IT-технологии как фактор успешности страны. Информатизация высшего образования должна стать двигателем Стратегии устойчивого развития страны

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Информатизация в мире идет достаточно быстрыми темпами, это уже необходимое условие эффективной деятельности современного государства. Кыргызстан в течение 2013-2017 годов также намерен повысить значение высоких технологий (IT) и Интернета в работе государственных органов и создать современную систему (электронного)  «е-правительства» для эффективного и менее затратного администрирования.

45Пока состояние информатизации в Кыргызской Республике носит весьма противоречивый характер. На фоне очевидных достижений просматриваются не менее очевидные недостатки: разные уровни готовности министерств, отсутствие должной координации между ними, слабая информатизация образования, здравоохранения. Фактически работа по автоматизации услуг государственных органов и служб находится еще на начальном этапе.

Кыргызстан за год опустился с 115-го на 118-е место в индексе сетевой готовности (2013 год), который служит показателем уровня развития IT-технологий в мире. Отставание государства в области информатизации ведет к появлению нового типа функциональной неграмотности населения, она проявляется через неспособность граждан адаптироваться к новой социальной среде, а государство остается по сути на обочине прогресса.

Широкое обсуждение текущего опыта работы по созданию электронного правительства, проекта закона о е-обращениях, намерение автоматизировать избирательный процесс и многие другие проекты по IT свидетельствуют, что круг должностных и гражданских лиц, осознающих важность внедрения новых информационных технологий, расширяется и  они необходимы для улучшения качества государственных и частных услуг, обуздания коррупции.

Однако все еще не выстроена понятная государственная политика по информатизации, нет единого государственного органа по информатизации, каждое ведомство идет своим путем внедрения IT-технологий, осложняя процесс интеграции автоматизированных систем. Аналогичная ситуация присутствует и в системе высшего образования страны.

Отсутствие в настоящее время единого нормативного документа, координирующего процесс информатизации высшего профессионального образования Кыргызстана, в определенной степени сдерживает развитие университетов. Вузы самостоятельно решают вопросы разработки и внедрения информационных технологий, автоматизации организации и управления учебным процессом.

У наших стратегических партнеров в России и Казахстане информатизация является национальным приоритетом, системообразующим фактором развития общества. IT-технологии оказывают влияние на политическую, экономическую и социальную сферу деятельности государства. К примеру, Госкомвуз Российской Федерации принял Концепцию информатизации высшего образования еще в 1993 году. Она стала основой реализации процессов информатизации высшей школы. В Казахстане также принята Концепция информатизации системы образования (2001 г.).

Масштабная информатизация системы высшего образования Кыргызстана могла бы придать мощный толчок развитию информатизации всего нашего общества. В первую очередь для этого необходимо принять Концепцию информатизации высшей школы страны. Цель IT-технологий состоит в рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикального повышения эффективности и качества подготовки специалистов, интеграции в международный образовательный процесс.

Аппарат Президента КР создал рабочую группу по антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов в сфере образования в целях разработки рекомендаций по вопросам внедрения превентивных мер. Одним из эффективных средств борьбы с коррупцией в вузе, безусловно, является информатизация системы образования, на которое, хотелось бы надеяться, обратит внимание эта рабочая группа. Внедрение IT-технологий способно обеспечить открытость принимаемых решений, деятельности вуза, участие в управлении большинства сотрудников и студентов. Открывается возможность организации бесконтактной сдачи экзаменов студентами, автоматизации проверки на плагиат магистерских академических диссертаций и дипломных работ выпускников вузов.

Внедрение программы «Антиплагиат» Высшей аттестационной комиссией Кыргызской Республики для сверки подлинности диссертационных работ встретило неоднозначные отзывы. Нашлись оппоненты, считающие программу незаконной и искусственно введенной. Однако последние события в России, вызвавшие большой резонанс в научном мире в связи с лишением 11 ученых степеней доктора и кандидата наук (в их диссертациях обнаружено до 64% плагиата, показывают, что в повышении эффективности экспертизы научных работ и в борьбе с «воровством» интеллектуальных достижений альтернативы информационным технологиям, похоже, просто нет.

В России появилась программа «Диссернет», выполняющая поиск по всему Интернету. Как применяют данные инновационные программы — это отдельный вопрос. Полная автоматизация процесса применения «Антиплагиата» и «Диссернета» без вмешательства человеческого фактора способна исключить коррупцию при проверке научных трудов.

Кыргызстан занимает последнее место среди стран СНГ по изданию книг. Сегодня количество людей, покупающих книги, составляет менее 1% от численности населения, причем на 300 тыс. читателей приходится всего 100 книг. Это в 38 раз ниже, чем в России, и связано с недостаточным финансированием процесса издания. Переход к электронным изданиям — путь к созданию учебных материалов в вузе с низкой себестоимостью, возможность развития изданий на кыргызском языке, которые в настоящее время составляют менее 18 % фонда библиотек по стране.

Создание электронных учебников, автоматизированных образовательных платформ с использованием технологий дистанционного обучения, формирование единого виртуального научно-образовательного пространства обеспечат доступ к качественным образовательным услугам. К тому же это неизбежно приведет к развитию самой формы обучения на расстоянии, более эффективной организации самостоятельной работы студентов, повышению компьютерной грамотности и качества образования. Нельзя не учитывать, что широкомасштабное внедрение информационно-коммуникационных технологий усиливает конкурентоспособность вуза, привлекательность на рынке образовательных услуг.

Назрела острая необходимость под эгидой Министерства образования и науки разработать и принять концепцию информатизации высшего образования Кыргызской Республики. МОиН должно координировать реализацию такой концепции, корпоративно сосредоточив передовые идеи и опыт вузов по информатизации, распространяя их на другие высшие учебные заведения.

Конечно, немаловажно, что информатизацией должны руководить специалисты высокой квалификации в этой области, имеющие достаточный багаж знаний и опыта. Для яркой иллюстрации необходимости соблюдения таких условий можно вспомнить недавно возникшие проблемы при автоматизации Казначейства Кыргызстана или терминала на экопосту при въезде в Балыкчы. Без соответствующих специалистов и высокие технологии не способны работать!

В Кыргызстане, надо признать, процесс информатизации выдвигается сейчас на передний план работы правительства страны. Недавно, 3 июня 2013 года, был создан государственный Центр электронного управления, было заявлено, что необходимо  принять стратегию правительства по внедрению электронного управления на период 2013-2017 годов. Такие шаги нацелены на то, чтобы перейти наконец от хаотичного стремления к скоординированным и систематизированным действиям в процессе внедрения информационно-коммуникационных технологий и электронного управления государством в Кыргызстане.

Система образования должна работать как кластер, а масштабная информатизация высшего образования может послужить движущей силой развития процесса в республике и фактором успешной реализации Стратегии устойчивого развития страны.

Таалайбек  КАРАКЕЕВ,

проректор по научной работе и инновациям КНУ 

им. Ж. Баласагына, доктор 

физико-математических наук.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *