Обращенный к солнцу. К 75-летию Акуна Токтосартова

Обращенный к солнцу. К 75-летию Акуна Токтосартова
ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Недавно я снова посетил место захоронения особенно близкого и дорогого мне человека — Акуна Токтосартова. Оно находится неподалёку от Бишкека, вблизи селения Байтик.

Получилось так, что место его упокоения было определено более чем удачно. Оно предельно символично и полностью отвечает его оптимистической, созидательной натуре. Находясь на некотором возвышении, обелиск со всех сторон открыт бездонному небу и празднично сияющему солнцем.

А наш Акун с распахнутой улыбкой смотрит на необъятный мир восторженными, хотя теперь уже гранитными глазами, и перед ним страница за страницей открывается история его беспокойной, кипучей, но, главное, плодотворной жизни…

Будь он жив, он бы не прятал глаза, не боялся прямых вопросов и, находясь среди людей, всегда бы чувствовал себя человеком…

По распоряжению наших судеб мы с Акуном Токтосартовым знали друг друга без малого 40 лет. При этом наше общение было постоянным и удачно сочетало в себе деловую и дружественную связь.
Не один год мы были, как говорят, в одной упряжке, трудились бок о бок в сфере художественной культуры, занимались анализом деятельности творческих коллективов и разработкой мер, способствующих развитию искусства и литературы республики. Смею думать, что я неплохо знал моего товарища и как труженика, и как человека.

И всё же, чтобы освежить свою осведомлённость о бывшем коллеге, я решил снова, в который уже раз, погрузиться в мир его тогдашних дел и забот, в их смысл и востребованность.

Просматривая один за другим официальные и частные справочные материалы, я  всё больше и больше восхищался и удивлялся их обилию. То, на чём сосредоточивались мысли Акуна Токтосартова, что делалось и что уже сделано, было так обширно и значительно, что порой вызывало даже некоторую растерянность.

Как быть? Что кровь из носу надо осветить в статье, а что всё же придётся оставить на потом? Как не допустить досадного просчёта, не оставить в стороне не бросающиеся в глаза, но свойственные именно этому человеку достоинства? Какой критерий должен быть решающим при определении главного в человеке — его общественной значимости?

Один выдающийся гражданин, оценивая другого ещё более выдающегося современника, задал себе всего лишь два простейших вопроса: что он сделал? кто он?

Я думаю, что при серьёзной характеристике любого человека мы прежде всего должны ответить на эти два вопроса.

Так вот, для взрастившего его народа, для своей бесконечно дорогой республики Акун Токтосартов успел сделать столько, сколько с лихвой хватило бы для доброго десятка его мыслящих    соотечественников.

Разумеется, представить полно и выпукло в одной газетной публикации тот впечатляющий по объёму и жизнестойкости вклад, который внёс наш глубоко почитаемый кыргызстанец в развитие современной художественной культуры родного края, — задача довольно сложная и весьма ответственная. Здесь какое-то успокоение может принести мысль о том, что об этой выдающейся личности ещё будет опубликовано немало глубоких и ярких материалов, достойных светлой памяти славного сына земли кыргызской.

Ну а сейчас я очень хотел бы, чтобы мой читатель попытался мысленно представить себе ту часть обширной деятельности Акуна Токтосартова, которая видна невооружённым глазом, материальна и осязаема.

Воплощённая 20-30 лет назад в кирпич, бетон, железо и стекло, она не подвержена ни разрушительным ветрам времени, ни идеологическим завихрениям. Главное же её достоинство состоит в том, что она уже не одно десятилетие практически и безотказно служит людям и ещё будет востребована многими поколениями наших соотечественников.

Говоря о решающем участии нашего уважаемого кыргызстанца в укреплении и расширении материально-технической базы культуры в конце ХХ и начале ХХI века, не могу не назвать хотя бы несколько капитальных сооружений.

Это, конечно же, развёрнутый, обращённый к солнцу и сияющий комплекс «Манас айылы». Сдача в эксплуатацию этого объекта во многом решила проблему проведения общественно-культурных мероприятий в месте, в определенной степени отвечающем национальным особенностям.

Оригинальный по творческому решению, он удачно воплощает некоторые картины далёкого прошлого кыргызов и максимально отвечает своему назначению — укреплять у современников уважительное отношение к историческому прошлому народа. Первых почётных зарубежных гостей и многочисленные группы соотечественников комплекс принял в дни выдающегося события — 1000-летия великого эпоса «Манас».

Обращенный к солнцу. К 75-летию Акуна ТоктосартоваВ годы работы Акуна Токтосартова главой Министерства культуры были построены Театр кукол в Бишкеке, дома культуры в Караване, Ноокате, Ала-Буке, Сокулуке, Ат-Баши. Открыты театр юного зрителя и театр сатиры, создан фольклорный ансамбль «Камбаркан»…

Обладая поистине врождённым чувством сыновнего уважения к истории страны, к трудовым и ратным подвигам незабвенных кыргызстанцев, и ставя во главу  угла священный закон о преемственности поколений, Акун Токтосартов практическими делами подтверждал свою верность непреходящему закону.

Этой же сверхзадаче — надёжному закреплению в памяти кыргызстанцев достойных представителей народа — служат мемориальные музеи Манаса, Токтогула, Аалы Токомбаева, Исхака Раззакова, Гапара Айтиева, Семёна Чуйкова.

Наглядным свидетельством бережного отношения соотечественников к прошлой жизни кыргызстанцев является ряд книг, сборников, справочников разных по форме и содержанию, изданных ассоциацией «Руханият».

Здесь мне хотелось бы сказать несколько слов  об одном из таких изданий.

Это капитальная, обстоятельная и яркая фотокнига «На крыльях духовности». В ней кратко представлены отдельные особенно значительные события, и одновременно она выполняет роль «смотровой площадки» для представления в цветных фотографиях и небольших текстах крупных политиков, государственных и общественных деятелей, учёных, талантливых мастеров искусства и литературы. В книге немало портретов деятелей международного уровня.

Особенно я хочу отметить и другой отрадный факт: фотокнигу открывает выступление Чингиза Айтматова, в котором не только даётся глубокая характеристика книги, но и раскрывается важность и востребованность всего, что было сделано Акуном Токтосартовым.

Думаю, здесь будет уместным отметить тот факт, что у великого писателя Чингиза Айтматова с президентом ассоциации «Руханият» установились деловые отношения, основанные на полном взаимопонимании и единстве целей. Писатель всегда горячо поддерживал предложения и начинания ассоциации, нередко участвовал в обсуждении принципиальных вопросов.

По количеству представленных в книге «На крыльях духовности» личностей, по объективности изложенной о них информации, по качеству текстовых и изобразительных материалов фотокнига не имеет себе равных.

Несомненно, печатная продукция ассоциации «Руханият» является хорошим подспорьем в обогащении знаниями для тех кыргызстанцев, которые захотят больше узнать о художественной культуре республики, и особенно для тех, кто посвятит ей всю свою жизнь.

В истории кыргызской культуры периода становления независимого государства деятельность Министерства культуры и ассоциации «Руханият», когда их возглавлял Акун Токтосартов, должна быть изложена со всей полнотой и объективностью.

Дело в том, что после выхода из строя Советской власти все учреждения искусства безболезненно перешли в ведение ассоциации «Руханият» являющейся общественной по определению, а по сути целой государственной структурой.

Мудрость её президента проявилась уже в первые дни работы. Без лишнего шума и отвлекающих споров ассоциация вытравила партийную «закваску» из всех учреждений, вдохнула во все творческие коллективы осознание свободы, ясное понимание открывшихся возможностей реализации имеющегося потенциала.

Стоит ли говорить, насколько благотворным для общего дела оказалось то обстоятельство, что Акун Токтосартов продолжал оставаться в своей родной стихии, которую он знал так, как, пожалуй, не знал никто другой, и которая была бесконечно близка его натуре и устремлениям.

Давно сроднившись с «многоотраслевым» полем деятельности, он продолжал оставаться и многоопытным агрономом, и тем лицом, что принимает принципиальные решения и добивается устойчивых урожаев.

То, что сделано ассоциацией «Руханият», не поддается никакому воображению. К сожалению, определённая часть «актива» Ассоциации не сможет вписаться в эту статью и будет, как говорилось выше, оставлена на потом.

Требует, к примеру, обстоятельного разговора беспримерная деятельность ассоциации по организации особенно масштабных и ответственных мероприятий — гастролей в Кыргызстане Большого театра России, Академического хора имени Пятницкого, оркестра «Виртуозы Москвы», ансамбля танца Белоруссии. И это только часть того, что было организовано.

В то же время лучшие творческие коллективы Кыргызстана успешно показывали свои достижения в Москве и других крупных городах постсоветских республик.

Особо значимым новшеством в культурной и общественно-политической жизни Кыргызстана явилось учреждение Ассоциацией «Руханият» международных премий «За мир и согласие между народами», «Курманджан датка», «Руханият», «Человек года», «Бизнесмен года» и других премий, встреченных широкой общественностью с большим одобрением и служащих хорошим стимулом для активизации творческой деятельности работников культуры, а также государственных и общественных организаций и учреждений.

Поле деятельности ассоциации «Руханият» было так широко, а результаты так значимы для государства и кыргызстанцев, что позволяют считать ее самой крупной и плодотворной общественной организацией нашей республики.

Её организатор и первый президент мог бы сделать ещё очень много. Для этого он обладал огромным запасом энергии, знаний и неиссякаемого желания заниматься своим любимым делом. Его последователям есть что усваивать и чему неизменно следовать. Сегодняшняя деятельность ассоциации вселяет оптимизм, она строится по плану, отличается конкретностью и результативностью.

Аркадий БИТЮКОВ,
заслуженный деятель культуры  Кыргызской Республики.

Добавить комментарий