, скорее это прямое обращение к самому Богу.
Создателями и хранителями эпоса были отмеченные талантом люди из народа. Они передавали его в устной форме из поколения в поколение. Таких людей в народе называют манасчи. Всю свою жизнь они исполняют только «Манас», сказительство является их основной профессией. В их творчестве велика роль индивидуального начала, они почитаемы людьми как состоявшиеся личности. Они — кладезь народной памяти. Кыргызские манасчи, в отличие от всех религиозных проповедников, не обучались в специальных школах и медресе. Это были люди, не владеющие письменностью, но обладающие удивительной памятью и талантом, ниспосланным им Всевышним.
Как-то по парламентским делам я был в Турции, и там мне рассказывали, что один из турецких депутатов,  впервые услышав эпос «Манас», заплакал. Такова магическая сила  воздействия эпоса на человеческие   сердца.  «Эпос «Манас» совершенно так же, как и эпос греков, дает ясную картину жизни и нравов целого народа, с эпической широтой рисует военные походы, сватания, тризны, скачки, домашний быт и т.п.», — писал ученый В. Радлов.
Согласно одной древней легенде, кыргызы были порабощены врагами. Они полностью подпали под власть завоевателей, став рабами, забывающими свое прошлое. Для чужеземцев было важным стереть из их памяти воспоминания о доблестном прошлом, о величии предков. В эти времена жил поэт Ырыман, который своими песнями тревожил души кыргызов, напоминая им о гордых предках и славном прошлом. В конце концов, завоевателям стало все труднее управлять рабами, все выше и выше поднимающими головы. Не могли понять враги, откуда эти несчастные берут бесстрашие и где черпают силы сопротивления. Им было невдомек, что кыргызы открыли для себя источник мужества, нашли небесный дар, который не тонет в воде, не горит, не гибнет от стрел, не сгибается под плетьми, не подвластен течению времени.  Это был дастан «Манас» — повесть о славных предках и народных героях.
Враги недооценили могучий дар небес — поэтическое слово. Когда они открыли причину неповиновения, они просто решили уничтожить поголовно весь род кыргызский, чтобы с корнем вырвать из жизни даже мысли о неповиновении и независимости. Случайно спасся лишь маленький мальчик — будущий манасчи. Он унаследовал от отца поэтический дар. Легенда гласит, что позже он первым рассказал людям о великих подвигах баатыра. О его поэтическом мастерстве в легенде говорится, что поэт мог в течение полудня красочными стихами описывать только внутреннее убранство юрты. Так дошел до нас эпос «Манас». Позже появилась целая плеяда великих манасчи — Чоюке, Шапак, Молдобасан, Келдибек, Балыкооз, Тыныбек и другие.
Манасчи никогда не повторяют заученное, излагая традиционные эпизоды, известные сюжеты своими словами. Сохраняя основную канву в том виде, как она исполнялась раньше, каждый манасчи по-своему компонует детали, объясняет отдельные явления и даже трактует образы некоторых основных героев сообразно своим представлениям.
Интересно, что все манасчи одинаково объясняют причину появления дара сказительства. Речь, как правило, идет о посещении их во сне некоей силы, побудившей рассказывать о подвигах Манаса. Причем многие признаются, что, ведя повествование о Манасе, они как бы становятся невольными свидетелями этих событий и видят всех героев, как живых. Например, манасчи Тыныбек, объясняя причину своей тяги к сказаниям о Манасе и вдруг возникшие у него способности к этому уникальному виду творчества, рассказал невероятную, но интересную историю. Однажды, сильно устав от дальней дороги, он прилег на лужайке и крепко заснул. Во сне ему было видение всадников во главе с самим Манасом. Расположившись на трапезу, Манас приказал своим воинам подать Тыныбеку мед. Любопытно, что до этого сна Тыныбек никогда не пробовал меда и не знал его вкуса. С благодарностью приняв угощение, Тыныбек осторожно стал расспрашивать воинов, кто их хозяин, как его имя. Получив ошеломивший его ответ, он попытался приблизиться к Манасу и его сподвижникам, как те вдруг поднялись и, вскочив на коней, мгновенно пропали из виду. Тыныбек попытался их догнать, но тщетно.
Еще во сне Тыныбек стал нараспев читать целые главы «Манаса», а утром, проснувшись, почувствовал необычайный прилив сил и страстное желание петь о подвигах Манаса. Он пел всю ночь. Так и проснулся в нем дар сказителя-манасчи. По словам М. Убукеева, которого я считаю одним из выдающихся кинорежиссеров-манасоведов, с Манасом вообще связано много необычного. Ведь появление каждого нового манасчи — явление особенное. И если кто-то из них отказывался читать сказания о Манасе,  они зачастую умирали преждевременно.

Каныбек ИМАНАЛИЕВ,
депутат  Жогорку Кенеша.

Продолжение в следующем номере.

Добавить комментарий