ПОЛИФОНИЯ — ПУТЬ К ВЗАИМОПОНИМАНИЮ И УСПЕХУ

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Делегация кыргызских педагогов побывала в г. Алматы, где  приняла участие в республиканской научно-практической конференции «Полифония языков в учебном процессе общеобразовательной школы: проблемы и перспективы», посвященной 20-летию Ассамблеи народов Казахстана.

1     От имени организатора АО «НЦПК «Єрлеу» ее участников приветствовали  первый зампредседателя правления, д.п.н., профессор Ж.  Караев, руководитель проектов ВКНМ ОБСЕ Михаэль Ангерман, региональный эксперт по образованию ВКНМ ОБСЕ Атанасия Стоянова и другие почетные гости. С научными докладами на конференции выступили ученые,  передовые учителя-методисты. На форуме звучали рефреном  слова Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева: «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это казахский  — государственный язык, русский — как язык межнационального общения и английский — язык успешной интеграции в глобальную экономику».
2     В тех школах, где внедряется программа многоязычного образования, знания учащихся по государственному, русскому и иностранному языкам улучшились, качество знаний по предметам повышается, утверждают казахские педагоги, и  участники встречи убедились в этом сами, когда побывали  на  открытых уроках местных учителей по новой методике. Например, в гимназии № 105 им. Джандосова г. Алматы учителя К. Кушенова (физика, 10-й класс), М. Бекбатырова (математика, 8-й класс), Ю. Пайсов (биология, 10-й класс) и Д. Акимжанова (химия, 9-й класс) провели уроки на двух языках — казахском (или русском) и английском. Следует отметить, что ученики владеют английским лучше своих учителей-предметников и относятся к этому совершенно спокойно. Ведь самое главное — они имеют возможность закреплять свои знания по предметам на английском языке на основе кембриджской программы.

Кыргызский взгляд на опыт казахов

     Наша делегация приехала в Алматы работать — так можно характеризовать общий настрой участников конференции от Кыргызстана. Старались не пропускать ни одного важного высказывания, узнать, как удается им преодолевать трудности перехода к многоязычному образованию. Поэтому записывали ход открытых уроков и отмечали все необычное. Во время обсуждений делились своими впечатлениями. В целом оценивая очень высоко работу своих коллег, кыргызстанские педагоги старались увидеть и подводную часть айсберга, задавая вопросы местным методистам.
Дискуссии продолжались даже в гостинице, где проживали делегации. Региональный  эксперт по образованию ВКНМ ОБСЕ Атанасия Стоянова и координатор направления «Многоязычное образование»  Центра социальной интеграции г. Бишкека Надира Джусупбекова направляли ход разговора в конструктивное русло. Они добивались, чтобы наши учителя здесь высказывали не только восхищение, но и делились своими сомнениями.
Да, казахские коллеги впереди нас во многом, опыт у них по внедрению многоязычия богаче — они начинали значительно раньше нас. И экономические возможности государства другие. Но все же мы не должны копировать все подряд вслепую, к тому же в любом новом деле неизбежны ошибки.
Интерес к новой программе в Кыргызстане усиливается, особенно после выступления Президента Алмазбека Атамбаева на III съезде учителей республики. «Желающих перейти к многоязычному обучению становится все больше, — сказала Н. Джусупбекова. — Но одного лишь желания, даже очень сильного, явно мало. Следует подходить к этому очень взвешенно, изучить контекст — понимание родителями важности дела, готовность учителей к трудностям, упорной, последовательной  работе. Нам предстоит последовательно и упорно трудиться, чтобы педагоги на практике освоили новую методику и целевой язык, перебороть неизбежные в такой ответственной работе трудности».
И наши, и казахские педагоги рады укреплять сотрудничество, учиться друг у друга всему самому лучшему и новому. К тому же у нас очень близкие, почти полностью идентичные языки, культура, менталитет, общие корни.

