Main Menu

Соцзащита обездоленных детей: от стратегий — к реальным проектам

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Двадцатилетний юбилей  независимого и  суверенного государства вызвал в СМИ  ряд публикаций руководителей  министерств и ведомств. Не обошлось и без интервью. Внимание привлекает   беседа с   министром социальной  защиты А. Рыскуловой  («Слово Кыргызстана», 2 сентября 2011 г.).   По  ее словам, она  разобралась  «в перипетиях социальной защиты» и  сообщила, что  с группой    специалистов  «приступили  к разработке  программного документа — стратегии  развития  системы социальной защиты  населения».  Отметила «плотное сотрудничество с НПО». Выразила готовность государства  «платить неправительственному сектору за  оказываемые социальные услуги».
И, как  опытный управленец, посетовала  на «скудные государственные ресурсы».  К сожалению,  уважаемая министр  коснулась, но    «обошла»    вопросы социальной защиты  детей,  оказавшихся  в трудной жизненной  ситуации.

Выступая в ранге руководителя министерства, госпожа А. Рыскулова могла, конечно,     рассказать  общественности  о  тяжелом наследстве, что досталось ей, о    своих планах, подходах к решению задач и об   ожидаемых  результатах социальной  защиты  детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации.  Но не  рассказала.  Возможно, решила не  давать  широковещательных обещаний, памятуя  о том, что  цыплят по осени считают.

«Соблюдение прав сирот — заповедь Аллаха»  (шейх Абд-ар Рахман Саади)
Однако наши     правозащитники  не столь осмотрительны  и осторожны и  не обходят  острые углы госсистемы    приюта  обездоленных детей, вскрывают повсеместные нарушения  тех или иных прав  ребенка и доводят  эту информацию до правительства.
Так, Молодежная правозащитная группа  (2010 г.) обнаружила в стране  более ста тридцати детских учреждений интернатного типа. И эта цифра не окончательная. «Действующая система  финансирования интернатных учреждений  и  достаточно легкий способ помещения  детей в резиденциальные учреждения  способствуют росту  числа подопечных в них  и  числа  учреждений», —   уверены эксперты  Лиги защитников прав ребенка (2010 г).
Но «предложения и рекомендации, направленные  на  защиту прав  детей, к сожалению,   остаются невыполненными и фактически даже нерассмотренными», — с горечью заключает Н. Утешева,  координатор   Молодежной правозащитной группы.  «Ежегодно, — продолжает она, — все больше и больше детей пополняют   различные государственные резиденциальные учреждения, из которых постоянно поступает чудовищная информация: массовое злоупотребление диагностикой глубокой умственной отсталости; запущенных детишек с легкостью приговаривают к пожизненному существованию в состоянии «овоща»; выделяемые государством средства на питание неэффективно расходуются, во многих таких  учреждениях дети недоедают и жалуются на постоянное чувство голода;  не выделяются средства на нужды и потребности детей: одежду, обувь, средства гигиены,  для эмоционального развития детей; практика   неуставных методов наказания: помещение детей в психиатрическую больницу, лишение еды, уборка туалетов, подсобных хозяйств, применение физического насилия».
«Отдавайте сиротам  их имущество и не меняйте скверное на хорошее. Не  пожирайте их имущество вместе со своим. Воистину это великий грех». Но, судя по документам  правозащитников, глухи  оказались к заповедям Всевышнего те работники детских   приютов, что нарушают права ребенка, обирают его.  А ведь большинство из них женщины.
Вряд ли  может утешить  Наталью Утешеву тот факт, что наши  «мудрые»  чиновники   игнорируют   как  предложения правозащитников, так и  предложения  экспертов представительства ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) в Кыргызстане. В одном из   обзоров  (2006 г.) заморские   консультанты  ненавязчиво рекомендовали  «использование таких подходов, как деинституциализация,  реинтеграция, позволяющих детям вернуться в биологические семьи, приобрести приемные (фостерные)».   Пять лет прошло, а воз и ныне там.  Нашим чиновникам заповеди Всевышнего, что упреки коту Ваське,  который слушает, да   ест.
Кстати, представительство ЮНИСЕФ оказывает поддержку населению страны до семнадцати лет. Это дает ему право перейти от скромных к настоятельным рекомендациям, адресованным  властям.

