Соавтор «кыргызского чуда»

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Думаю, сегодня никто не станет оспаривать тот факт, что уже давно мы пребываем во времени практически не гаснущих экранов. Они сопровождают нас едва ли не круглосуточно. Не подлежит сомнению также и то, что бесчисленные почитатели искусства кино, особенно те, которые относятся к «самостоятельным» зрителям, прекрасно знают, что каждая кинолента, будь она игровая или документальная, может появиться перед их глазами только в результате серьезных усилий ее авторов и прежде всего сценариста, режиссера, оператора. И если их творение придется по душе широким кругам зрителей разных возрастов, тогда хвала и честь этой одаренной и усердной троице.

Усубалиев Ш.Широкая общественность Кыргызстана, не говоря уже о всей его художественной интеллигенции, хорошо помнит, что именно 60-80-е годы минувшего века были особенно урожайными на профессионально добротные и явно успешные в части творческих поисков кинофильмы.

С того благодатного времени минуло ни много ни мало более четверти века. Однако ныне здравствующие кинематографисты республики тех лет, киноведы, журналисты, студенты творческих факультетов по-прежнему называют тот невероятный взлет тогда еще молодого нашего киноискусства не иначе как «кыргызским чудом». И это определение я не стал бы брать в кавычки, так как в нем не содержится какой-то явной гиперболы.

Не только советские, но и именитые зарубежные киномастера множество раз на зональных и международных смотрах и фестивалях удостаивали работы студии «Кыргызфильм»  почетными и весомыми призами и премиями. Наши киностудийцы то и дело выдавали в  кинотеатры, клубы, дома культуры, для кинопередвижек такие киноленты, которые было бы вернее называть не широко-, а глубокоэкранными. Такова была и остается их наполненность осмысленным и существенным содержанием и такова их творческая неувядаемость.

Размышляя о том благодатном периоде, невольно задаешься вопросом: а что же служило основанием для такого впечатляющего и обнадеживающего старта и дальнейшего весьма продолжительного подъема нашего кино?

Прежде вcero это, конечно же, само послевоенное положение страны, которое требовало не только незамедлительного восстановления народного хозяйства,  энергичного собирания всех сохранившихся средств культуры, их максимального использования, но и создания новых учреждений, организаций и материальной базы искусства. Тем более что вся художественная культура в те годы полностью входила в сферу идеологии. Надо было без долгой pacкачки расширять выпуск кинохроники и документальных фильмов, надо было уже присматриваться к самостоятельной съемке художественных фильмов. Благо в киностудии уже трудилась группа преданных делу «доморощенных» энтузиастов, которая стала пополняться за счет приезжающих более опытных и подготовленных специалистов.

Другим воистину счастливым событием для кыргызского кино, новым фактором его развития стало энергичное вхождение в него такой могучей фигуры, какой стала к тому времени личность Чингиза Айтматова. Его воздействие на наше кино велико и во многом определяюще, оно так многомерно, прогрессивно и непреходяще, что так же, как и сегодня, в далекие последующие годы будет представлять собой неиссякаемый предмет тщательного изучения учеными, киноведами и всеми заинтересованными лицами. Они будут настоятельно рекомендовать все новым и новым поколениям наших кинематографистов наследие великого мастера слова и кино в качестве основательных уроков.

Я обратил внимание читателей газеты на упомянутые выше обстоятельства, оказавшие существенное воздействие на стремительное становление и подъем кыргызского кино, только потому, что их совершенно невозможно отделить от другого момента, а именно от факта пребывания на протяжении более 40 лет во главе всей системы кинематографии республики Шарленалы Усубалиева.

Скажу сразу, что вылепить словами образ этого нашего соотечественника во всей полноте, впечатляюще передать неповторимость его характера, сущность и значительность личности чрезвычайно сложно. Особенно если иметь в виду, что наш герой никогда не стремился растиражировать свою персону ни в профиль, ни в анфас, ни голосовыми, ни печатными средствами. Даже самое мизерное проявление какого-то пиара или популизма было для него не только несвойственно, но и бесконечно чуждо.

Что же касается верхних этажей, то их обитателей скорее всего устраивала такая непритязательность номенклатурного кадра, так как не доставляла никаких хлопот ни по линии давно заслуженного поощрения, достойного, действительно беззаветного труженика-патриота, ни по части также более чем обоснованного, но почему-то замороженного служебного роста.

Между тем даже неглубокое погружение в биографию Шаршеналы Усубалиева открывает перед нами довольно редкую по своей капитальности, неповторимости и притягательности личность. Увы! Ее масштаб так и не был высвечен  при жизни по-настоящему. Да и степень тогдашнего общественного признания была далеко не равнозначной тому внушительному объему работ, который выполнялся в течение многих лет в интересах того самого общества.

И сегодня меня прямо-таки подмывает сказать о том самом существенном, что составляло основу этой личности, что ее определяло и скрепляло. Так вот, прежде всего это был настоящий патриот своей страны, с каким бы общественно-политическим строем она ни связала свою судьбу. Это был достойный и верный сын своего народа, какой бы он путь ни выбрал и в каком бы положении ни оказался.

Шаршеналы Усубалиев четко осознавал свои личные мыслительные и физические ресурсы, свое предназначение в обществе и испытывал постоянные потребности быть полезным соотечественникам. Разумеется, практическое участие в важной службе немыслимо без «кровного родства» с ответственностью, с дисциплиной и необходимостью профессионального роста. И такие требования были для Ш. Усубалиева вполне естественными и подлежащими выполнению.

Все эти качества, за которые дают хорошую цену в любом государстве, как раз  и обусловили редкую продолжительность нахождения Ш. Усубалиева на руководящих должностях и его востребованность по линии общественной работы. Здесь, кстати, следует отметить, что успешный глава нашей кинематографии несколько лет был депутатом Верховного Совета республики и постоянно участвовал в крупных мероприятиях, проводимых Госкино и Союзом кинематографистов СССР. Что же касается его политической зрелости и профессиональных знаний, то они были на таком уровне, что позволяли Госкино страны и высшим партийным органам направлять Шаршеналы Усубалиева на  долговременную работу в дальние зарубежные страны.

Разумеется, серьезные дела по общественной линии не должны были сокращать и никогда не сокращали объем основной деятельности Ш. Усубалиева, будь он директором студии «Кыргызфильм», заместителем председателя или председателем Госкино Кыргызской Республики.

Чтобы понять, какое место в жизни Ш. Усубалиева занимало кино, скажем только, что оно было его судьбой и что он был врожденным кинематографистом.

И тут опять же не обойтись без ответов на вопрос: почему Ш. Усубалиев более 40 лет своей жизни и всю свою душу «положил» на свою «возлюбленную», трепетную ниву кинематографии? Где зарыта собака такой верности? И здесь опять же сработал целый ряд обстоятельств.

Прежде всего несомненная интересность, заложенная в самой системе кино. Постоянная, никогда не убывающая новизна в работе, в общении с новыми людьми, изменяющееся содержание работы в отделах, цехах, съемочных группах, преодоление неизбежных проблем. И, конечно же, создание самих кинофильмов. Этот процесс никого не может оставить равнодушным.

Если же говорить о том, что помогло Ш. Усубалиеву так долго оставаться у руля кыргызского кино и добиваться творческо-производственных успехов на протяжении столь долгого периода, то надо отметить прежде всего его отличное понимание предназначения кино как искусства и требования, предъявляемые к нему каждым новым периодом времени.

Невозможно переоценить и то обстоятельство, что практически безотказно сказывалось  блестящее умение Ш. Усубалиева работать с людьми. Как же это сложно вообще! А если же говорить о творческих персонах, то тут… Как говорят, пиши пропало. Каждый сценарист — это талант, каждый режиссер — это гений, каждый оператор — это фигура. Но ужас в том, что каждый из них еще и… характер! И какой!

Короче, надо быть волшебником, чтобы не только уметь ладить с такими птицами, но и так с ними «ворковать», чтобы в их гнездах смогли появиться еще и новые здоровые птенчики. Невероятно, но Ш. Усубалиев умел это делать.

Беспримерны по своей значительности и прекрасны многолетние взаимодействие и дружба Шаршеналы Усубалиева и Чингиза Айтматова. Несомненно, молодые исследователи  удовлетворят возрастающий интерес заинтересованных кыргызстанцев к содержанию и процессу этих взаимоотношений.

На заметный рост авторитета Ш. Усубалиева среди кинематографистов республики и вообще среди творческой интеллигенции оказало его энергичное участие в решении ряда фундаментальных задач, напрямую относящихся к киноискусству. В частности, в практическом осуществлении строительства нового помещения киностудии, организации у нас съемок первых художественных фильмов, увеличении количества кинокартин, подлежащих дублированию  на кыргызский язык, организации на постоянной основе подготовки и переподготовки собственных специалистов в вузах Москвы и Ленинграда.

Ш. Усубалиев был хорошо понятен и близок по духу нашим творческим работникам еще и потому, что сам использовал любую возможность, чтобы заняться творчеством. Он является автором сценариев целого ряда художественных и документальных фильмов, среди которых полнометражный игровой  фильм «Тайная прогулка», созданный на основе собственных впечатлений от боевых действий разведчиков. Фильм вызвал большой интерес у зрителей многих зарубежных стран.

He могу удержаться и лишить читателей нашей газеты возможности получить хоть какое-то представление об объеме и содержании работы Госкино и Союза кинематографистов Кыргызстана в те годы, когда эти органы возглавлял Шаршеналы Усубалиев.

Открыв наугад один из блокнотов своих деловых записей, я с интересом прочел следующее. Только в течение одного 1986 года в Кыргызстане было проведено столько крупных республиканских и всесоюзных мероприятий по линии кино, что сообщать о них придется только через запятую.

Смотрите. Четвертый Всесоюзный кинофестиваль детских фильмов «Сказка», пятый съезд кинематографистов Киргизии, республиканский конкурс любительских фильмов, вечер памяти лауреата Государственной премии СССР Динары Асановой, премьера художественного фильма лауреата Госпремии СССР Болота Шамшиева «Снайперы»,  зональный смотр мультипликационных фильмов  республик Средней Азии и Казахстана, творческий вечер кинорежиссера народного артиста Кыргызстана Альгиса Видугириса, встречи известных кинодеятелей нашей республики с делегациями Китая, Германии, Польши, Непала, Сирии… Вот так! И все это для наших кинематографистов. И все это вместе. И все это в интересах кинозрителей. Есть что вспомнить.

…Однажды в газете «Слово Кыргызстана» неугомонный человек Шаршеналы Усубалиев  изложил свои мысли, возникшие в бессонную ночь.  Так вот, этот соотечественник, давно ставший мне родным по духу, участник обороны Москвы в 1941 году, непоколебимый патриот, убежденный интернационалист, так обстоятельно сумел сказать о самом насущном для любого гражданина любой страны, так прочувствованно и точно выразить свое беспокойство в связи со сложившимся в ту пору  в республике положением, так проникновенно обратиться к кыргызстанцам, к молодежи, к властям предержащим со своими соображениями, советами и предостережениями, что и сегодня, по истечении… двух десятилетий, его взволнованное обращение ни на йоту не утратило своей актуальности и остроты. И хоть завтра оно может быть напечатано без малейших  сокращений.

В эти дни Шаршеналы Усубалиев отмечал бы свое 90-летие.

Аркадий БИТЮКОВ, 

заслуженный деятель

культуры республики. 

 

 


Добавить комментарий