Чудо-юдо 2014 года в Кыргызстане: охота за таинственным монстром. Конец легенды…

     Вот и декабрь на излете. А значит, пришло время подвести итоги уходящего от нас рысцой Года Лошади. 

Лошадь показала себя весьма своенравной особой 

     2014-й запомнился целой чередой разнообразнейших событий. Навскидку можно вспомнить шпионский скандал с участием сына экс-премьер-министра, кровопролитные инциденты на южных границах страны, скандалы в стенах Жогорку Кенеша, разорительный иск от «Центерры», приговор по революционным событиям 7 апреля 2010 года, бегство из республики М. Мырзакматова и т.д.
Однако в перечне самых необычных случаев наиболее резонансным, безусловно, является шумиха вокруг охоты за таинственным монстром, резавшим скот у бедных чабанов в Нарынском крае. Благодаря этому феномену Кыргызстан в июне  стал одной из самых часто упоминаемых стран в мировых СМИ. Облава на так называемую чупакабру, в которой участвовали сотни людей,  стала сенсацией поистине всепланетарного масштаба!
Вот об этом мы и напомним сегодня. Да кое-какие выводы сделаем…

Осторожно, кровосос!

     Летний ажиотаж возник в Кочкорском районе, где неизвестное существо за короткий срок погубило 39 голов мелкогорогатого скота, 39 кур и 12 кроликов. У всех жертв отмечались следы укусов и выпитой крови.1
И без того небогатые нарынчане, лишившиеся домашней живности, забили тревогу. Они опасались, что таинственный кровосос может начать нападать на детей.
Поняв, что это не домыслы, что некая тварь реально угрожает благосостоянию тяньшаньцев и даже их жизням, представитель правительства в Нарынской области Аманбай Кайыпов, и глава облУВД Нарынбек Молдоисаев 14 июня самолично встретились с пострадавшими животноводами, призвав их ставить капканы и силки для отлова ночного хищника.
«Я призываю всех местных жителей оказать содействие в поиске неизвестного существа», — процитировали начальника милиции в областной администрации.
А двумя днями позже власти вообще пошли на беспрецедентный шаг — в Кочкорском районе создали настоящий штаб по обнаружению и истреблению чупакабры! Именно так назвали монстра в Госветинспекции, чей директор Самир Осмоналиев заявил, что в поисках чупакабры задействованы сотрудники МЧС, милиции, охотинспекции, ветеринары и медики.
Более того, обеспокоенность усиливающейся паникой среди населения выразил даже депутат ЖК Дастан Джумабеков. Он ратовал за привлечение к акции ликвидации чупакабры… военных с оружием.
СМИ же сообщали, что неуловимая особь живет на кладбище и за его уничтожение объявлено вознаграждение в 5 тысяч сомов.
Начался отстрел бродячих собак, число которых достигло 156.
Между тем аналогичные случаи падежа домашних животных от загадочной чупакабры ранее фиксировались в селе Раздольном Чуйской области и в айыле Саруу Джеты-Огузского района Иссык-Кульской области.
Одним словом, шумиха приобрела грандиозный масштаб, вовлекая в свою орбиту все больше официальных лиц.

Кто же он, ночной вампир?

     Напомним, что первые сведения о чупакабре (исп. chupacabras от chupar — «сосать» и cabra — «коза», то есть «козий вампир») появились еще в 1950-х годах, когда в Пуэрто-Рико  обнаружили нескольких мертвых обескровленных коз.  В середине 1990-х годов легенда приобрела широкое распространение благодаря телевидению и Интернету. Чаще всего чупакабру описывают как четвероногую особь, похожую на облезшую собаку, койота или лису, но с задними ногами, как у кенгуру, и узкой мордой с неестественно большими клыками.
Загадочного вампира видели в разных регионах, в том числе на территории СНГ, в частности, на Украине, Беларуси, России…
Некоторые кыргызские ученые в те тревожные июньские дни выдвигали версию, что за чупакабру  очевидцы из Нарына принимали обычных хищников, но видоизмененных и лишившихся шерсти в результате гибридизации или болезней.
«Возможно, на живность в Нарынской области нападало какое-нибудь взбесившееся животное. Или  генетически мутировавший хищник, типа шакала или волка», — делился мнением биолог Абдыкадыр Моноев.
Но откуда же свидетельства о том, что чупакабра якобы лишь высасывает кровь, оставляя только маленькие аккуратные ранки, но не ест мяса своих жертв?
Отдельные эксперты считали, что все дело в обыкновенных… мясных мухах. Эти  двукрылые саркофагиды очень распространены в Кыргызстане. Крупные насекомые садятся на наиболее уязвимые части тела у скотины, такие как глаза, уши и вымя, открытые раны или язвы, и начисто объедают подгнившую ткань — отсюда «хирургическая точность» и отсутствие крови.  Известны виды, личинки которых живут в ранах млекопитающих (главным образом овец и коз), вызывая их изъязвления  — миязы. Также мясные мухи — переносчики возбудителей ряда инфекционных заболеваний. С другой стороны, уничтожая падаль, они играют важную роль санитаров природы.
Другими словами, в Нарынской областях домашний скот мог стать жертвой не четвероногих мутантов, а опасных летающих паразитов?
Но, безусловно, находились и скептики, которые откровенно потешались над чрезвычайной ситуацией в Кочкорке. Мол, местные чинуши тем самым просто пытаются списать массовый падеж скота и птицы на фантастическое чудо-юдо.

Как негатив превратить в позитив? 

     Развязка истории датируется 24 июня, когда начальник управления по контролю и здоровью животных Государственной инспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности Мурат Абдыраев заявил, что переполошившей всю республику чупакаброй оказалась обыкновенная… собака.  В желудке одной из убитых охотниками  дворняг  специалисты при вскрытии обнаружили останки овцы. Это подтвердил и аким Кочкорского района Жылдызбек Шералиев.
После этого все нападения на скотину прекратились, и шумиха вокруг чупакабры сама собой сошла на нет…
Казалось бы, можно вздохнуть с облегчением.
Увы, но эксперты в области имиджевой привлекательности стран считают, что мы проморгали настоящую сенсацию, которую можно было использовать как приманку для гостей нарынских весей.  Не смейтесь, но даже это явление легко можно, оказывается, применить в качестве экзотической фишки с целью PR-продвижения туризма в малонаселенном и труднодоступном Кочкорском  районе!
В частности, такое мнение на днях высказал нашей газете собеседник из Казахстана Серик Алпыспаев, занимающийся   изучением брендинга территорий и тем, как можно извлекать прибыль из, казалось бы, абсолютно нелогичных или абсурдных вещей.
«Креативными маркетологами давно доказано, что лучшая реклама — человеческие предрассудки! В июне 2014 года всего за неделю упоминание слова «Кыргызстан» на мировых информационных лентах побило все рекорды. И вовсе не из-за ваших политических процессов, неких реформ или достижений, а именно из-за экзотической чупакабры!» — говорит С. Алпыспаев.
Согласно мировому индексу имиджа государств (Global Nation Branding Index), который регулярно, ежеквартально и ежегодно составляет компания East West Communications из Вашингтона, существует специальная научная разработка по замеру популярности разных регионов для анализа восприятия бренда какой-либо страны международным сообществом. Так вот, их общепризнанный во всем мире индекс основывается в первую очередь на количестве новостных статей о той или иной стране, опубликованных в определенный период и представляющих наиболее объективную картину. Томас Кромвель, президент East West Communications, заметил, что исследование странового имиджа отражает основные события, происходящие в странах, как плохие, так и хорошие.
«Международный престиж, инвестиции, экспорт и туризм — все это тесно взаимосвязано с восприятием вашего бренда», — уверен Кромвель. И добавляет, что «используя наши доклады, правительства могут работать над продвижением своих брендов, исправляя слабые стороны и делая акцент на своих сильных сторонах».
“Так почему бы властям Кыргызстана не поэксплуатировать тему чупакабры для имиджевого позиционирования Кочкорки как родины центральноазиатского монстра, привлечения для его поисков иностранных охотников-экстремалов и само собой — извлечения из всего этого прибыли?» — вопрошает эксперт из соседнего Казахстана.

Примеры успеха других стран

     Наиболее грамотный вариант в этом плане демонстрируют дельцы из Шотландии.  Власти крохотного городка возле озера Лох-Несс считают шумиху вокруг своей достопримечательности настоящей золотой жилой. Неуловимый плезиозавр приносит вполне осязаемые фунты стерлингов. Миллионы фунтов. Туристы — до 400 тысяч человек ежегодно! — влекомые славой первооткрывателей, неделями дежурят на берегу пресноводного резервуара (длина около 40 км, глубина — 230 м) с видеокамерами и фотоаппаратами, оставляя в отелях отпускные деньги. Курортные деньги оседают и в многочисленных сувенирных лавках (где вашему вниманию предложат сонмище предметов, связанных с Несси), а также в специализированном музее криптозоологии. Кровные тратятся в ходе экскурсионных коммерческих туров в поисках неуловимой рептилии с помощью гидролокаторов и т.д. Несси породила собой целую индустрию. Прибыльную и нескончаемую. Хорошо организованную и пестуемую. Финансы на мифе. Паблисити на весь свет. Конгениально!
По сообщению The Daily Mail, британские социологи опросили две тысячи респондентов с целью составления пятерки самых популярных представителей Шотландии. Так вот, Несси уверенно обошла поэта Роберта Бернса, актера Шона Коннери, средневекового короля Роберта I Брюса и рыцаря Уильяма Уоллеса! Теперь группа местных бизнесменов-энтузиастов бегает с идеей включить озеро Лох-Несс в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Если задумка воплотится, приезжих будет еще больше, а это позволит получать каждый год прибыль в размере $150 миллионов. Не слабо, да?
Ладно, Британия далеко. Но ведь нечто подобное есть и по соседству — в китайском СУАР. В одном с Кыргызстаном горном массиве есть живописное небесное озеро — Тяньчи, в котором тоже, дескать, плавает нечто неопознанное. И там масса туристов околачивается с тяжелыми карманами. А сколько может быть подобных озер всего на Тянь-Шане, а?
Скажете, все это грандиозная мистификация? Я полагаю — грамотная имидж-эксплуатация!
Кстати, о монстрах. В районе села Озгоруш Ляйлякского района Баткенской области местные жители наблюдали здоровенных змей… с двумя шипящими головами, к тому же покрытых шерстью. Ухмыляющимся читателям напомним, что подобные гады ползучие нет-нет да и попадаются, правда, в других местах. «Комсомольская правда», помнится, писала о подобном феномене в Новгородской области. Там видели необычных свистящих змей, летавших по воздуху и нападавших на людей. Даже экспедицию собирались снарядить туда. Так что все возможно…

Как из экзотической фишки сделать фетиш 

     Кыргызстану позарез нужен бренд отдельных районов для их позиционирования на международном туристическом рынке. И чем необычней будет сия визитная карточка, тем перспективней!
На сегодня мы проигрываем другим странам в конкурентной борьбе по привлечению инвестиций и гостей. Единственным более-менее «забрендированным» регионом является Иссык-Кульская область. Но только благодаря своей природно-географической особенности, а не целенаправленной работе по имиджевому продвижению данного курортного массива.
Отсутствуют и свои оригинальные задумки. Ни одна идея не получила практического воплощения, кроме как бизнес-задумка Турузбека Мамашова о том, что «Кыргызстан — родина Санта-Клауса». Несмотря на иронические шпильки, экс-глава Госагентства по туризму усиленно проталкивал свою идею, организовывал парады Клаусов в Бишкеке, выезды  на горнолыжную базу в Караколе, сайт специализированный был запущен и т.д. Но с уходом инициатора со своего поста идею похоронили. Хотя потребность в завлекаловке осталась, туризм на этом можно и нужно развивать, однозначно.
Из других идей отметим попытки раскрутить такие разномастные темы, как  уникальность арсланбобских грецких орехов, кыргызский текстиль и т.д.
Отдельные инициаторы предлагали, например, обратить внимание на раскрутку образа тайгана — реликтовой породы охотничьих собак у зверобоев Ала-Тоо. Увы, эта группа борзых псов уже зарегистрирована в 1995 году под оригинальным стандартом президиумом Кинологической федерации… Узбекистана. Иначе говоря, мы упустили своего «короля гор», который представляет собой продукт генетического отбора нашими предками универсальной охотничьей собаки.
Да, и с чупакаброй мы однозначно опоздали, что является настоящим имиджевым провалом уходящего года. Но может, хотя бы в наступающем, 2015-м не будем зевать и при первой же возможности застолбим за собой какую-нибудь оригинальную фишку, сделав ее туристическим фетишем, а?
Очень хочется на это надеяться…

Канат ИБРАЕВ.

"СК"

Издательский дом «Слово Кыргызстана»

Добавить комментарий