“Зерде” — путь к раскрытию потенциала

     Частная школа Zerde дает многоязычное образование. Основной язык — казахский. Но уже с первого класса два урока ведутся на английском, и в каждый последующий год добавляется по одному-двум предметам на целевом языке, например, в 7-м классе — физика, в 8-9-м классах — биология и т. д. Сверх обязательного государственного стандарта здесь дают детям образование по кембриджской программе с соответствующей методикой.
Нас встретили небольшим концертом детского ансамбля. Оказалось, здесь все учащиеся умеют играть на домбре. «Это обязательное требование. Наши выпускники выйдут в большой мир, познакомятся с культурами других стран, станут  общаться, сотрудничать с друзьями в разных концах планеты. И где бы они ни находились, мелодия домбры будет напоминать им родные просторы, звать в отчизну. Наша главная цель — воспитать настоящих патриотов Казахстана, готовых и способных служить родине не на словах, а на деле, приносить реальную пользу государству. Мы помогаем раскрыть интеллектуальный и личностный потенциал каждого учащегося наиболее полно. Программа многоязычного образования позволяет продолжить обучение в вузе на английском языке и достичь максимальных высот», — сообщила директор школы Кулжан Садуева.
Обучение здесь стоит 50 тысяч тенге в месяц, записать своих детей в первый класс могут родители только на 2017 год — места на следующий год уже заняты полностью. Принимают сюда по результатам собеседования наиболее способных.
Затем мы присутствовали на обычных уроках. Наша группа выбрала географию в   3-м классе. Катрин, учитель из Филиппин, ни слова не говорит по-казахски или по-русски и общается с детьми исключительно на английском. Она словно маленькое солнце — всем своим обликом излучает доброту и понимание! При таком учителе даже самый робкий ребенок раскрывается всей душой и не боится ошибок. Каждый ответ непременно вызовет одобрение, восторженное  восклицание  педагога, аплодисменты всего класса. И дети тянутся к теплому свету знания об океанах, морях, озерах и реках, их сердца переполняются любовью к большому миру. Вот какие большие озера! А море, океан! Учитель весело изображает руками извилистое, мультиковое течение реки. Дети узнают и навсегда запомнят, какие есть моря и реки в их родном Казахстане.

Подвиг лидера-педагога, или Еще раз о реальном патриотизме 

     Ознакомились мы и  с работой школы-гимназии № 153 им. Розыбакиева. Удивительную историю успеха рассказал ее директор Ш. Умаров:
— Нас никто не уговаривал, не заставлял выбрать многоязычное образование. Заставила сама жизнь. Лет десять назад единственная в городе школа с уйгурским языком обучения оказалась на грани закрытия, поскольку наши выпускники не могли участвовать в едином национальном тестировании из-за незнания казахского (или русского). А кто все же рискнул проверить свои знания, получил самый низкий балл. Тогда я узнал про новую программу и решил — это и есть именно то, что поможет нам выбраться из тупика. Взвесил все обстоятельства, возможности наших учителей и еще больше убедился в правильности выбора. Но меня чуть не «съела» наша «оппозиция», авторитетные представители уйгурской диаспоры. Среди них есть и остепененные ученые. Большинство активистов обвинило меня в предательстве, мол, этот директор отказывается от своих национальных корней и хочет поскорее ассимилировать подрастающее поколение в казахский народ.
Если бы не уверенность в своей правоте и поддержка учителей школы, я бы сломался. Все же нам удалось преодолеть сильнейшее противостояние «оппозиции», упорным, последовательным трудом приблизиться к главной цели. За десять лет мы прошли сложный путь…
Сейчас нашу школу признали как одну из лучших в городе. Занимаем первое место в районе на предметных олимпиадах, показатели на ЕНТ повысились резко. Наши выпускники поступают в престижные вузы республики, многие учатся в европейских университетах. Сегодня к нам просятся дети и других национальностей.

KLIL — ключ к успеху

     В школе-гимназии № 153 нам продемонстрировали открытые уроки по методике KLIL (интегрированного обучения предмету и языку). Кыргызскую делегацию особенно заинтересовало,  как местным учителям удается проводить уроки на двух и более языках — родном для большинства детей уйгурском, государственном (казахском), русском и английском.
В рамках одного предмета используется не больше двух языков. Например, на уроке истории у Гузель Ражаповой дети свободно говорили на казахском и уйгурском, но учитель все же соблюдала твердую последовательность: опрос по домашнему заданию — на казахском, ознакомление с новым материалом — на уйгурском, закрепление — снова на казахском и т. д.

Учитель может увеличить свою зарплату на 100 процентов

     Одно из лучших достижений образования в Казахстане —  модернизированная система повышения квалификации. Национальный центр ПК «Єрлеу» объединяет 17 институтов — все областные институты ПК, а также институты в Астане и Алматы. Центр педагогического мастерства, интеллектуальные школы совместно с сотрудниками факультета образования Кембриджского университета разработали многоуровневые программы ПК учителей общеобразовательных школ Казахстана. К каждому уровню предъявляются свои требования. Например, третий (базовый) — предполагает апробацию учителем на своей педагогической практике идеи кембриджской программы, а слушатель курсов второго уровня должен во время практики подготовить четыре открытых занятия для учителей школы совместно с обученным педагогом данной школы по технологии названной программы. В зависимости от этих уровней (есть еще первый — продвинутый) учитель получит надбавку к своей зарплате от 30 до 100 процентов.
Приоритетные направления программы состоят из семи модулей: новые подходы в преподавании и обучении, обучение критическому мышлению, оценивание для обучения и оценивание обучения, использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении, обучение талантливых и одаренных детей.

Жолдош ТУРДУБАЕВ.
Бишкек — Алматы — Бишкек.
Фото Перузы Асилбек, специалиста по связям с общественностью ФАО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР
по г. Алматы.
На фото:  Кыргызские педагоги очень внимательны. Урок информатики: чего больше — информации или живого участия?

Добавить комментарий