Вс. Окт 21st, 2018

Кыргызстан будет приветствовать расширение ШОС, поскольку этот процесс напрямую влияет на укрепление национальной безопасности

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Ирина Оролбаева — национальный координатор Кыргызской Республики в ШОС, в МИДе КР этим вопросом  она занимается более года. В преддверии очередного заседания Совета глав государств — членов ШОС, который начался в Уфе (Россия), она рассказала об этапах подготовки  Кыргызстана к предстоящему мероприятию.
Напомним, что в 2015 году в ШОС  председательствует Россия, потому и место встречи выбрано на российской территории. В прошлом же году саммит прошел в Душанбе.

1 here      — Ирина Абдыевна!  Вы, как национальный координатор по ШОС в Кыргызстане, знаете все тонкости   процесса взаимодействия  в рамках этой авторитетной международной структуры. Что предстоит обсудить в Уфе на этот раз? Как подготовлен Кыргызстан?
—  Саммит Совета глав государств — членов ШОС пройдет в Уфе неслучайно — накануне, 9 июля, там должны собраться представители стран БРИКС (Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки), чтобы обсудить свои темы. Российская сторона также готовит проведение неформальной встречи БРИКС и ШОС. На мой взгляд, это хорошая идея, поскольку такое двойное общение может и должно привести к прекрасным результатам. Стороны обменяются мнениями по вопросам  мировой экономики, экономического взаимодействия регионов.
А 10 июля состоится сам саммит ШОС, в котором примут участие  страны — не только члены ШОС, но и наблюдатели, а также приглашенный на встречу Президент Туркменистана.
Повестка дня широкая. Предстоит обсудить текущие  внутренние вопросы, а также эффективность организации,   темы на перспективу. На этот раз  все участники должны рассмотреть  и принять важнейший документ — Стратегию ШОС до 2025 года.В ней отражены   самые значимые направления взаимодействия на десять лет. Там мы подтверждаем основные принципы ШОС: совместную работу по вопросам безопасности,   усиление борьбы с «тройным злом» — терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом. Намерены  поговорить и по вопросам усиления экономического сотрудничества, гуманитарно-образовательного вектора, развития связей с другими региональными организациями.
Предполагается, что  по итогам работы страны подпишут Уфимскую декларацию, как и на предыдущих встречах.  В декларации страны определяют общие подходы к  работе ШОС, а также мнение по  текущим вопросам — выполнение предыдущих договоренностей, проектов.
     — Какие соглашения на этот раз планирует подписать Кыргызстан?
— Соглашение по пограничным вопросам, его подписывают главы государств. Это больше рамочный документ, что означает: главы государств готовы рассмотреть сферы сотрудничества по пограничным вопросам. Думаю, что соглашение ляжет в основу более широких документов, даст старт конкретным проектам по приграничному сотрудничеству, обмену опытом, проведению совместных учений и т.д.
Исходя из того, что финансовым источником террористических и сепаратистских организаций  является незаконная торговля наркотиками, главы государств планируют подписать совместное заявление по борьбе с наркоугрозой, ведь это «больная» тема, принимающая глобальные масштабы. К сожалению, страны Центральной Азии  постепенно переходят из  категории стран, транзитных по наркотикам, в страны-потребители. Наши соответствующие службы должны рассмотреть шаги по активизации взаимодействия в рамках координирующего органа — РАТС (Региональной антитеррористической структуры ШОС), который базируется в Ташкенте.
Следующее важнейшее направление — экономическое сотрудничество. У нас уже есть совместные проекты в рамках ШОС, а сейчас появилось намерение создать финансовый институт для их поддержки. Это будет банк или фонд развития, необходимый для создания общего подхода к выработке  финансового механизма, который станет поддерживать реализацию проектов. Решить быстро этот  вопрос не получается — много несогласованности в подходах стран-участниц, предстоит найти общие подходы. Учитывая, что уже существует  Евразийский союз и в числе его участников есть члены ШОС, мы намерены найти точки соприкосновения с ШОС. Напомню, что В. Путин и Си Цзиньпин в мае этого года сделали совместное заявление, договорившись о поиске общих подходов  в реализации экономических проектов между ЕАЭС и инициативой КНР по созданию      Экономического пояса Великого Шелкового пути. В прошлом году в Душанбе страны подписали соглашение о создании благоприятных условий для автоперевозок, что означает: стороны согласны создать все условия для этого — от таможенных процедур до хороших дорог. «Дорожная карта» прекрасно вписывается в китайскую инициативу Экономического пояса ВШП, причем не только в отношении дорог, но и развития торговли в целом — унификации процедур,  энергетической составляющей и т. д. Кыргызстану интересно участвовать в таких глобальных проектах.