Мониторинг — хорошо, и контроль — хорошо, а координация лучше
Детские  учреждения  находятся в подчинении  у ряда министерств,   создаются при религиозных организациях,  общественных фондах. Действуют    частные детские  дома,  встречаются и приемные семьи.   Множество «нянек»    говорит о необходимости  регулирования,  координации,  мониторинга,  контроля,  методического обеспечения их социальной деятельности.    Министерство  социальной защиты населения — специально уполномоченный госорган,      обязанный осуществлять координацию  действий министерств и ведомств  в сфере  социальной защиты     детей.   Однако  анализ положения о нем   вскрывает иную картину. Министерство  устраняется от согласования (координации) действий  этих  организаций.     Оно    ограничивает  свою деятельность      «мониторингом   организаций и учреждений,   предоставляющих социальные услуги детям,  находящимся в трудной жизненной ситуации».
Ситуацию  «спасает» в  определенной мере Стратегия  развития социальной защиты населения. В ней по замыслу министра «планируется  четко расписать роли  каждой из  заинтересованных сторон, прежде всего государства,  органов местного самоуправления  и неправительственного сектора».
Участникам  «круглого стола»,  проведенного недавно в отеле «Достук», для обсуждения  проекта  стратегии была  представлена ее сокращенная версия,  что вызывает искреннее  удивление и вопрос:  а есть  ли полная   версия документа? Впрочем, на безрыбье — и рак  рыба.   Анализ «сокращенной версии» —  занятие  небесполезное.  Возьмем,  к примеру,  один из  ее разделов,  где предлагается создать координационный совет по социальной политике. Цель его   — координация  действий всех заинтересованных сторон в реализации стратегии. Председатель совета — вице-премьер-министр.   Выходит, разработчики стратегии понимают  необходимость координации действий  партнеров,  однако  предпочли  передать  эту  естественную  управленческую  функцию    министерства   правительству. Мотив  очевиден: уменьшить, а лучше — устранить     риск ответственности, ибо  угроза  провала отдельных направлений    политики социальной защиты  детей, судя по всему, реальна. В первую очередь это  касается  деинституционализации детских учреждений, предусматривающей передачу     детей в приемные семьи, возвращение в родные.
Что касается вице-премьер-министра как председателя  совета,  то  он уже  по должности обязан осуществлять координацию   работы всех  министерств и ведомств,   имеющих отношение к   социальной сфере. Разумеется, ничто не мешает созданию межведомственного координационного совета,  но его председателем    должна быть  министр  социальной  защиты населения.
Создание   вышестоящего координирующего органа  — далеко не новая  и совсем не забытая,  как оказалось, идея. В свое  время  для координации выполнения программы «Новое поколение», которая еще в 2001 г. предусматривала расширение сети приемных семей, была создана  правительственная    комиссия    по   делам несовершеннолетних, о неэффективности деятельности которой дружно заявляли  правозащитники. Надо полагать,  иная судьба  ожидает межведомственный  координационный совет в случае его создания, ибо его работа будет    направляться  железной волей А. Рыскуловой.

От  «стратегии идей»  к конкретным действиям
Стратегия,     в сущности,  является документом,  который  выражает  государственную политику страны в  сфере соцзащиты  детей. Его  анализ невольно вызывает крамольный вопрос  о целесообразности  ее разработки.  Он возник потому, что  эта госполитика   практически сформировалась с 2000-го по 2010 год  благодаря  международным актам о  защите детей, разработке  Кодекса «О детях», разнообразной помощи представительства  ЮНИСЕФ, в том числе методической. Одно из основных   направлений такой  политики  —  демобилизация обездоленных детей из детских учреждений  в родные и приемные семьи. Большой опыт  работы с приемными семьями у руководителя  ОО «Тянь-Шань Л. Воробьева: «Мы давно убедились, что через специальные курсы нужно обязательно пропускать всех желающих усыновить и принять ребенка в свою семью».
Политика  государства, выраженная в  недавно принятой  Среднесрочной  программе  развития  КР на  2012-2014 годы,  основное внимание уделяет   экономике, предусматривая разработку сорока крупных национальных проектов, а также «необходимость  устройства детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в центры дневного пребывания, приемные семьи, центры адаптации и реабилитации». Ничто не мешает  и Министерству  соцзащиты населения     разработать среднесрочную программу    развития соцзащиты населения, предусмотрев разработку    крупных национальных проектов  в сфере  социальной защиты детей, обеспеченных финансированием,  и  их реализацию.
В этом смысле внимание привлекает  План мероприятий  по реализации Стратегии социальной защиты населения.  Он  предусматривает   внедрение института  приемных  (фостерных) семей.   Срок  реализации —  три года.  Ожидаемый результат —   «наличие положения  о приемной (фостерной семье)». Но  позвольте, разрабатывать три года один подзаконный акт? Кому это выгодно? Разумеется,  чиновникам. Но не детям.
За   годы  второго десятилетия государственной  независимости   основные направления и принципы социальной  защиты  обездоленных детей  были закреплены в законодательстве о детях. Можно  долго рассуждать о его несовершенстве, но оно есть и  действует. Задача заключается  в элементарной организации    исполнения его норм,   конкретных действиях, разработке  крупных национальных  проектов, обеспечивающих реализацию права  каждого обездоленного ребенка жить в семье.     Таковыми  должны стать     проект  «Развитие института приемных семей» и деинституционализация детских учреждений интернатного типа. И чем скорее его разработают и введут в действие, тем больше детей, лишенных родительского попечения,  окажутся  «в семейном  окружении,  атмосфере  счастья, любви и  понимания».

Геннадий ЖАЛКУБАЕВ,
независимый аналитик.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Related News

Осторожно: финансовое мошенничество!

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrint(Окончание. Начало в номерах от 14, 19 и 28 февраля 2020 г.) Возможно, вы тожеRead More

Памятник Бишкеку баатыру готов

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintБронзовый памятник Бишкеку баатыру готов, сообщила АКИpress председатель общественного объединения «Бишкек баатыр» и прямой потомокRead More

Добавить комментарий