ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Двенадцать лет как в копеечку


Пресс-конференция министра образования предоставляет возможность расширить взгляд на образовательную систему в общем и на предлагаемую реформу в частности. Наш собеседник — известный в стране детский психолог Алексей Петрушевский.

 

— Что, Алексей Владимирович, пришла пора наконец взяться за двенадцатилетнее обучение, коли одиннадцати мало?

 

— Как мы с коллегами обмениваемся мнениями, о каком двенадцатилетнем образовании можно вести речь, когда не подготовлена материальная база — не хватает школ (а часть из них просто опасна по своему качеству для обучения), учебников, наглядных пособий. А про количество учителей и слов нет, если уже председатель Кабмина предлагает в их роли использовать бывших военных и милиционеров. А финансовый вопрос? Учитель получает, как говорит Президент, 30 тысяч сомов (у школьного психолога — 16 тысяч), а зарплата парламентария 100 тысяч.

 

В нашей стране существовала советская система образования. Выпускники имели всесторонние знания. Сегодня подобная система, насколько я знаю, в скандинавских странах.

 

— По данным высокопоставленного сотрудника администрации Президента, озвученных на брифинге, для разработки учебного плана будет использован опыт успешных стран, в первую очередь Сингапура. А за основу возьмут методологию Кембриджского университета. Этот подход должен осуществиться в течение двух-трёх лет (а не за десять, как просило Министерство образования) для пилотирования новой системы, методов, исправления ошибок. «Нет времени откладывать всё это. Ошибки, конечно же будут, но их можно исправлять», — считает чиновник.

 

— А ещё, добавлю, обсуждался вопрос участия нашей страны в международном тесте PISA. Ранее мы принимали участие в таком тесте в 2006 и 2009 годах. По результатам 2009 года 82,5 процента учащихся не достигли минимального (уровень 2 из 6) международного стандарта по шкале грамотности чтения, 86,6 процента — по шкале математической грамотности и 82 процента — по шкале естественно-научной грамотности. Не думаю, что ситуация сегодня изменилась.

 

— «И в 2025 году у нас будут плохие результаты, — вторит вам высокий чиновник. — Мы поставим диагноз, что у нас плохо, затем начнём работу. Президент особо подчеркнул требование не проводить реформы ради реформ. Всё будет направлено на то, чтобы ребята не просто запоминали материал, а анализировали всё, что получат. Тем более, всё очень быстро меняется».

 

— Помню, какую реакцию вызвали слова Байсалова, сказанные весной 2022 года, что страна готова перейти на 12-летнее обучение. И тогда предлагали зарубежные средства. Ему оппонировали: «О чём говорите, в столичных классах по 45-50 учеников, за партами сидят по трое. Какое может быть образование в таких условиях? Школы даже в столице не оснащены технически, нет интерактивных досок, компьютеров. Не хватает учителей даже по основным предметам. Сначала пусть государство обеспечит всем необходимым, а потом можно говорить на эту тему

 

(12-летки) с родителями. Стройте государственные детсады и там готовьте ребятишек к школе, как было в СССР с 10-летним образованием».

 

В соцсетях подсказывают: мол, лучше построить на выделяемые международными банками средства начальные школы-комплексы, где можно реализовать все методы обучения именно в этом возрасте.
— Но вроде бы, Алексей Владимирович, Кабмин поручил местным властям приискать необходимые помещения (и отремонтировать их) для нулевых классов.

 

— Я представляю, что это будут за классы. А главное, сколько времени и денег уйдёт на приведение их к европейскому стандарту. Мы же теперь в обучении Европе подражаем. А ведь у нас даже пластилина в старших группах детсадов нет. Того, советского, который развивает моторику. Зачем, спросите? Чтобы у маленького ученика авторучка не выпадала из руки. Ему её трудно держать даже 10 минут…

 

А теперь: сколько школ должно быть по реформе? Какие готовы к переходу на 12-летку? Это должны быть неаварийные учебные заведения с неперегруженной проектной мощностью, обустроенными санузлами и спортплощадками, а также с доступом к чистой питьевой воде. Пусть на первом этапе это будет хотя бы 500 школ. По остальным потом можно дополнительную информацию к дорожной карте дать.

 

Но вот статистика: 80 процентов учеников уходят из школы после 9-го класса.

 

Когда переходили на 11-летнее обучение, обещали, что одновременно детям будут преподавать юридическое право, ещё какую-нибудь профессию на выбор. Но ничего этого нет. А ведь раньше, при десятилетке, выпускники школ получали водительские права, профессию столяра, токаря, швеи или повара. Где алгоритм перехода на 12-летнее обучение?

