ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Полёт креатива


После каникул депутаты Жогорку Кенеша начали трудовые будни препирательством с Кабмином и президентской администрацией. Помимо требования отчёта по «Кумтору» и выражения недовольства тем, что Садыр Жапаров не подписал проект регламента, успели озвучить различные инициативы, некоторые из них снова вызвали возмущения.

 

Не заслужили

 

Депутат фракции «Ата Журт Кыргызстан» Женишбек Токторбаев вспомнил бывших руководителей страны. Он разработал три законопроекта — о лишении привилегий экс-президентов, национализации государственных дач первых секретарей ЦК КП Киргизской ССР и введении запрета для осуждённых за коррупцию баллотироваться в Жогорку Кенеш, участвовать в президентской избирательной кампании и претендовать на должность председателя Кабинета министров.

 

Первая инициатива может ударить по Розе Отунбаевой и Сооронбаю Жээнбекову.

 

«У нас сменились пять президентов. Первый — Аскар Акаев правил 14 лет, Бакиев — пять, но никаких положительных изменений за эти периоды не случилось. Всё приватизировали. Такие президенты недостойны получать дома в пожизненное пользование и повышенную пенсию».

 

По действующему закону экс-президент получает право по достижении пенсионного возраста на «ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75 процентов от месячной заработной платы главы государства». Такой статус имеют только Роза Отунбаева и Сооронбай Жээнбеков, получившие в пожизненное пользование госохрану, дачу, медицинское обслуживание, правительственную связь. Женишбек Токторбаев считает, что бывшие руководители страны вполне могут обойтись без дополнительных субсидий. В госрезиденции им жить тоже необязательно.

 

— Если всё же экс-главы остаются в «Ала-Арче — 1», то пусть платят за коммунальные услуги из собственного кармана, а не государственного, — отметил депутат.
Женишбек Токторбаев напомнил: государственная резиденция предназначена для временного проживания главы государства и топ-менеджмента органов государственной власти. Поэтому для сохранения за страной имущества, расположенного на территории режимного объекта, надо его вернуть на баланс государства. «В Турции экс-президенты получают только пенсию, в Германии — пенсию и одного охранника, и то за их счёт. Я предлагаю тоже лишить наших президентов привилегий. Как только избран новый президент, прежний собирает сумку, берёт свой дипломат и идёт жить в свой дом», — заключил он.

 

Однако бывшими президентами Женишбек Токторбаев не ограничился. Он упомянул также имена Турдакуна Усубалиева, Абсамата Масалиева и народного писателя Чингиза Айтматова.

 

Сын Абсамата Масалиева Исхак Масалиев признался, что не понял инициативы коллеги. По его словам, от того, что есть эта дача или нет, они не обеднеют и не разбогатеют. «Но я что-то впервые в истории слышу, чтобы в обществе сначала признавали заслуги человека, награждали, а потом отбирали», — заметил он и напомнил, что по Конституции национализацию объектов производят двумя способами. «Есть возмездная и безвозмездная национализация. Возмездная — с покрытием расходов на участки. Безвозмездная — в случае совершения преступления. Если семья Масалиевых совершила преступление, то пускай конфискуют», — сказал Исхак Масалиев.

 

Ну и о третьей инициативе. Женишбек Токторбаев предложил запретить гражданам, которым инкриминировалась коррупция, участвовать в избирательных кампаниях и претендовать на должность председателя Кабинета министров. Неважно, погашена ли судимость. Это преступление против интересов государственной и муниципальной службы.
Нардеп составил список статей Уголовного кодекса, куда включены не только коррупция и злоупотребление должностным положением: «Превышение власти», «Заключение заведомо невыгодного контракта», «Незаконное обогащение», «Участие должностного лица в предпринимательской деятельности», «Получение, дача, вымогательство взятки», «Посредничество во взяточничестве», «Служебный подлог», «Незаконная выдача паспорта», «Халатность».

 

Юристы напомнили разработчику о Конституции: она не допускает ограничения. Женишбек Токторбаев парировал — в соответствии с частью 2 статьи 23 Основного закона права и свободы человека и гражданина могут ограничиваться «в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц».

 

Сами виноваты

 

На заседании парламентского комитета по правопорядку, борьбе с преступностью и противодействию коррупции депутаты заслушали информацию МВД по делу об убийстве девочки в Кадамжайском районе. И снова не обошлось без скандальных заявлений в стиле: «Сами виноваты, что провоцируют».

 

Так, нардеп Акбокон Таштанбеков осудил школьниц за слишком короткие юбки. «В интернете очень много насилия, всё это смотрят молодые люди и впитывают. К сожалению, мы не можем обеспечить работой мигрантов, но участковые должны брать их детей на учёт, присматривать за ними как следует. В том числе приходить в школы и следить за школьной формой. Я вот недавно посетил учебное заведение, некоторые школьницы носят очень короткие юбки. Думаю, что иногда девочки сами провоцируют. Обычный человек пройдёт и не заметит это, а вот педофилы могут увидеть и отслеживать», — сказал он.

 

Заслушав информацию о ходе расследования изнасилования и убийства девочки в Кадамжайском районе, народная избранница Надира Нарматова также обвинила в этом социальную сеть. Депутат предложила запретить в Кыргызстане TikTok.

 

«Сообщалось, что погибшая девочка общалась через соцсети с одним из подозреваемых. Какая может быть связь по телефону между подростком и мужчинами старше 20 лет?! Вам стоит рассмотреть вопрос о запрете TikTok. Там снимают и выкладывают видео разного содержания, на которые не действуют ограничения. Нужно запретить в Кыргызстане бессмысленные вещи и прекратить работу этой социальной сети. Эта соцсеть создана, чтобы отрицательно влиять на молодёжь Кыргызстана. Именно из-за этого повысилось количество насилия над подростками. Создайте механизмы совместно с исполнительной властью и другими органами», — обратилась нардеп к заместителю министра МВД Нурбеку Абдиеву.

 

Кроме того, она предложила нанимать квалифицированных учителей, которые знают свой предмет.
Предложение ограничить социальную сеть для детей до 14 лет озвучил и парламентарий Арсланбек Малиев. Замглавы МВД ответил ему, что на сегодня в стране нет таких механизмов.

 

В свою очередь заместитель министра культуры, информации, спорта и молодёжной политики Чынгыз Эсенгул уулу на заседании парламентской фракции «Бутун Кыргызстан» сообщил, что в стране могут ввести ограничения на социальные сети и интернет-ресурсы.

 

По его словам, в Казахстане в октябре ожидается открытие представительств Google и TikTok. Чиновники Кыргызстана приглашены и собираются провести переговоры с этими компаниями. «В Казахстане и Узбекистане есть представительства Facebook. В Кыргызстане поднимают вопрос о защите детей от негативного влияния социальных сетей. Мы совместно с Министерством внутренних дел и Министерством образования и науки работаем над этим. Если поедем туда, то переговорим о возможности открытия их представительства у нас, что позволит вводить ограничения для пользователей», — рассказал Чынгыз Эсенгул уулу.

 

Он уточнил, что ограничения в первую очередь коснутся детей. Будет совершенствоваться функция «Родительский контроль», усилится блокировка контента 18+.
На заседании парламентской фракции «Ата Журт Кыргызстан» депутат Жусупбек Коргонбай уулу предложил и вовсе запретить на законодательном уровне детям до 14 лет пользоваться телефонами.»Человек считается дееспособным с этого возраста. Если родители боятся, что не найдут ребёнка, можно чипировать его. Чего только нет в этих телефонах. Если мы хотим воспитать общество», — высказался нардеп.

 

А вот депутат Таалайбек Масабиров в свою очередь решил позаботиться о здоровье подрастающего поколения. По его словам, если раньше молодёжь употребляла насвай, то теперь курят электронные сигареты. «Дети не знают о вреде этих современных гаджетов. Я прошу МВД, Минобразования и Минздрав провести антирекламу в этом направлении», — обратился Таалайбек Масабиров.

 

Платить или нет?

 

Жогорку Кенеш вернул на доработку законопроект о штрафах за оскорбление учителей. Народные избранники посчитали, что наказывать штрафом неправильно, так как есть семьи, которые не смогут оплатить. Кроме того, депутаты отметили, что необходимо доказать вину ученика и нет чёткого механизма работы законопроекта.

 

Отметим, законопроект инициировали три депутата парламента. Один из них — Мирлан Самыйкожо — заявил, что при оскорблении и неуважительном отношении со стороны учащихся 12-16 лет их родители или попечители будут платить штраф в размере 20 расчётных показателей (2 тыс. сомов). В случае повторения деяния в течение года штраф составит 50 расчётных показателей (5 тыс. сомов) или арест до трёх-пяти дней.

 

Депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев выступил против законопроекта, касающегося оскорбления учителей учениками.
По словам Бекешева, не все смогут заплатить штраф.

 

«Сейчас существует практика, когда родителей вызывают в школу. Можно её и оставить. Что будет с теми, у которых нет денег? Должно быть доказательство, или как будет работать этот закон? А что если каждый учитель будет жаловаться? Кому верить? Учителю или ученику? Такие законопроекты не придумали даже в соседних странах», — заявил Бекешев.
Депутат Эмиль Жамгырчиев также убеждён, что, штрафуя детей за оскорбление учителей, проблемы не решить. «Тут важно воспитание детей. Есть другие рычаги давления, кроме штрафов. Мы хотим защитить 12 тыс. учителей, а есть ещё родители детей, и их больше. У кого имеются деньги, те могут заплатить, но есть дети без родителей, за них кто будет платить? Ребёнок это видит и понимает, что можно откупиться, и дальше продолжит оскорблять. К тому же потом ученики смогут заявить преподавателям, что они купили их за 1 000 сомов. Я предлагаю отклонить этот законопроект, а вместо этого поднять зарплату и уровень жизни учителей», — заключил депутат.

 

«Всё в своё время необходимо пресекать, учитель тоже родитель. Как вы знаете, мы раньше уважали и боялись педагогов. Но теперь отношение изменилось. Это не есть хорошо», — ответил Самыйкожо. Искендер Матраимов, наоборот, поддержал коллегу и предложил все штрафы выдавать оскорблённым учителям.

 

Куда двигаться дальше?

 

Депутат Дастан Бекешев предлагает ряд поправок в закон о домоуправлении. В частности, внедрить безналичные расчёты при управлении домом управляющими компаниями, ТСЖ, домкомами, жилищными кооперативами с 1 января 2024 года. Сделать подотчётными доходы и расходы домоуправления для жильцов многоэтажных домов, установить сменяемость руководства домоуправления и обязать органы МСУ оказывать всяческую помощь, а при необходимости вмешиваться в домоуправление, когда жильцы не занимаются этими вопросами.

 

По мнению парламентария, многие дома остались без какого-либо внутреннего менеджмента или управляются из рук вон плохо. Он считает, что нужно стимулировать граждан объединяться или позволить им нанимать управляющую компанию. Самих же председателей товариществ сделать подотчётными. «Собственник должен быть наделён правом не участвовать в управлении общим имуществом, если председатель ТСЖ не представляет отчёты, не ведёт прозрачный учёт и собственники не могут получить информацию по доходам и расходам. Нужно также регламентировать возможность вмешательства органов МСУ в домоуправление в случае, если домоуправление никем не ведётся или ведётся со злоупотреблениями», — сказал Дастан Бекешев. МСУ при этом могут помогать ТСЖ стимулирующими грантами. Депутат хочет, чтобы изменилось налогообложение при сдаче недвижимости в аренду.

 

— Сегодня аренда находится в тени, хотя большая часть владельцев хотела бы работать открыто, но налоговая нагрузка отбивает всякое желание платить налоги.
Так, по подсчётам нардепа, ежемесячно арендодатель должен платить 1,5 тысячи сомов за одну комнату (патент) и 1 тысячу сомов — отчисления в Соцфонд. Кроме того, в среднем 5 тысяч сомов в год — налог на имущество.

 

Дастан Бекешев предлагает снизить стоимость патента и привязать его к квадратуре, а не к количеству комнат. В том числе и для коммерческого недвижимого имущества. «Несправедливой является ставка в 8 тысяч сомов для владельцев как 100 квадратных метров, так и 199. Следует отметить, что на практике арендная плата взимается за квадратуру. То есть чем больше помещение, тем больше сумма. Так должно быть и в отношении патента», — отметил он.

 

Другой депутат Марлен Маматалиев озаботился продовольственной безопасностью. Нардеп предлагает новый проект закона. По его словам, законодательством о внутренней торговле не определены реальные меры по льготам для социально уязвимых категорий граждан. Не предусмотрена и стабилизация цен на социально значимые товары.
Марлен Маматалиев намерен внести в этот список муку и хлебопродукты (хлеб формовой, макаронные изделия, мука, крупа, бобовые); картофель; фрукты и ягоды; овощи и бахчевые; сахар; масло растительное; молоко и молочные продукты; мясо и мясопродукты; яйца.

 

 

Дополнительной мерой поддержки предлагается для всех видов товаров, включённых в перечень, установить нулевую ставку вознаграждения, которую выплачивают торговой сети за их приобретение. Если в течение 30 календарных дней рост розничной стоимости на один вид социально значимого товара составит 10 процентов и более, глава исполнительной власти или Кабмин вправе установить государственное регулирование. Бизнесмены получат временные налоговые льготы при реализации социально значимых товаров за счёт средств республиканского бюджета. Продавать их можно будет как в специализированных магазинах, так и в обычных супермаркетах, но с обязательным указателем.

 

Предложения Дастана Бекешева и Марлена Маматалиева, в отличие от законопроектов Женишбека Токторбаева, вопросов у юристов не вызвали. Между тем эксперты правовой клиники «Адилет» напоминают: стабильное законодательство является залогом устойчивости государственной власти, поэтому к любым изменениям надо относиться осторожно, качественно прорабатывать и вносить точечные поправки лишь в тех случаях, когда есть реальная необходимость.

 

На последнем пленарном заседании депутаты Жогорку Кенеша приняли решение обсудить «внутренние вопросы» и вооружённый конфликт на кыргызско-таджикской границе в закрытом режиме. Торага Талант Мамытов пояснил, что ЖК не может раскрывать всех деталей закрытого заседания, поскольку там также обсуждалась информация с грифом «Секретно».

 

Аида ШИРИНОВА.
По материалам www.

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 17:45, 20-09-2022

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова