Стержень нации

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Вопрос:  менять ли нам госсимволику республики, продолжая вектор кардинальных перемен в духе апрельской революции? —  у нашего собеседника  сомнений не вызывает. Менять — и точка! Другое дело, КЕМ, КАК и для ЧЕГО. И вот тут вас ждут весьма неожиданные откровения, касающиеся тайных знаний пращуров, магической силы знаков и уготованного нам будущего…
Знакомьтесь — Саветбек Абдрасулов, кандидат философских наук, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных наук Кыргызской государственной юридической академии.


— Саветбек Мисиркулович, комиссия по изменению госсимволики создана, люди спорят, ищут компромиссы. Что именно вас не устраивает в этом процессе?
— В первую очередь тревожит, что и на сей раз могут выбрать не то, что могло бы отобразить истинный дух народа, быть основанием для гордости. И этому опасению есть причины — компетентна ли избранная группа, обладают ли ее представители знанием символики кыргызской культуры  и геральдики? Ведь было просто указано, что с каждой фракции в нее включаются по три члена, плюс выходцы из среды творческой интеллигенции, а также прежние авторы флага и гимна.
Получается, можно выбрать любого депутата, лишь бы он был представителем правящей коалиции! Это можно сравнить с оказанием доверия провести хирургическую операцию неспециалистам, а добропорядочным, честным и уважаемым… парламентариям. Пусть они в душе и хорошие люди, но ведь могут запросто отправить пациента на тот свет.  Абсурд!
В случае аналогичного подхода при отборе новых вариантов флага, герба и гимна результат будет тем же, поверьте.  Причем негативные последствия такого шага чисто визуально могут сразу и не проявиться. Однако они обязательно скажутся со временем. Этот процесс можно сравнить с  эффектом яда замедленного действия, который начнет исподволь, медленно, но верно подтачивать стержень нации.
— Как же этого избежать?
— Простая, но четкая формулировка требований к составу комиссии дала бы возможность отбирать лишь по-настоящему востребованные кадры. Сама процедура принятия символов государственности могла бы проходить в три этапа. Первый —  формирование группы, составленной из представителей фракций и интеллигенции. Второй — утверждение отобранных вариантов госсимволов на расширенной коллегии из числа профессионалов. И, наконец, последний  — одобрение итогов проделанной работы на сессии Жогорку Кенеша.
— Но ведь нынешний образец флага за столько лет уже стал привычным, многих он вполне устраивает. Да и наследию предков вроде соответствует…
— Конечно, с одной стороны, авторы избрали символы, имеющие отношение к традиционной культуре, — тюндюк и 40 родов, или 40 чоро (джигитов). Однако изобразительное исполнение весьма неудачно. Уже говорилось о том, что центральный элемент оказался похожим не на светило с лучами, а на подсолнух. А он обозначает в кочевой этнолингвистике знак покорности, поклонения, подобострастия. К примеру, тот же Аскар Акаев, проводя свою политику, пытался не развивать первый Кыргызстан, доставшийся от предков, а хотел построить вторую Швейцарию. Не желая строить собственный дом, вознамерился создать общежитие. А каковы нравы в общаге, вы, наверное, и так знаете… Или другой пример, довольно поучительный. Перед последними выборами все партийные вожаки стремились попасть в парламент, козыряя своими покровителями извне. Тем самым красноречиво демонстрировали, чьи закордонные интересы они будут лоббировать в случае победы. Не наши с вами интересы, а  свои и тех спонсоров, кто для них является «солнцем».
И герб, кстати, очень аморфный ныне. В нем нет конкретных духовных ориентиров для нашего общества,  изображены лишь материальные объекты: солнце, горы, вода, сокол, хлопок, пшеница и надпись — Кыргыз Республикасы. Если ее убрать, то сложно вообще сказать, кому герб принадлежит!
— То есть  получается, все эти знаки могут реально влиять и на повседневную жизнь? На политсферу, экономику, социум…
— …и на все остальное! Не только символы, но и слова, если коснуться темы гимна, имеют силу. Если, например, с детства ребенку говорить, что он балбес и недоумок, он и станет таковым, дабы не опозорить вас. Мысль-то материальна. То же самое мы делаем с народом, говоря, что он неталантлив и ленив. Но как такой, извините, бесперспективный народ дожил до XXI века, не только сохранив, но и не изменив свой древний этноним «кыргыз», спрашивается?!
В советское время был снят гениальный анимационный фильм про льва, превратившегося по собственной воле в… осла. В этом мультике лев, проснувшись, находит прикрепленный к своему хвосту клочок бумаги с надписью «Осел». Испуганный хищник не может найти в себе  силы, чтобы сорвать позорный квиток, ибо он скреплен печатью. Лев внутренне ведет себя как парнокопытное и постепенно действительно превращается в осла. И все вокруг начинают относиться к нему соответственно — не как к царю зверей, а как к жвачному животному. Символ сработал. Мысль материализовалась!
Каждый уважающий себя народ во флаге и гербе не только отображает имеющиеся приоритеты, но и придает им позитивную направленность на будущее. А гимн ее возвышает, превращая в высшую духовную ценность. Только это способно придать и стремление к единству, и силы для реализации идеи гармоничного существования и сосуществования с представителями других культур.
— Тогда какими же, на ваш взгляд, могли бы быть флаг и герб нашей страны?
— Главные посылы при изображении символов и выборе цвета — это лаконичность, четкость и легкость исполнения по форме. При этом по содержанию они должны быть глубже, шире, содержательнее и богаче.
Например, флаг должен содержать цвета, почитаемые  древними кыргызами. Наши пращуры издревле использовали знамена четырех цветов: белого, сине-голубого, красного и черного. Каждый из них выражал определенное состояние. Черным цветом маркировался траур,  красным — кровь, красота, жизнь и доблесть, сине-голубым — небо, истина и благородство, белым — справедливость, согласие, мир, единство  и  духовная чистота.
На мой взгляд, стяг Кыргызстана должен сочетать  белый, сине-голубой и золотистый колор, где последний олицетворяет  источник жизненной энергии, плодородия и благоденствия.
— О, я смотрю, у вас и свой авторский образец имеется!
— На представленном эскизе вы видите белый круг и эр-оюмы («тєгєрєктїн тєрт буручу» — четыре стороны света) — это универсум, код мироздания. Окружность символизирует солнце, социум, народ, богатство и достояние (дєєлєт).  К примеру, древняя поговорка гласит: «Дєєлєт тоголок болот, мээнет жалпак болот» (богатство круглое, труд приземист).  Внешний контур и внутренний тюндюк  в виде точки — это солярный знак, являющийся источником жизненной энергии и плодородия, благополучия и благородства.   Также это и боз їй (ошибочно называемый «юртой») сверху, с высоты птичьего полета. Точнее, ак-орго, ордо. То есть святое жилище, отчий дом, исток всего сущего. Сам узор, обозначающий мужской символ и направленный как вовне, так и вовнутрь, характеризует защиту и единство.  Сплетение в орнаменте означает единство народа. Золотой тюндюк в центре — бесценный источник духовной чистоты. По форме это напоминает равносторонний крест, что в традиционной кыргызской культуре знаменовало собой постоянство, устойчивость, порядок.
В гербе, имеющем форму тумара, то есть традиционного оберега, некоего щита, охраняющего духовное достояние страны Ала-Тоо, полагаю, должны быть использованы те же цвета, что и на флаге. И аналогичные элементы, имеющие испокон веков сакральное значение. А именно — три белых треугольника в виде горных вершин, трех  тумаров меньшей формы по углам золотистого тумара,   символизируют единство кыргызов (солидарность трех родовых ветвей: он-канат, сол-канат и ичкилик). В центре — белый круг, означающий единство и духовную чистоту, а также золотой тюндюк, олицетворяющий духовный  очог (очаг), символ   благородного единения  и источник благоденствия.
— Интересно… Ну а основная роль гимна какова?
— В свою очередь главное музыкальное произведение страны призвано воспевать то, что отражено в госсимволике. Для этого в нем должны  присутствовать мотивы национальной музыки, а слова следует подобрать легкие для запоминания и напевания, но глубокие, основательные и возвышенные по содержанию.
Напоследок хочу обратиться к патриотам Отчизны. Если вам пришлись по душе мои эскизы флага, герба  и мысли о гимне Кыргызстана, прошу вас поддержать их.  Вместе у нас все получится, непременно получится!

Беседовал
Канат ИБРАЕВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *