Беречь и честь, и здоровье надо смолоду

     В последнее время в обществе часто поднимают  вопрос о проблемах здоровья нашего народа, и особенно учащихся и молодежи. Мы осознали, что оно — самый главный фактор человечества. 

В системе профтехобразования, например, функционирует 110 профлицеев, в которых обучаются около 36 тыс. учащихся. В основном это дети-сироты, а также  из многодетных семей. Я провела исследование по предмету «Здоровый образ жизни» в бишкекских школах. Оказалось, в них нет утвержденной программы. Есть совместные планы с городскими медицинскими учреждениями. Один раз в неделю проводятся классные часы на темы, касающиеся здорового образа жизни. При этом используются  методические пособия проекта «Здоровая школа». Но ведь этого явно  недостаточно. Необходимо разработать и утвердить программу, дать конкретные темы. Нужны преподаватели, желательно с медицинским образованием. А проводить уроки надо не менее двух раз в неделю.
В Кыргызстане работает очень много международных организаций, которые поддерживают инициативы, касающиеся охраны здоровья. Я предлагала создать рабочую группу и разработать программу для школ, потому что пока мы не составим ее и не выпустим пособия по вопросам охраны здоровья, положение будет ухудшаться. Многие дети сегодня не посещают школу, а работают на рынках Бишкека. Психика у ребят нередко нарушена. Очень часто СМИ сообщают о случаях рэкета. И таких нежелательных примеров  огромное количество.
Изучив состояние здоровья молодежи, наша рабочая группа во главе с директором РЦУЗ Г. Айтмурзаевой составила план работы на 5 лет по внедрению учебно-тематического плана в количестве 20 часов и утвердила его на совете АПТО МТЗМ. Мы выпустили методическое пособие по курсу ЗОЖ для преподавателей системы ПТО на русском и кыргызском языках. Нами проведено несколько серий семинаров, обучено около 1 000 преподавателей на соответствующие темы. На семинарах поднимались и вопросы отсутствия соответствующих условий в учебных заведениях  для преподавателей и студентов. Так, в школах  есть проблемы с отоплением, водой, питанием, не соблюдаются правила элементарной гигиены. Ни в  школах, ни в колледжах и техникумах в программах нет предмета «Здоровый образ жизни», а лишь изредка  проводятся, как уже упоминалось, классные часы по данной тематике. Руководство учебных заведений  совместно с городским Центром СПИДа составляет план мероприятий по реализации государственной программы предупреждения эпидемии ВИЧ/СПИДа. Дело важное, бесспорно. Что касается плана мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся в рамках проекта «Здоровая школа», то здесь отлаженного механизма работы практически нет. Я  предлагаю создать рабочую группу из числа учителей, классных руководителей, зам. директоров по учебно-воспитательной части, специалистов КАО МО,  РЦУЗ МЗ, ЮНФПА ООН и других и разработать учебно-тематическую программу для  начальных, средних и старших классов, а также для студентов колледжей и техникумов, утвердить ее на совете КАО  и МО и выпустить учебно-методические пособия на русском и кыргызском языках. Пока мы не разработаем эту программу, вопрос здоровья молодежи будет оставаться животрепещущей проблемой.

Дамира ЖУМАБАЕВА,
отличник народного образования КР.

 

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий