Main Menu

ДОРОГА, ДОРОГА, ТЫ ЗНАЧИШЬ ТАК МНОГО

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Классик русской литературы Николай Гоголь два столетия назад писал, что в России есть две проблемы — «дураки и плохие дороги». Фраза стала крылатой. Если применить ее к нашей республике, то не знаю, как насчет дураков, а вот плохие дороги — наш бич. Недавно прочла в прессе, что Кыргызстан в рейтинге качества современных трасс занял «почетное» место после России. Есть над чем призадуматься.

…Министра транспорта и коммуникаций Эркина Исакова отыскала в 350 километрах от Бишкека, на дороге Тюп — Кеген. Он, как и подобает главе транспортного ведомства, находился среди автогрейдеров, камнедробилок, автопогрузчиков, на дышащем жаром свежем асфальте, наблюдал за капитальным ремонтом автодороги, которая вот-вот соединит жемчужину Центральной Азии — озеро Иссык-Куль с Алматинской областью соседнего Казахстана.
Ее протяженность — 76 километров, сметная стоимость — свыше 2 млрд. сомов, генеральный подрядчик — крупнейшая болгарская компания, строящая дороги  в  95 странах мира, в Кыргызстане ее представляет ОсОО «Терра Эмплоймент Групп». Менеджер этого консорциума Руслан Кыдыралиев рассказал, что офисы болгарских дорожников параллельно с Бишкеком открыты в Астане и Алматы.
По трассе Тюп — Кеген расположено двенадцать сел. Местные жители занимаются сельским хозяйством, сеют ячмень и пшеницу,  держат домашних животных, выращивают скот, овощи, знаменитые иссык-кульские абрикосы, малину, смородину. Но вот беда, реализовывать замечательную витаминную продукцию негде. Второй год опущен шлагбаум в соседнюю Алматинскую область — с тех пор, как Россия, Казахстан и Беларусь, объединившись, создали Таможенный союз.
Трасса Тюп — Кеген, строительство которой завершится в текущем году, откроет новую страницу в истории иссык-кульских дехкан, они смогут продавать свои фрукты и овощи соседнему Казахстану без посредников, по достойной цене.
По оживленной международной иссык-кульской магистрали ежедневно мчатся 5-6 тысяч машин, движение не останавливается, несмотря на строительство дороги, укладку асфальта. Технический надзор за качеством строительных работ, соблюдением технологии и требований СНИиП осуществляют независимая консалтинговая компания «Кыргыз TREC Интернейшнл LTD» и Министерство транспорта и коммуникаций — это ведомство выступает в роли заказчика. Кроме того, специалисты Госархстройконтроля проводят лабораторные анализы строительных материалов и следят за качеством уложенного асфальта. Авторский надзор осуществляет и институт «Кыргыздортранспроект».
Международные автомагистрали, как известно, не имеют границ, именно с их создания началась человеческая цивилизация. Сегодняшняя трасса — это мерило эффективности экономики и уровня жизни людей. Ни одна развитая страна мира не миновала этапа, на котором дорожному строительству уделялось бы повышенное внимание, отводилась приоритетная роль. Именно после реабилитации дорожного полотна начиналось бурное развитие экономики, стимулируемое подъемом соответствующей инфраструктуры.
Дороги страны — ее национальное достояние. Кыргызский и казахский народы хотят видеть свои страны стабильными и безопасными, устойчивыми в политическом и экономическом будущем. Для воплощения этой идеи в жизнь нужно построить очень много хороших дорог без границ, барьеров, таможен. Министр Эркин Исаков уверен: там, где дорожному строительству уделяют внимание, увеличивается товарооборот, растет число грузовых и пассажирских перевозок.
В Кыргызстане, как известно, автомобильный транспорт занимает доминирующее положение: 97% всех пассажирских и грузовых перевозок осуществляются благодаря ему. «Хорошие дороги — это единственная возможность укрепить экономические связи, поддержать приграничную торговлю, поднять благосостояние местного населения. Качество магистралей — это своеобразный симбиоз социальной справедливости и государственной мудрости» — с таким вердиктом главы транспортного ведомства Кыргызстана трудно не согласиться.
Подъезжаем к карьеру, что близ села Кочу Тюпского района. Наш микроавтобус остановила грозная табличка: «Посторонним вход воспрещен!». Внизу кипела работа, туда-сюда сновали большегрузные самосвалы, шумела камнедробилка с пескомоющей установкой, работал завод, горячий асфальт укладывали сразу на полотно новой дороги.
Техника — германская и китайская: дорожный каток, автопогрузчики, четыре экскаватора. Всей этой техникой управляют местные жители, прошедшие соответствующее обучение за границей.
Строительство автодороги Тюп — Кеген началось еще в 2008 году на средства из государственного бюджета. Три года назад уложили первый слой асфальта, теперь стратегическую трассу обязательно нужно «одеть в верхнюю одежду», то есть нанести второй слой асфальта, проложив битумную эмульсию для связки. Если в текущем году не сделаем это, нижний слой дороги придет в негодность, строительство магистрали придется начинать с нуля.
По словам министра транспорта и коммуникаций, работы идут строго по графику, даже с некоторым опережением. Завершена реабилитация 30 километров, трасса значительно удлинена,  завершен и капитальный ремонт моста через реку Талды-Суу. В июле т.г. транспортное ведомство получило от Минфина почти 35 млн. сомов из государственных капитальных вложений, предусмотренных бюджетом текущего года на завершение ремонта автомагистрали Тюп — Кеген. Выполнены в срок и соответствующие строительно-монтажные работы.
К слову сказать, Кыргызстан ежегодно теряет 900 километров асфальтированных магистралей. На сегодня лишь 15% наших автодорог отвечают требованиям международных стандартов. После ввода в строй магистрали Тюп — Кеген алматинцы вдвое сократят путь к нашему озеру, не надо будет делать круг, заезжая в Бишкек.
В нынешнем курортном сезоне на побережье Иссык-Куля отдыхает несравненно больше гостей, чем в прошлом, большинство из них — казахстанцы, проживающие в Алматы и одноименной области. Бизнес на гостеприимстве в современном мире считается наиболее выгодным, перспективным для вложения капитала, он обгоняет производство автомобилей, спорит с торговлей нефтью и газом. Это в буквальном смысле «волшебная» отрасль, многообразная и многоликая. Туризм стимулирует бурное развитие сопутствующих сфер — строительство отелей, баз отдыха, дорог, расширяет развлекательную индустрию. Все это новые рабочие места для местного населения, а значит, бедность рано или поздно отступит.
Кроме того, дорога Тюп — Кеген содействует организации приграничных оптовых ярмарок, постоянно действующих базаров, созданию терминалов для хранения грузов, а также кластеров (развитие на единой территории целого агропромышленного комплекса: фермеры, скажем, выращивают плодоовощную продукцию, тут же вблизи строятся заводы по их переработке, появляются закупочные кооперативы, магазины).
Наши огурцы, помидоры, картофель, ягоды в соседней стране готовы покупать в неограниченном количестве.
Дело за политиками, ибо, увы, граница с Алматинской областью продолжает оставаться на замке. А мы мечтаем стать транзитной страной, ведь это значит быть востребованной на мировых рынках.
…Когда-нибудь, возможно, в «прекрасном далеком» об уровне развития того или иного государства станут отзываться примерно так: покажите ваши дороги, и мы скажем, какая у вас страна!

Галина ЛУНЕВА.



« (Previous News)



Related News

Объявление о закупке ТРУ

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrint Адрес: ОсОО «KAZ Minerals Bozymchak», Кыргызская Республика, 720010, г. Бишкек, ул. Калыка Акиева, 109.Read More

Чайка Иссык-Куля

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintКогда Дуся Пасько снижала свой легкокрылый биплан, чтобы бомбить фашистов, она знала, что защищает и родную ЛипенкуRead More

Добавить комментарий