     —  Какова позиция Кыргызстана по отношению к возможностям расширения ШОС?
—  Напомню, что в Душанбе  участники саммита приняли документ об обязательствах и порядке приема новых членов, этим самым подтвердив, что ШОС — открытая организация, о чем заявлено в  ее  главном документе — Хартии ШОС. Отмечу, что наблюдается значительный  интерес  к Шанхайскому союзу со стороны как стран региона, так и стран-наблюдателей. Интересны потенциалы Центральной Азии в энергетике,  гидромелиорации. В Уфе  речь пойдет о начале процедуры приема в ШОС Индии и Пакистана. Это  означает, что с руководством этих стран начнется обсуждение условий, на которых  они вольются в организацию.
     — Идет ли речь о конкретных сроках вступления?
— Нет. Потому что у каждой страны есть свои процедуры рассмотрения  вопроса, разные сроки утверждения или проведения ратификации. Да и пока не было прецедентов по вступлению новых членов. Основной принцип ШОС — принцип консенсуса, т.е. согласия всех сторон. Но  согласие по любым вопросам  достигается часто нелегко и нескоро.  Наши страны различаются по внешним ориентирам,  политическим режимам, внутреннему устройству, процессу принятия решений. Поиск подхода  проходит довольно долго —  обсуждая варианты расширения, страны не хотят, чтобы на них оказывалось давление.
В отношении Индии и Пакистана отмечу, что это большие игроки на мировой арене со своими амбициями и стремлениями, они имеют авторитет в международных организациях, не раз избирались в непостоянные члены Совета Безопасности ООН — главного международного органа.
click  — Как их вхождение повлияет на Кыргызстан?
— Расширение  всегда интересно для других государств, так как  увеличивается поле взаимодействия. Это важно и  для ШОС, так как туда вливаются две страны, одна из которых  с миллиардным населением, страны с огромным ВВП и значительными бюджетами. Для нас немаловажны новые подходы в экономическом сотрудничестве, в нарастании темпов взаимодействия. Кроме того, эти страны с удовольствием, я уверена, поделятся своими достижениями в сфере безопасности, поскольку не один год имеют серьезные проблемы во внутренней безопасности. Между Индией и  Пакистаном расширяется сотрудничество, это братские народы. Но они сильно вовлечены в афганскую  проблематику.  Да и мы, хотя и не имеем общей границы с Афганистаном, можем быть непосредственно вовлечены в сферы нарушения безопасности — вспомните баткенские события 1999 года, нарастание религиозного фанатизма в настоящее время. И новые страны смогут помочь  решить ряд важнейших вопросов  во взаимодействии со странами ШОС.
http://blog.blueskytp.com/2011/08/designing-for-smartphone.html      — А что скажете в отношении  Ирана как возможного в будущем члена ШОС и иных стран?
— С Ираном каждая страна имеет свои отношения, кыргызско-иранские отношения строятся на дружественной основе. Вопрос о принятии Ирана должен решаться строго в рамках правил и процедур ШОС. С Ирана пока не сняты санкции Совбеза ООН, и это очень серьезно. ШОС как региональная организация не может и не должна позволить себе вступать в противоречие с решениями СБ ООН. Во всех документах ШОС подчеркнута ведущая роль ООН в вопросах обеспечения международной коллективной безопасности. Решения СБ обязательны для выполнения всеми странами — членами ШОС. Но, хотя в настоящее время прием в ШОС Ирана отодвигается,  ситуация может измениться, и ШОС приветствует активность переговоров с Ираном по ядерной проблеме. Мы уважаем роль Ирана в регионе и намерены усилить сотрудничество.
Что касается Турции, то она пока является партнером по диалогу, а для вступления в ШОС ей следует стать страной-наблюдателем, как и Беларуси. Последняя, кстати, инициировала свое вхождение в ШОС. Отмечу, что в регионе очень важна активизация отношений с Афганистаном, поэтому главу этой неспокойной страны с 2004 года приглашали  участвовать в саммитах ШОС, а с 2012 года  Афганистан получил статус страны-наблюдателя (причем без предыдущего статуса партнера, но это только в порядке исключения), поскольку ситуация в Афганистане  сильно влияет на безопасность в регионе.
Что касается Беларуси, то пока конкретного решения нет. В процессе подготовки саммитов за месяц  до события собираются министры иностранных дел и обсуждают программу будущего мероприятия и проекты выносимых документов.  В перечне документов ШОС на  Уфимском саммите вопроса о придании Беларуси статуса страны-наблюдателя нет. Но Кыргызстан, безусловно, поддерживает Беларусь в намерении повысить ее статус в ШОС.

follow Беседовала Елена МЕШКОВА.
г. Бишкек, Кыргызстан.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *