ЭПОХА МАЛДЫБАЕВЫХ

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Замечательное событие состоялось в Кыргызской национальной библиотеке. Здесь в зале культуры и искусства открылась книжно-иллюстративная выставка, посвященная мэтрам отечественной профессиональной классической музыки  Абдыласу и Жылдыз Малдыбаевым, отцу и дочери.

Выставка юбилейная. В  эти дни Жылдыз Абдыласовна отмечает свой 65-й день рождения, а Абдыласу Малдыбаевичу исполнилось бы 105 лет. Творчество первого кыргызского композитора и первой кыргызской женщины-композитора стало источником художественных традиций в нашем искусстве. А для современных музыкантов — это не  преемственность, а  духовное наследие, пример выбора истинной цели в искусстве.
О Малдыбаевых сказано и написано так много, что, обращаясь к этой теме, всегда рискуешь повториться. Но сегодня именно тот случай, когда повторение полезно. Новое поколение, выросшее после распада СССР, в  большинстве своем не знает  ни о жизни, ни о личном вкладе в историю страны этой талантливой музыкальной семьи.
И в том вина наших повседневных реалий, когда вместо шедевров классики популяризируется  эстрадный ширпотреб, а местные  продюсеры напоминают  базаркомов, делающих деньги на  (по их мнению) музыке. Да и средства массовой информации нечасто балуют своим присутствием подобные мероприятия. Ну еще бы! Это же не скандальные депутатские собрания, не «горящие» митинги, не пресс-конференции с участием «обиженных» и «необиженных» деятелей  политики.  И мы еще говорим о воспитании какой-то духовности, возрождении моральных ценностей и т.д. А ведь именно в творчестве кыргызских классиков все это есть! Только государству нужно не «декларировать» заботу об искусстве, а ставить художественные ценности  во главу угла своей политики.
«Дело художника, обязанность художника — видеть то, что задумано, слышать ту музыку, которой гремит «разорванный ветром воздух», — писал выдающийся русский поэт Александр Блок в 1918 году. Зарождающееся искусство Кыргызстана в 1930-х годах стало своеобразным зеркалом революции прошлого века, драматизма и пафоса, празднеств и рабочих будней молодого государства, теперь уже бывшего Советского Союза. Тогда после голода и разрухи советская страна жила кипучей культурной жизнью, какой не могла похвастать ни одна процветающая держава мира. Театр, музыка, кино, изобразительное искусство были одним из инструментов развития государства.

АЛА-ТООНУН
АТА-БАЛА УЛУУ КОМПОЗИТОРЛОРУ

Короткая справка. Абдылас Малдыбаев — народный артист СССР, композитор, оперный певец, заслуженный деятель искусств Киргизии, лауреат Госпремии им. Т. Сатылганова. Почти каждое крупное сочинение композитора становилось событием общекультурного масштаба. Для национальной культуры велико значение оперного творчества Малдыбаева. Его «Айчурек», «Токтогул», «Манас»  не только были высокопрофессиональны, но и оказывали огромное эмоциональное воздействие. Имя А. Малдыбаева носит Кыргызский академический национальный театр оперы и балета.
Жылдыз Малдыбаева —  профессор, заслуженный деятель культуры, отличник народного образования, лауреат премии Ленинского комсомола. В 2007 году награждена медалью «Даўк». Ею написаны симфонические, камерно-инструментальные, вокальные произведения,  которые привлекают открытостью, простотой и искренностью подачи образного мира.
Рассказывает  заслуженный деятель культуры Кыргызстана музыковед Андрей Кузнецов: «В 1936 году сюда приехали два  молодых русских талантливых музыканта Власов и Фере. Им по указанию Сталина в Кыргызстане нужно было создать первую национальную оперу. Всего за три года. Не создадут — их расстреляют. А ведь здесь тогда ничего практически не было. Тем не менее они нашли талантливого соавтора Абдыласа Малдыбаева, давшего весь мелодический материал. То, что было создано киргизским народом веками — лучшие интонации, лучшие мелодии, — воплотилось в его творчестве. Малдыбаев  написал чудесные мелодии, которые легли в основу первой кыргызской оперы «Айчурек». Над ней все трудились на совесть,  с предельной отдачей. Репетиции следовали одна за другой. И наконец работа была показана в мае 1939 года во Фрунзе, а потом в Москве. А там произошло потрясающее событие! Сначала для показа дали Малый театр. Сталин сам  все курировал, во все вникал. И когда посмотрел спектакль, увидел это потрясающее зрелище, дал указание ставить оперу в Большом театре. Особенно хороши были декорации, но их рассчитали на малую сцену. Пришлось все переделывать, работали день и ночь, но спектакль сдали вовремя. Газеты пестрели восхищенными отзывами. Декада кыргызского искусства стала первым событием в Москве, а опера «Айчурек» имела громадный успех.
С Жылдыз Малдыбаевой я вместе учился в музыкальном училище имени Куренкеева. Это была девушка лет восемнадцати, хрупкая, очень живая, задорная, веселая. Ее очень любили, она прекрасно   играла на фортепиано, умела подбирать на слух новые модные ритмы. Уже в училище она показала себя как композитор, и, естественно, дальше была учеба в Бакинской консерватории под руководством выдающегося композитора Кара-Караева.  Очень сильная сторона таланта Жылдыз — лирика,  мелодизм. У нее все пьесы замечательны, они доходят до сердца. То есть, как у Мендельсона, хочется не только сыграть, но и спеть. Она уже была признанной, о ней писали, произведения исполнялись, когда произошел второй взлет. В начале восьмидесятых годов  при филармонии стал работать эстрадный ансамбль «Семетей». Были приглашены специалист, аранжировщик, требовался  репертуар. И тогда  пригласили Жылдыз. У нее как будто вторая молодость наступила! Ее песни того времени были очень яркие. Каждая песня  —  хит.
Я часто гуляю по Дзержинке и встречаю красивого, импозантного мужчину — Болота Малдыбаева, сына маэстро, профессора хорового искусства. Вообще, эта семья щедро одарена талантом, красотой и благородной душой».
Радует то, что встречи в  Национальной библиотеке, посвященные выдающимся личностям отечественного искусства, становятся доброй традицией. И, как правило, звучат не только профессиональные оценки творчества, но и житейские истории, характеризующие мастеров с  человеческой стороны. Так, например, Болот Малдыбаев вспомнил несколько эпизодов из жизни отца, по которым можно судить о его моральных  качествах: «Асанхан Джумахматов рассказывал, что отец, будучи уже известным музыкантом, завел традицию угощать студентов в лучшем московском ресторане «Арагви». Здесь его  знали в лицо все официанты. И он, усаживая студентов, заставлял их выбирать  все, что хотят, чтобы наесться. Выпивать  чуть-чуть разрешал только старшим. А потом каждому вручал по купюре.   Кулипа Кондучалова, министр культуры, подчеркивала принципиальность Малдыбаева в решении производственных вопросов. Отец был мягким и спокойным человеком, но в то же время требовательным к себе и другим».

ЭТА МУЗЫКА БУДЕТ ВЕЧНОЙ…
В экспозиции в двух разделах представлены книги, газетно-журнальные статьи, фотографии, документы из личных архивов, пластинки, нотные издания. Показали документальный фильм, в котором можно увидеть и услышать  самого Абдыласа Малдыбаева. И, конечно же, звучала музыка. Стало интересно, как воспринимает молодое поколение  кыргызскую классику. Особенно запомнилось выступление несомненно талантливого студента Кыргызской национальной консерватории, лауреата международных фестивалей и конкурсов Льва Кима. «Главная заслуга Малдыбаева в том, что он сумел «заковать» народные  традиции, дух нашего народа, в классической, академической форме. Я уверен, что пройдут века, многое из современной музыки просто забудется, а классика, в том числе и  творчество Малдыбаева, останется. Я пою арию Семетея и хочу, чтобы во мне что-то осталось от этого эпического героя. То, каким передал его автор, его суть. Здесь и степенность, и красота, и мужество. А вообще, хорошая традиция была при большевиках:  детей водили в оперный театр, выдавали абонементы. Если рассматривать эпос «Манас»  как литературное произведение, то он достаточно тяжелый. Его нужно несколько раз перечитывать, пересматривать и продумывать. А для среднестатистического представителя моего поколения,  тех, кто родился в девяностые годы, это непросто. С появлением компьютерных игр хорошо, если один раз через силу прочитают. А музыка облегчает восприятие. Потому и нужны абонементы, может быть, следует   приглашать артистов на классные часы, устраивать концерты в школах для популяризации музыки и эпоса. И если говорить о поддержке национального духа, о какой-то государственной концепции, то начинать нужно с заботы о людях искусства».
Лев прав. Честно говоря, не очень-то приятно брать в руки поношенные  сомы с измятыми образами  великого композитора, великой балерины, великого комузиста… Ужасно то, что многие граждане и не догадываются, кто эти люди и какое значение они имели для становления Кыргызстана как государства. Естественно, это не означает, что нужно срочно взять и поменять деньги. Но менять отношение в обществе к культуре и искусству нужно незамедлительно. Народная артистка СССР Кайыргуль Сартбаева заметила: «Как  хорошо, что здесь присутствовала молодежь, студенты вузов, консерватории. Такие встречи, конференции необходимы сегодня. В следующем году 70 лет исполняется опере «Айчурек», и опять мы будем благодарить композиторов Малдыбаева, Власова, Фере, постановщиков, художников Арефьева, Штоффера, Шахрая, Васильева. И по сей день для нас это духовная пища, духовные ценности, благодаря которым у профессионального оперного искусства есть будущее».
Чингиз Айтматов писал: «Жизнь, смерть, любовь, сострадание и вдохновение — все будет сказано в музыке, ибо в ней, в музыке, мы смогли достичь наивысшей свободы, за которую боролись на протяжении всей истории, начиная с первых проблесков в сознании человека, но достичь которой нам удалось лишь в ней. И лишь музыка, преодолевая догмы всех времен, всегда устремлена в будущее… И поэтому ей дано сказать то, чего мы не смогли сказать…».

Алла ВЖЕСИНСКАЯ.

Добавить комментарий