ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Музыкальный эпос «Манас»: уникальность и мобильность


На побережье озера Иссык-Куль состоялся Симпозиум по традиционной музыке тюркского мира. Решение о его проведении приняло руководство ЮНЕСКО ещё несколько лет назад. Цель форума — стимулирование исследовательской работы по национальному музыкальному фольклору и профессиональной музыке, устной традиции с участием музыковедов и теоретиков из разных стран.На симпозиуме прозвучало свыше 70 научных докладов и сообщений онлайн и офлайн, подготовленных выдающимися учёными, докторами и кандидатами искусствоведения, профессорами, среди которых такие корифеи музыкальной науки, как Саида Елеманова (Казахстан), Абдулла (Турция), Фархад Бадалбейли (Азербайжан), Валентина Сузукей (Россия).
Своё видение этой тематики представил и наш кыргызский музыковед, доктор искусствоведения, профессор Кыргызской национальной консерватории им. К. Молдобасанова Камчыбек ДЮШАЛИЕВ на примере музыкального исполнения эпоса » Манас».

 

«По моему мнению, данный симпозиум, проводимый впервые в современном Кыргызстане, очень важен для истории исследования эпических традиций кыргызского народа. Вполне закономерно, что ЮНЕСКО, утвердившая эпос «Манас» как шедевр мирового эпического творчества, официально внесла его в список международного нематериального художественного творчества, выступила инициатором проведения данного симпозиума по системе асетием (истм). Данный симпозиум можно назвать глобальным по значимости, масштабности и актуальности поставленных и обсуждаемых на нём вопросов и проблем. Поэтому он должен стать тем мероприятием, которое повлияет на умы и сердца всех, кто причастен своим отношением к вопросу о состоянии и развитии эпоса «Манас» в современных условиях.

 

Особую значимость в исследовании эпоса «Манас» приобретает вопрос об актуальности такого содержательного элемента, как структурообразующая сущность в системе политической организации эпоса, которая имеет косвенное отношение к вопросам структуризации государственного аппарата по иерархической лестнице Кыргызской Республики. Это с одной стороны, с другой стороны, вопрос о современной политической организации Кыргызстана аналогичен вопросу, как и по каким принципам построен в эпосе иерархический персональный состав персонажей. Это означает, что иерархический персональный состав, художественно изображённые в эпосе образы героев и в ныне реально действующем государственном аппарате чиновников Кыргызстана в определённом смысле имеют общие черты и при желании руководителей страны могут сыграть определённую роль в использовании элементов традиционной методики расстановки ключевых фигур в политической организации в современной государственной структуре страны.

 

Главным тезисом моего доклада на симпозиуме стало утверждение мысли о важности вопроса соотношения содержания и формы в эпосе «Манас», в частности, о так называемом синкретизме музыкально-поэтического и исполнительского творчества сказителя манасчи. Речь идёт о нерасчленённости и синхронности устного эпического речитатива — единовременного процесса созидания идейного содержания и вместе с ним «языка» и выразительных средств практического воплощения эпоса. То есть эпическая идея сказания или его частей музыкально озвучивается в речитативном пении манасчи специфически типовыми интонациями как средство художественного выражения. Это означает, что в эпосе мелодия и речь образуют удивительную гармонию уникального созвучия вокальных интонаций. Так создаётся кыргызский традиционный эпический речитатив, искусство яркое, выразительное и уникальное по своей природе. Музыкальная природа эпического исполнительского искусства как сущностная категория традиционной музыки и поэзии — это отличительное свойство манасовской речитации по сравнению с речитативами в других видах и жанрах устной традиционной культуры кыргызов.

 

В содержательном плане сюжетная драматургия эпоса «Манас» основана на логике семейных генеалогических отношений, согласно которой с древности сложилась историческая традиция властвования над государством по системе перехода власти правителя от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку… По такой же схеме построена общая циклическая структура формы музыкального эпоса. Термин «Музыкальный эпос» правильно отражает сугубо звучащую сущность эпоса «Манас», которая продиктована самим смыслом бытования и живого исполнительского существования великого произведения. Музыкально-интонационная природа эпоса «Манас» делает его разнообразным по культуре исполнения в разных регионах страны. Она порождает много версий в системе сказительских речитаций в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных энергетических качеств сказителей. Творчество наиболее выдающихся манасчи показывает значительное интерпретационное разнообразие вариантов и вариаций эпоса, как по их содержательным параметрам, так и по формообразующим средствам. В сказительском искусстве Саякбая Каралаева, одного из наиболее известных и талантливых манасчи ХХ века, обнаруживается вся многообразная гамма эпических речитативов, которая охватывает выразительные средства сказительства, существующие до него. Творческие достижения самого манасчи представляют собой наиболее оригинальный и обобщённый синтез и эволюционный прорыв в развитии кыргызской эпической речитативной культуры. Творческое влияние эпической исполнительской школы Саякбая Каралаева чётко прослеживается в творчестве молодых ныне действующих манасчи, у которых используются отдельные исполнительские приёмы музыкального интонирования, заимствованные из речитативного арсенала великого предшественника.

 

Уникальность эпоса «Манас» не только в том, что он самый крупный, многовариантный, сольно-безаккомпанементный и бесконечно импровизационный, но и в том, что он единственный в своём роде, неповторимо редчайший в мире, особо насыщенный по содержанию и форме, иллюстрированный театральными элементами, музыкально-интонационными энергетическими ресурсами и живыми слушательскими интересами народной массы. В современных условиях появляются новая попытка и стремление молодых сказителей, желающих продолжить развитие эпоса «Манас» за счёт продолжения родословной истории следующими поколениями кыргызских племён во главе новых правнуков главного героя сказания — Кененсары и Кулансары, имя и деятельность которых зафиксированы в творчестве недавно ушедшего из жизни Жусупа Мамая, жившего и творившего свой вариант «Манаса» в Китае. На основе данного сведения надо предположить, что история эпоса «Манас» не заканчивается рассказом и музыкальным воплощением образов трёх великих героев-баатыров, изображённых в предыдущих вариантах, а продолжится, что свидетельствует о его историческом бессмертии и особой приверженности национальных сказителей-певцов к традициям эпоса и о преданном амбициозным отношении кыргызов к культуре эпической импровизации.

 

Мобильность творчества сказителей-профессионалов обуславливается спецификой и характером кочевой жизни, связанной со скотоводческим хозяйством древних кыргызов. Она определила метод и правило создания и распространения искусства сказительства по памяти, требующие от манасчи природного дара живого исполнения перед слушателями. Сказители, отвечающие такому требованию, были большой редкостью, и мало кто выдерживал его. Наряду с мобильностью и творческой фантазией они обладали ещё фанатизмом и физической выносливостью. Один из примеров устойчивого фанатизма в современном сказительстве наших дней — молодой манасчи Доолот Сыдыков, который пел часть эпоса в течение 14 часов без перерыва, обеда, осознавая важность возрождения сказительских традиций в новое время и как дань уважения к ним».

 

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 15:42, 16-09-2022

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова