Main Menu

Школа Черкасова — школа любознательных

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Добрую память оставили после себя школьные учителя, которые, не жалея своих сил, создавали краеведческие кружки и музеи, воспитывали юных географов и историков, закладывая в молодые сердца любовь к родному краю. Это учителя с большой буквы: Н. Черкасов, Ю. Голендухин,   В. Гапоненко, Р. Рысакова, М. Тур, М. Синусов,   В. Лапко, О. Соронбаев…
Список можно долго продолжать. Мне посчастливилось встретиться со многими из них. Но самым первым был Николай Дмитриевич Черкасов.


В детстве я искал какой-нибудь “бродячий” кружок, и таковым при Дворце пионеров города Фрунзе оказался историко-археологический, в то время возглавляемый большим энтузиастом Лидией Васильевной Шевченко. Мы знакомились с историческими памятниками нашего города, изучали его окрестности, исследуя средневековые городища, такие, как Кузнечная крепость, Ключевское, Покровское, Кара-Джигач, наскальные рисунки Чумышских скал.
В 1953 году несколько кружковцев Дворца пионеров стали участниками летнего похода по северному побережью Иссык-Куля. Это путешествие  от Чолпон-Аты до Чоктала было организовано учителем истории СШ № 10 Николаем Дмитриевичем Черкасовым. И его воспитанники составляли основное ядро экспедиции. Оказалось, что и наш кружок был создан Николаем Дмитриевичем, а  Лидия Шевченко была его ученицей. И поэтому мы, теперь ее кружковцы, попали в экспедицию к Черкасову.
Земля Кыргызстана богата многими памятниками материальной и духовной культуры. И Николай Дмитриевич научил нас видеть под размытыми земляными холмами руины древних поселений или курганы — захоронения кочевников. На валунах и скалах мы находили едва видимые надписи с загадочными письменами и рисунки с изображениями животных и сцен из жизни доисторического человека. Учитель приводил нас к стоящим тогда еще на своих местах каменным бабам, к полуразрушенным стенам старых гумбезов… Мы поклонялись  памяти предков.
Но самой главной задачей нашей экспедиции было       изучение наскальных рисунков. Николай Дмитриевич  увлекался петроглифами, и мы помогали ему собирать уникальную коллекцию древних изображений,  копировали наскальные рисунки с многочисленных валунов, оставленных селевыми потоками и ледниками в предгорных частях Иссык-Кульского побережья. Тушью на кальку, промасленную для лучшей прозрачности, мы срисовывали то, что было изображено древними художниками: сцены охоты, ритуальные пляски, фантастических животных. Многое исчезло вместе с осыпавшимся вековым пустынным загаром или стерто современными надписями.
Одно имя — Ш А К Е Н — помню и сегодня. Пять полуметровых букв имени этого современного Герострата были выбиты поверх каменной картины древнего художника и уничтожили ее. Лишь на сохранившихся фрагментах угадывались танцующие фигуры людей в масках различных животных — ритуальная пляска древнего племени.
Нами были сделаны сотни калек наскальной живописи. К сожалению, Н.  Черкасову не удалось эту коллекцию обработать, и я думал, что она вообще утеряна. Это было бы большой утратой, учитывая, что значительная часть рисунков вместе с валунами и скалами уничтожена наступающей на природу и человечество цивилизацией. Но недавно видел у историка Светланы Михайловны Громовой архив Черкасова и подготовленные к печати рукописи исследователя. Хочется верить, что эти материалы будут опубликованы. Какая-то часть калек находится у Радия Нурмаметова — сотрудника Иссык-Кульского историко-культурного музея-заповедника в Чолпон-Ате.
Николаем Дмитриевичем был создан один из первых школьных исторических музеев в Киргизии, который после его смерти  растащили, и только неподъемные каменные бабы и сегодня еще стоят у фасада школы №10, храня память о большом подвижнике. Значимость работ музея отмечена в монографии «Раннесредневековые города и поселения Чуйской долины», где известный археолог Петр Никитович Кожемяко пишет: «В течение ряда лет археологический кружок средней школы №10 ведет наблюдения за Кузнечной крепостью. Им собран обширный керамический материал, относящийся к VIII-X вв.».
Таким образом, еще в середине 50-х годов прошлого века школьники под руководством Черкасова установили возраст нашего города — 1200 лет. Но городская администрация и официальная наука еще не доросли до признания этого открытия.
Много людей прошло через школу Черкасова. Из моего поколения вспоминаю Эрика Сафаргалиева, работавшего в детском экскурсионном бюро, Бориса Кочнева,  выдающегося специалиста по археологии и нумизматике средневековой Средней Азии. И мои коллеги-геологи свои первые походы начинали с Черкасовым. В 1940-х годах это был Владислав Тольский, в 1960-х — Иван Малухин. Свою профессию они избрали, потому что любовь к природе, интерес к родному краю  зародились у них в общении с замечательным учителем и человеком. 29 октября Николаю Дмитриевичу Черкасову исполнилось бы 110 лет.

Владимир ПЕТРОВ,
краевед.






Related News

Архивы — история будущего!

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintАрхивные документы — важнейшая часть культурного наследия всего человечества. Архивы — бесценное хранилище информации оRead More

Почтили память

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Бишкеке на аллее государственных деятелей Кыргызстана состоялся митинг-реквием, посвящённый 100-летию выдающегося государственного деятеля КиргизскойRead More

Добавить комментарий