 

Понимаете, западная форма обучения направлена на подготовку ребёнка к определённой специальности, которую он, приобретя за эти 12 лет, а затем в колледже, вузе, будет иметь всю жизнь. Не знаю, хорошо это или плохо, но таковы потребности капитализма. Системы, высасывающей из индивидуума все соки.
— По откровению доктора Александра Мясникова (звезды ТВ), этот поточный (с утра до вечера) американский метод нахождения за хирургическим столом за несколько лет просто опустошил его.

 

— И я к тому же. У нас другая, более щадящая, подготовка выпускников школ и затем специалистов. Если хотим добиться, как у них, надо пересматривать всю систему — не только образования, но и государства.

 

Нужно поставить всех и всё на капиталистические рельсы. Чего не успели сделать за прошедшие 30 лет независимости. Но это же не двух-трёхлетняя работа. А поэтапно — от простого к сложному. Я постоянно как детский психолог бываю в школах и просто поражаюсь уровню подготовки учителей — особенно начальных классов, куда, видимо, хотят впихнуть и нулевой. Когда говоришь об этом директору школы, тот разводит руками: мол, других специалистов у меня нет. И не будет, пока не перестроим систему педагогических колледжей и педагогических же факультетов. Что показывает тестирование выпускников вузов? Хорошо, если на педфаке процентов 30 имеют знания. Остальные? Остальные просто не идут в педагоги.

 

— Уже оскомину набило говорить о переполненных классах — по 40-50 человек. А должно быть по педагогической методике не более 20. То есть, как я понимаю, подготовка, сама реформа образовательной системы должна охватывать всех — от воспитателя детсада до руководителя Министерства образования. Это министр должен бить во все колокола, если та или иная школа не готова к учебному процессу, не имеет качественного педколлектива, в полном объёме учебного материала.

 

 

Последняя позиция — это просто бич для страны: учебники родителям приходится приобретать в подземных переходах.

 

— Знаете, что произошло при внедрении конкурсной системы назначения директоров школ? Кстати, при министре Бейшеналиеве, который потом попался на взятке. Школа — это диктат, строгая дисциплина, неукоснительное выполнение указаний директора. Тогда и появятся такие учебные заведения, как 61-я школа. И этот пресловутый конкурс вынудил Низовского — организатора от Бога — уйти. И всё, школа потеряла прежний авторитет и престиж. Лучшие учителя 61-й уходят в частные учебные заведения. И так по многим из ста школ столицы. Хотели этим конкурсом избавиться от коррупции. Получили дилетантизм. И с этим позорным термином двигать очередную образовательную реформу? Потеряем последнее разумное, доброе, вечное.

 

Или: в стране хотят с первого класса перевести обучение на кыргызский язык. Спикер ЖК Нурлан Шакиев в феврале этого года так и сказал на заседании парламента: «Предлагаю обучать учеников начальных классов только на кыргызском языке». А известно ли Шакиеву, что уровень знаний учащихся русскоязычных и кыргызскоязычных классов сильно отличается, потому что стоит вопрос качественных учебников на государственном языке.

 

— Алексей Владимирович, а почему всё-таки многие представители титульной нации отдают детей в русские школы?

 

— Я не раз спрашивал у кыргызских мам, почему они сделали такой выбор. Ответ: “Мы собираемся переехать в Россию”. То есть речь идёт о мотивации, практической стороне, не более того.

 

Спросите, почему русские дети не могут, как ни старайся, выучить госязык… В многонациональных русскоязычных школах учителя кыргызского должны в первую очередь донести до детей духовные ценности народа. Необходимо шире изучать традиции от самых простых до сложных. То есть прививать уважение и любовь к народу и его языку. А не просто заставлять тупо заучивать на уроке несколько слов. Хочу сказать, по своим наблюдениям, хороших учителей кыргызского просто нет. А вы говорите — реформы…
Нужны сначала пилотные проекты в больших городах, райцентрах, сельских школах. Да, всё течёт, всё меняется. Но как бы с водой (отрицанием якобы неэффективной советской системы обучения) нам не выплеснуть ребёнка.

 

Интервью вёл Геннадий КУЗЬМИН.

 

P. S. По экспертной информации, в Беларуси, к примеру, одномоментно ввели двенадцатилетку, практически по нашему сценарию, и буквально через полгода всё отменили, потому что начались большие риски. Ближайший сосед — Казахстан — начал пилотное внедрение ещё в 2003-м, но на первом этапе там взяли меньше 100 школ и ежегодно мониторили процесс. Публично на международном уровне результаты этого пилота озвучили только через 10 лет, и сейчас продолжают поэтапное движение. Там смогли построить грамотный алгоритм перехода к 12-летке, на каждом этапе минимизировали все возникающие риски, потому что главной целью реформы в РК было повышение качества обучения.

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 14:59, 29-03-2024

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова