Main Menu

Госдирекция по югу. Куда делись миллионы?

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Ни много ни мало именно так поставлен вопрос, инициированный Жогорку Кенешем страны в отношении деятельности Государственной дирекции по восстановлению  Оша и Джалал-Абада. И впервые он возник в апреле прошлого года. Почему? Вопрос отдельный. Госдирекция свою работу закончила, но вот ее бывший глава, а ныне премьер-министр Ж. Сатыбалдиев, — активно действующий государственный деятель. А парламентариев интересует именно его персона, а не собственно работа уже несуществующего института.

Само по себе желание депутатов держать руку на пульсе всего, что не только происходит, но и происходило три года назад в стране, заслуживает всяческого уважения. Одно смущает:  а чего ж было ждать-то столько? Почему только сейчас возник вопрос о проверке деятельности госдирекции? Мы помним, как почти год парламент «выкручивал руки» на глазах всей страны (и это без преувеличения) главе кабмина по вопросу с Кумтором, требуя без всяких разумных доводов любыми способами повысить долю страны в золотом проекте. Не получилось! Ну тогда надо покопаться в прошлых делах Жанторо Сатыбалдиева, ведь и на солнце бывают пятна,  решили нардепы и затеяли новую «стирку» со строительными проектами по восстановлению после трагедии 2010-го юга страны…

Заключение депутатской комиссии готово, но уж больно многое тенденциозно там выглядит. А люди имеют такое же право знать правду, как и парламентарии. Мы решили во всем разобраться по пунктам. Без политики… Только факты!

Из заключения депутатской комиссии:

Суммарно все выделяемые средства на эти цели (бюджетные, гуманитарные, грантовые и др.) составили  в переводе на сомы 11 404,5 млн. сомов.

По факту:

Фактическая сумма выделенных средств, включая гуманитарную помощь, в суммарном выражении составила

9 308,8 млн. сомов. В справку ЖК КР, видимо, включены еще неначатые или частично начатые проекты, а незавершенные. Например, на 01.01.2013 г. еще не начаты работы по реализации:

— 3-й фазы Проекта АБР по улучшению инфраструктуры водоснабжения Оша, Джалал-Абада и с. Базар-Коргон — 27,96 млн. долл. США;

— строительства спорткомплекса в Оше (Иран) — 1,0 млн. долл. США,

— строительства 66-кв. жилого дома (КНР) начато. Однако из 5,0 млн. долл. поступило только 2,5 млн. долл.;

— строительства индивидуальных жилых домов (Султанат Оман). Из 1,0 млн. долл. поступило только 325,0 тыс. дол. Не поступило 675,0 тыс. долл.;

— помощи Турецкой Республики, где из 11,0 млн. долл. поступило 9 478,8 тыс. долл. США, не освоено 1 521,0 тыс. долл.

Всего намеченных инвестиций и грантов, осуществляемых непосредственно донорами — 93,0 млн. долл. США, или

4 417,5 млн. сомов. Из них не освоено 33,65 млн. долл., или

1 598,6 млн. сомов. Фактически освоено 59,3 млн. долл., или

2 818,9 млн. сомов.

Финансирование и использование средств из республиканского бюджета составляет  4 616,1 млн. сомов.

Поступление на спецсчет государственной дирекции (ГД) — 6,8 млн. сомов.

Поступление гуманитарной помощи (стройматериалы) — 266,5 млн. сомов.

Всего освоение составляет  7 708,2 млн. сомов. Разница с суммой, указанной в справке депутатской комиссии (11 404,5 млн. сомов),  — 3 696,3 млн. сомов.

Следует отметить, что Азиатский банк развития (АБР) выделил 60,0 млн. долл., а не 100,0 млн. долл., как указано в справке комиссии ЖК. При этом 26,6 млн. долл. США для реализации второй фазы строительства индивидуальных жилых домов в справке учтены дважды. Кроме того, указанная в справке сумма 42,0 млн. юаней (КНР) для строительства больницы в Оше относится к Минздраву КР, но строительство  в 2013 году также не было начато.

Средства Всемирного банка в  размере 10,0 млн. долл. для дорог и 12,5 млн. долл. для восстановления электро- и газоснабжения  израсходованы Минтрансом  и Минэнерго  без участия ГД. Госдирекция также не имеет никакого отношения к денежным средствам, выделенным ЕБРР и СЕКО, в размере  8,42 млн. евро.

Из заключения депутатской комиссии:

Госдирекцией нарушены правила аккумулирования средств, утвержденные ПКР от 4 августа 2010 года №147. Из-за нарушения правил аккумулирования денежных средств госдирекция преднамеренно соз-дала благоприятные условия для коррупции, в результате чего основная часть средств,  которая не проходила через счета фонда (гранты, гуманитарная помощь  и иные средства), осталась вне контроля.

По факту:

Внешняя помощь по инвестиционным проектам не должна была проходить через систему Казначейства. Именно по требованию доноров она шла через счета в коммерческих банках. Доноры посчитали этот путь куда более оперативным, открытым и прозрачным.

Надо напомнить, что на донорской встрече 27 июля 2010 года было заявлено о предоставлении большого объема гуманитарной помощи. Однако ее поступление (продукты и другие товары и средства первой необходимости) не координировалось госдирекцией.

Средства, реализованные через УВКБ ООН (Управление по делам беженцев верховного комиссара), Красный Крест и ЮСАИД (проекты осуществлялись в первую фазу восстановления жилья) также не проходили через ГД,  республиканский бюджет и систему Казначейства. Это была гуманитарная помощь данных организаций, их добровольная инициатива. Доноры отчитывались по ним перед своими аудиторскими структурами, но не перед правительством Кыргызской Республики. Однако софинансирование указанных проектов (в части проведения топографических, изыскательских и архитектурно-планировочных работ, подготовки проектов строительства жилых домов, подготовки и очистки территорий от мусора и т.д.) госдирекцией проводилось через систему Казначейства.

АБР выделил 60,0 млн. долл. в рамках проекта «Чрезвычайная помощь для восстановления жилья (вторая фаза переходного жилья), улучшения общественной инфраструктуры, водоснабжения и санитарии в Оше и Джалал-Абаде». Соответствующее соглашение подписано 27 сентября 2010 г. Закон о ратификации соглашения был принят Жогорку Кенешем  и подписан Президентом 30 декабря 2010 г. По проекту не предусмотрено открытие специального счета в коммерческом банке, все выплаты  осуществлялись АБР напрямую на счета партнеров/подрядчиков. Так как проект был включен в Программу государственных инвестиций, все выплаты по нему осуществлялись через одобрение Министерства финансов КР и включены в бюджет развития республиканского бюджета (приложение 3 к РБ).

Для восстановительных и строительных работ правительство Турецкой Республики выделило 11,0 млн. долларов на грантовой основе. Данная сумма была заявлена на донорской встрече в июле 2010 года. Гендирекция не подписывала никаких соглашений с турецкой стороной, не подписывала контрактов с подрядчиками и не осуществляла никаких выплат. Турецкая сторона сама проводила тендеры, заключала контракты с подрядчиками и осуществляла выплаты напрямую на счета подрядчиков — это процедуры были проведены самостоятельно турецкой стороной. Госдирекция не имела прямого отношения к денежным вопросам. В соответствии с соглашением  координация программ проводилась с турецкой стороны ТИКА, с нашей — МИДом КР.

В октябре 2010 г. состоялся визит исполнительного директора благотворительной организации султаната Оман г-на Али Ибрахима Шенуна Аль Раиси в Кыргызскую Республику. Он посетил и юг. Во время визита госдирекция достигла договоренности о строительстве 65 жилых домов для пострадавших и нуждающихся на общую сумму 825 тыс. долларов США за счет благотворительной организации султаната Оман. Все выплаты осуществлялись султанатом напрямую на счета подрядчиков. Финансовые средства не проходили через госдирекцию.

По проекту с Китайской Народной Республикой по строительству жилого комплекса в Оше финансовая помощь, выделяемая КНР, составила 5 млн. долларов. По проекту китайская сторона перечисляет средства гранта на счет, который определяла кыргызская сторона. Согласно распоряжению правительства КР №410-р от 24.07., вся китайская помощь должна проходить через РСК Банк. Министерство финансов разрешило использовать для целей проекта валютные счета, которые были уже открыты госдирекцией в РСК Банке (письмо от 17.08.12. №16-2-2/8844).

Из заключения депутатской комиссии:

Отсутствует анализ работы созданного наблюдательного совета.

Следует отметить, что вообще нет  информации о работе представителей государственных, международных и неправительственных организаций по контролю средств Спецфонда ГД.

По факту:

Заседания наблюдательного совета (НС) проводились регулярно. За 30 месяцев деятельности госдирекции проведено 6 заседаний под председательством премьер-министров КР (А. Муралиев, А. Атамбаев, О. Бабанов, Ж. Сатыбалдиев), где полностью контролировалась финансово-хозяйственная деятельность госдирекции, рассматривались и вносились на утверждение правительству КР программа и перечни объектов госдирекции по годам (2010, 2011, 2012-й), определялись основные направления в ее работе. Членами НС являлись наряду с представителями государственных и контролирующих органов также представители отдельных международных организаций, таких как Международный валютный фонд, Всемирный банк,

ПРООН, АБР, ОБСЕ, а также неправительственных организаций с Союза архитекторов КР, союзов строителей, предпринимателей и СМИ.

В работе госдирекции принимали непосредственное участие эксперты-консультанты ПРООН по госзакупкам, сметным расчетам, работе с общественностью и СМИ, а также представители НПО «ИнтерБилим», «Таза табигат»,»Кылым шамы», «За демократию и гражданское общество» и др. С их участием проводились общественные слушания по работе госдирекции, медиатуры, разрабатывались руководства и методические указания. Результаты работы этих организаций освещались в СМИ. Необходимо отметить, что экспертами депутатской комиссии информация об их работе не запрашивалась.

Из заключения депутатской комиссии:

В период проверки деятельности госдирекции работниками этой структуры создавались искусственные и преднамеренные преграды, препятствовавшие полноценному анализу и детальному изучению, не дававшие  возможности проведения вскрышных работ, контрольных обмеров.

По факту:

В связи с ликвидацией госдирекции в январе 2013 года все  ее  соответствующие документы по накладным были сданы в Государственный архив, УМС Оша и Джалал-Абада, органы местного самоуправления районов, органы Госэкотех-

инспекции и службы обслуживания инженерных коммуникаций. Проверка депутатской комиссии ЖК была начата в конце апреля 2013 года, в связи с чем бывшие работники госдирекции не могли «создавать искусственные и преднамеренные преграды».

Из заключения депутатской комиссии:

Нарушая Закон «О конфликте интересов», бывший руководитель, ныне премьер-министр, согласно постановлению правительства от 15 января 2013 года образовывает комиссию по ликвидации госдирекции.

По факту:

На конференции международных доноров с участием представителей 14 стран и 15 международных организаций, Президента КР и членов Временного правительства 27 июля 2010 г. была принята резолюция о предоставлении большого объема финансовой и гуманитарной помощи, а также определен срок восстановительных работ в течение 30 месяцев. В бюджете 2012 года функционирование госдирекции предусматривалось на 9 месяцев, т.е. до 1 октября 2012 года. Однако из-за незавершенности начатых строительных работ внесли изменения в бюджет, и срок работы госдирекции был продлен до 2013 года. По завершении поставленных задач в связи с истечением 30 месяцев и отсутствием дальнейшего финансирования деятельности госдирекции было принято решение о ее ликвидации.

Кстати, оговоренный в справке комиссии ЖК КР Закон «О конфликте интересов» не зарегистрирован в Минюсте КР.

 

Руслан ИСАЕВ.

(Продолжение следует.)






Добавить комментарий