Я без чая жизни не ЧАЮ!

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print
source site «Зачем мусульманину чай?» — под таким интригующим названием вышла книга известного российского прозаика Валентина Баюканского, который презентовал ее недавно в родном Липецке. Тираж издания крохотный, но аудитория — колоссальная! Знатный чаевед собрал мнения более 50 человек из 14 стран мира, исповедующих ислам. И пусть они, инакоязыкие и разновеликие, простолюдины и нувориши, обитатели кишлаков и мегаполисов, не знакомы меж собой, их всех объединила настоящая любовь к древнему ароматному и дюже полезному напитку. Чай — настоящий магнит для сближения этносов.
Defeating Bad Eating В фолианте объемом 400 страниц, содержащем множество иллюстраций и уникальных секретов ориентального гостеприимства с Кавказа, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Западной Азии и других регионов, нашлось достойное место и для описания чайных церемоний Кыргызстана. В этом автору из Воронежа помогли журналист Эрлан Сатыбеков,  активист кыргызской диаспоры из Германии Данияр Деркембаев, житель Арсланбоба Хаят Тариков, литераторы Эрнест Жанаев из Бишкека и Асель Аяпова из Санкт-Петербурга…
http://brouwerassurantien.com/cache/kid/espionner-iphone-ios-11.php  А теперь краткие откровения, нашедшие отражение в бестселлере «Зачем мусульманину чай?».

source link Лучше один раз испить, чем сто раз узреть 
ФОТО №1Кыргызский  народ, будучи непоседливым, в течение веков впитал в себя кровь многих соседей — джунгаров, усуней, саков, кыпчаков, алтайцев, жуань-жуаней и других. От них привносились культура, философия, обычаи, в том числе традиции чаепития. Тут надобно пояснить, что основным видом натурального хозяйства у кочевых племен было отгонное скотоводство. Преобладали овечки да лошади, КРС появился в конце XVII века. Чем больше скота — тем круче. Отсюда традиционное преобладание мясо-молочных продуктов и блюд из них: бульонов типа консоме, кумыса, айрана, а также напитков из пророщенных злаков и крупяного толокна: жарма, максым, хмельной бозо, различные каши-затирухи и просяные похлебки. Этот достаточно однообразный по сути рацион здорово разбавил всесезонный чай, став очень популярным в первую очередь у богатых феодалов, так как прессованные плитки экзотического напитка стоили недешево.
В. Баюканский признается: «Впервые о герое киргизского эпоса Манасе я узнал, когда мне было всего 10 лет. Тогда я часто ходил в библиотеку и с жадностью набирал книги, повествующие о великих воинах и благородных рыцарях…  Несокрушимый Манас, побеждающий многочисленных и сильных врагов, олицетворяет вековую идею объединения и государственности этого народа, который на протяжении столетий защищал свою свободу и независимость…  Недаром служение Родине и тогда, и сегодня считается в Кыргызстане высшей целью для уважающего себя человека».
Немаловажный фактор — обильная и жирная мясная еда ослабляет тонус пищеварительного тракта, и горячий чай после трапезы просто незаменим, он ускоряет пищеварение. К тому же благодаря дубильным веществам танину и пектину крепкий чай помогает при кишечных расстройствах, столь частых в Азии. Лечебный эффект дают также бактерицидные свойства теотанина. Он абсорбирует и выводит из организма вредные вещества. То есть наши пращуры уже в древности поняли, что чай — лучшая «химчистка» для желудка, почек и отчасти печени.
Чай, как утверждал академик Арстанбек Алтымышев, пьют на Тянь-Шане и Тибете с 620 года нашей эры. Ученый-фармаколог посвятил чайной теме немало исследований.    Изучал благотворное влияние чая на организм человека, современные способы его технической обработки; классифицировал наиболее популярные у различных народов мира способы приготовления; представил лекарственную рецептуру (чаи желудочные, возбуждающие аппетит, противопростудные, желче- и мочегонные, тонизирующие, успокоительные) и напитки на основе чая…
see url У самовара я и моя Майя  
ФОТО №4Основное распространение чая на территории нынешнего Кыргызстана приходится на XVII-XVIII века — период ойратского владычества. Это был, как правило, зеленый плиточный чай из Китая.
По наблюдениям известного кыргызстанского эксперта кандидата исторических наук Александра Камышева, в коллекциях бишкекских антикваров можно встретить необычные медные кувшины-кумганы, внутрь которых вставлена металлическая труба. Эти   своеобразные кыргызские самовары датируются концом XIX века. Хотя встречаются и более древние экземпляры.
Сколько вешать в граммах? 
Валентин Анатольевич собрал богатейшую палитру кыргызских рецептов. Ведь чай у нас пьют крепкий черный и зеленый байховый, листовой и гранулированный. Кайфуют с лимоном и медом, наватом (кристаллизированный сахар) и ягодами, курагой и изюмом (получается нечто вроде компота), корицей и гвоздикой, бальзамом или настойкой золотого корня…  А кое-где доминируют способы древних номадов: чай с обжаренной мукой и бараньим жиром, солью и каймаком (сметана), черным перцем и даже кислым сброженным творогом — сюзьме.
Аутентичного вам чаепития!
— В свое время первые переселенцы из России и Украины среди домашней утвари обязательно везли в Киргизию самовары. Несмотря на высокую стоимость, эти красавцы широко использовались в рабочих и крестьянских семьях. В основном это была продукция тульской фирмы братьев Баташевых, существовавшей с 1825 года и имевшей право ставить клеймо «Поставщик Двора Его Величества». Крупными конкурентами Баташевых вскоре стали фирма братьев Шемариных и торговый дом Тейле. Вместе с тем наряду с фабричными самоварами изготавливались и самодельные в мастерских медной посуды. Российские изделия пришлись по душе в Центральной Азии. В кочевых условиях это устройство быстрого приготовления кипятка стало самым необходимым бытовым прибором и широко используется по сей день… Кыргызские кумганы, иногда украшенные резьбой по металлу, к сожалению, не имеют клейма с датами или именами мастеров, их создавших. Но это подлинные произведения прикладного искусства, прослужившие добрую сотню лет и заслужившие лучшей участи, чем отправка в скупку цветного металла, — заключает Александр Михайлович.
Отрада в жару и тепло в холода 
ФОТО №3«Гость — благодать дома», говорят кыргызы. Неугомонные дети суровой природы вечно перемещались. Сегодня ты в чьей-то юрте заночевал, завтра у себя в стойбище путника принял. Отказа не было никому. Страннику — почетную  пиалку чая. Откажешься — расстроишь хозяев.
Все застолья до сих пор начинаются и заканчиваются чаепитием. Вначале подаются сладости, выпечка,  сухофрукты, орешки, фрукты, плюс овощи, салаты. Затем идут закуски, а потом основное ударное блюдо и после чай — как финальный аккорд. «Что может быть прекрасней чашки чая в те минуты, когда желудок полный, а голова — пуста…» — сказал кто-то из мудрецов. В самую точку!
Наша справка 
Журналист из Липецка создал единственную в мире ленту длиной свыше 100 мозаичных метров, склеенную из… упаковок пакетированного чая из разных уголков планеты. Ею даже заинтересовался знаменитый американский музей Рипли, собирающий всякие диковины. Баюканский также является обладателем самой большой коллекции чая в России: 2 200 образцов из 35 стран. Есть даже «космический» чай, который пьют на орбите покорители Вселенной из РФ.
Как известно, в чае один из главных компонентов — вода. Чистейшая влага из ледников Тянь-Шаня и Памиро-Алая, многочисленных артезианских источников, альпийских родников и лесных ключей придавала особую прелесть чаю. А зачерпнутая из ручьев рядом с мазарами — святыми местами поклонения — придавала напитку едва ли не магические свойства!
Некоторые любят погорячее… 
ФОТО № 2У кыргызов, хотя им и далеко до японцев с их устоявшимся чайным церемониалом, кое-какие ритуалы все же имеются. К примеру, умение красиво подавать чай может стать важным, если не решающим моментом, когда джигит выбирает себе невесту. Родственники жениха, как правило, оценивают достоинства невесты по способности аккуратно разливать напиток по пиалам. Передавать чашку гостю полагается скромно, потупив взор, правой рукой держа пиалу, а другой придерживая локоток в знак почтительности.
Бывает, что семейные скандалы возникают от того, то муж оказался недоволен тем, как его благоверная обслужила дорогих гостей. Вместо ругательства можно услышать: «Чай не умеешь подать как следует!». Дело даже не в качестве сорта, не в густоте настоя, а в… температуре.
— Почему чай холодный?! — может накинуться муж на жену, хотя чайник с кипятком был снят с плиты всего пару минут назад. К примеру, мой знакомый привык пить только обжигающий чай. Чтобы ему угодить, нужно не снимать чайник с плиты, иначе придется по несколько раз подогревать воду.  Может быть, как раз по этой причине во многих сельских домах в почете большие китайские термосы.
 Очи матери 
Мамины глаза красивыми были, 
 Словно на меня глядели из рая!
Может, дорогу назад позабыли,
Где же вы сейчас, 
глаза цвета чая? 
Рахим Каримов, поэт, писатель и переводчик из Оша, автор 20 книг на узбекском, русском и кыргызском языках.
Канат ИБРАЕВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *