СПОДВИЖНИК — ЭТО ТОЖЕ ПРИЗВАНИЕ. Марклену БАЯЛИНОВУ — 80

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Что уж говорить, современный Кыргызстан, как и в прежние годы, с неизменной щедростью и завидным постоянством наделяется людьми ярких и разнообразных талантов. И отрадно вдвойне, что проходит десятилетие за десятилетием, а запасы этих животворных ресурсов не истощаются.

2Вступающие в пору зрелости писатели и поэты, певцы и композиторы, мастера сценического, экранного и изобразительного искусства, постигая незыблемые традиции и опыт  коллег прошлых лет, стремятся всячески усилить и воплотить в конкретные формы своё участие в животрепещущем процессе оздоровления духовности народа, закрепления в его сознании бесценного чувства уверенности и оптимизма.

Каждый успех в творческой сфере благодарные кыргызстанцы встречают с распахнутым восторгом и трогательной признательностью. Кажется, располагай они надлежащими возможностями, каждый из тех, кто обладает счастливым даром вдохновенно и объемно передавать их душевное состояние, волнение и мысли,  был бы мгновенно выделен из общей массы, по достоинству оценен большинством и возвеличен как кумир. Не потому ли люди творческого склада получают у нас публичную поддержку, их знают поимённо, они окружены общественным вниманием и почтением.

В то же время далеко не все даже из числа вездесущих поклонников бесспорных  талантов «в курсе» того, что есть еще некие отдельные личности, чаще всего остающиеся в тени, «за кадром», чьи имена ни там, ни тут не высвечиваются. Благо эти лица вовсе не страдают от такого невнимания.

Как бы это нынче громко ни прозвучало, но для людей такого уровня всегда было, да и теперь остаётся (по крайней мере в ходе неизбежных размышлений) прежде всего дело, иными словами, служение Отчизне, результативному труду во имя благоденствия соотечественников.

Известно, что в сфере искусства всегда и везде ощущается острейший дефицит работников, способных толково организовать творческо-производственный процесс как отдельных лиц, так и в целом всего коллектива.

Проблема ещё и в том, что сначала надо уметь пристально всматриваться в то, что происходит за окном, и при этом выделять из, казалось бы, рядовой обыденности нечто примечательное и значимое, что могло бы стать предметом творчества, а затем, что ещё гораздо мудрёнее, обеспечить устойчивый интерес у многих слоев пытливых современников.

И даже это всего лишь полдела. Надо ещё как-то и где-то «откапывать», «приваживать» ценные кадры разных профилей, уметь определять и приумножать их потенциал. Без этого умения никакой возничий не сможет придать вверенной ему творческой карете ожидаемую скорость.

Получается, что забот и беспокойства у этого самого возничего-кормчего действительно невпроворот. Ему надо быть семи пядей во лбу, чтобы уметь убеждать, заинтересовывать, а ещё лучше вовлекать в новое дело других  молодых людей, открывая перед ними реальные возможности и перспективы роста.

Этого нашего энергоносителя  можно назвать коллегой и наставником, опекуном и вдохновителем, знатоком положения дел и надёжной опорой. Если же сказать и короче, и вернее, то это будет спод-виж-ник.

Весь сумасшедший творческо-производственный процесс от возникновения замысла до сдачи готовой работы сподвижник является едва ли не главной фигурой в коллективе, «расшивает» узкие места, оказывает практическую помощь  в постановке и решении «неподъёмных» вопросов.

…На элементарную информацию о том, что сделано Маркленом Касымалиевичем Баялиновым для закрепления поступательного курса кыргызского профессионального искусства, как основателен и многопланов его вклад в обновление и впечатляющую пропаганду непреходящих достижений в этой особо значимой, общенародной и многотрудной сфере, потребовалось бы немало страниц.

Моя жизнь так сложилась, что на протяжении многих лет я довольно тесно соприкасался с деятельностью нашего сегодняшнего юбиляра. И сейчас, невольно размышляя над его своеобразным активом, трудовым наследием, я пришел к твёрдому заключению: сделанное Маркленом Баялиновым так обширно и так важно, что непременно должно быть серьёзно проанализировано, обобщено и доведено до сведения всех заинтересованных учреждений и работников культуры республики. Сохранить для будущих поколений имеющиеся материалы следует, в частности, потому, что они содержат немало убедительных свидетельств наличия в недавнем прошлом мощного творческого потенциала народа и целенаправленного, непременно результативного его использования.

Разве не должны все те, кому это предписано, постоянно и крепко ломать голову над тем, как, к примеру, кардинально перетряхнуть работу с кадрами в сфере культуры. Уж слишком явственны промахи в этой части. Пример Марклена Баялинова более чем убедителен и прекрасен. Смотрите. Прежде чем он стал министром культуры, ему пришлось досконально на практике обжить все должности Управления по делам искусств, а потом пройти серьёзную «обкатку» в должностях директора оперного театра, заместителя министра… И разве не ясно, что это были не школы, а поистине университеты получения так необходимых знаний и такого ценного опыта. И в результате наш сегодняшний юбиляр блестяще знал всю систему культуры Кыргызстана, структуру и предназначение всех учреждений и, конечно же, их главное достояние — надёжных знатоков своего непростого дела. То же самое можно сказать и о работе Марклена Баялинова в должности председателя Госкино республики.

Понятно, что, какими бы природными данными ни обладал наш юбиляр, самое положительное воздействие на его формирование и рост как руководителя оказали его близкие, и прежде всего отец — Касымалы Баялинов, не только выдающийся писатель, но и толковый организатор творческой деятельности литераторов, продолжительное время возглавлявший Союз писателей республики. Повлияли на него и многие опытные коллеги-современники, в их числе Назаркул Абдылдаев, начальник управления культпросветучреждений, Тилен Тургумбаева,   заместитель министра культуры, принявшая молодого Марклена на работу, поверившая в него и оказавшая и административную, и поистине материнскую поддержку. Что касается Кулуйпы Кондучаловой, выдающегося общественно-политического деятеля, министра культуры, то о её влиянии на судьбу Марклена Баялинова особый разговор.

Позднее он активно взаимодействовал с такими выдающимися деятелями  культуры, как Екатерина Фурцева, председатель Союза театральных деятелей России Михаил Ульянов, кинорежиссёр Андрон Кончаловский и целый ряд других оригинально мыслящих и действующих личностей.

Здесь уместно затронуть и тему взаимообогащения культур и организации гастролей. В годы работы Марклена Баялинова министром культуры республики наши оперный и драматические коллективы систематически демонстрировали свое искусство на знаменитых подмостках Москвы. Так, оперный театр имени Малдыбаева более двадцати дней показывал свои спектакли на сцене Большого театра Союза ССР. В свою очередь известные мастера России были частыми и желанными гостями в городах Кыргызстана.

Миссия Марклена Баялинова по руководству театральным искусством республики была несколько упрощена, так как он не являлся здесь случайным человеком. Больше того, он прекрасно знал специфику театра и в своё время выступил как либреттист, создатель сценариев балета «Сказ о Манкурте» и балета-оратории «Материнское поле». Естественно, что среди отечественных и зарубежных крупных певцов, музыкантов и режиссёров он пользовался неизменным уважением. Особенное расположение к нему испытывали народные артисты Союза ССР Булат Минжилкиев, Айсулу Токомбаева, Кайиргуль Сартбаева, Хусеин  Мухтаров… Чтобы назвать здесь и других выдающихся мастеров сцены, понадобилось бы много места. Скажу только, что наш юбиляр был избран членом правления театральных деятелей Союза ССР и отмечен несколькими наградами, в том числе такой особо весомой, какой является орден Трудового Красного Знамени.

На протяжении двенадцати лет Марклен Баялинов возглавлял систему кинематографии республики. Это было благодатное время энергичного постижения нашей творческой молодёжью нового искусства с параллельным созданием своих работ, многие из которых достигали завидного уровня и были отмечены авторитетными зарубежными мастерами. И здесь так же, как и на ниве театрального искусства, создавались благоприятные условия для практического раскрытия способностей наших уже заявивших о себе кинематографистов — Мелиса Убукеева, Толомуша Океева, Болота Шамшиева, Геннадия Базарова…

Весьма примечателен и отраден факт, свидетельствующий о полном взаимопонимании и  слаженности в работе трёх организаций — Госкино, студии «Киргизфильм» и Союза кинематографистов. Понятно, что роль Госкино в обеспечении такого благоприятного положения довольно значительна.

В части  кинообслуживания населения Кыргызстана также были достигнуты впечатляющие  успехи. Госкино республики восемь раз было удостоено переходящего  Красного Знамени Госкино СССР и ЦК профсоюза работников культуры.

В течение многих лет каждое появление Марклена Баялинова в Министерстве культуры Союза ССР, Госкино СССР, Большом театре, Союзе кинематографистов становилось радостным событием и вызывало на лицах сотрудников добрые распахнутые улыбки.

Что касается Кыргызстана, то доброе имя Марклена Баялинова навсегда останется в его истории как пример многолетнего, плодотворного и редкостного по своему бескорыстию служения родной стране, росту и совершенствованию ее художественной культуры.

Аркадий БИТЮКОВ,

заслуженный деятель культуры республики.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *