Вс. Ноя 18th, 2018

Кто защитит бизнес?

Айнура Чекирова
ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Закон! Но так ли это?

Кыргызстан не может похвастаться богатыми запасами нефти и газа, вся надежда на эффективную работу малых и средних предприятий, которых в нашей республике большинство. Правительство всячески пытается поддержать отечественных производителей, вводит временные пошлины на импортируемые товары, борется с бюрократизмом и коррупцией. — Важно не поймать за руку взяточника, а выстроить надежную систему «противоядия» вымогательству, не загонять деловых людей в некую колею, а законодательно ограничить функции чиновников правовыми рамками: образно говоря, шаг влево, шаг вправо от принятых правил — расстрел, — неоднократно говорил на встречах с предпринимателями премьер-министр Темир Сариев.

Сегодня речь пойдет о применении в нашей республике анализа регулятивного воздействия (АРВ). Этот инструмент (гильотина) признали наиболее эффективным, так как он позволяет защитить деловых людей от принятия законов и инструкций, мешающих развитию бизнеса, экономики в целом. Метод АРВ входит в обязательную экспертизу законотворчества. Почему им зачастую пренебрегают депутаты Жогорку Кененша и чиновники в министерствах и ведомствах? Как принимать в стране решения и законы, чтобы они были эффективными?

Моя собеседница — исполнительный директор аналитического центра «БизЭксперт» Айнура ЧЕКИРОВА.

— С большим сожалением приходится признать, что законотворческий процесс в нашей стране очень слаб и полон противоречий. Потому и качество принимаемых решений зачастую оставляет желать лучшего. Процессы их принятия регламентированы в ряде законов и многочисленных подзаконных документах. Тем не менее, это не снижает количество проблем, сопровождаемых процесс принятия решений с повестки сегодняшнего дня.

Убеждена: регулирование предпринимательской деятельности должно учитывать интересы всех сторон: государства, бизнеса и общества без какого-либо ведомственного лоббизма или лоббизма узкогрупповых интересов. Более того, при выборе модели государственного регулирования необходимо рассматривать целый спектр различных вариантов, дать им объективную оценку АРВ на предмет эффективности воздействия на выявленные проблемы.
Однако на практике подобные действия не соблюдаются, законы пишутся исключительно под один вариант регулирования, который направлен чаще всего на создание условий для коррупционных схем и сбора дополнительных средств в бюджет. Решение ключевой проблемы выпадает из поля зрения разработчиков.

Считаю: инструмент АРВ — наиболее эффективный способ выработки систем и последовательных реформ, позволяющий создать жизнеспособные, действенные и сбалансированные законы. Прежде чем приступать к написанию законопроектов, разработчикам необходимо потрудиться над анализом регулятивного воздействия. На начальном этапе это потребует много работы по поиску информации, проведению встреч с заинтересованными сторонами, сбору статистических данных. Зато по итогам работы получим ясную картину, каким должен быть законопроект и в какие действующие нормативные акты предстоит внести дополнения или изменения. Метод анализа регулятивного воздействия избавит законопроект от ряда недостатков, минимизирует возможную критику со стороны общества.

source link — Почему инструмент АРВ так и не прижился при разработке законопроектов?

— Принятие решения — сложный и многоэтапный процесс, который необходимо соблюсти, чтобы в итоге вышел продуманный, просчитанный и обоснованный вариант государственного регулирования. Однако на практике законы пишутся очень быстро и под заведомо определенную цель, потому об объективности и сбалансированности интересов власти, бизнеса и гражданского сектора не может быть и речи. Правовая неопределенность и неясность процедур однозначно кому-то на руку. Так, за годы применения анализа регулятивного воздействия выявлены следующие проблемы.

Недостаточное определение роли и места АРВ в процессе принятия первичного управленческого решения в виде поручения о разработке нормативно-правовых документов. Собственно введение регулирования на основе неудовлетворённости одной из сторон (участников экономических правоотношений) порождает ситуацию, при которой госорган должен выполнить поручение, разработать проект НПА, а уже после этого провести АРВ и прийти к выводу, что введение регулирования нецелесообразно, или встретить противодействие со стороны бизнеса.

Выходит, что одна группа специалистов проделала определенную работу, а другая (применяющая инструмент АРВ) ее забраковала. Поэтому анализ регулятивного воздействия можно смело рассматривать в качестве инструмента, обеспечивающего качество подготовки проектов НПА.

Хочу упомянуть еще об одной насущной проблеме — метод АРВ не достаточно чётко встроен в регламент работы правительства, Национального банка, парламента. Не указаны сроки проведения анализа регулятивного воздействия, не расписаны его этапы, а также использование результатов АРВ при принятии окончательного решения на всех стадиях при участии нескольких ветвей власти. Сегодня разработчик готовит весь обязательный пакет сопровождающих документов к проекту НПА и отправляет его на согласование.

В процессе согласования вносятся предложения и дополнения, которые, как правило, меняют содержательную суть предлагаемого органом-разработчиком регулирования, и в результате мы имеем АРВ с положительным заключением к изменённому проекту НПА без аналитической оценки воздействия предлагаемых изменений. Одно дело использовать право на внесение изменений в процессе принятия документа, другое — обосновывать и доказывать на основе единой методики результативность воздействия и целесообразность. Замечу, что именно в материалах АРВ должен содержаться механизм мониторинга на предмет достижения целей регулирования, а также определены показатели (индикаторы) достижения регулятивного воздействия, которые разработаны и применимы только к первичному варианту проекта НПА (который был разработан органом-инициатором). Таким образом, отсутствие регламентации применения методов АРВ в отношении последующих изменений изначально создает условия для недостижения целей регулирования, а это является основанием для пересмотра регулятора.

Одни считают, что и инициатор изменений должен доказать посредством АРВ целесообразность и необходимость внесения изменений в проект, другие уверены, что внесение правок, изменений и дополнений только улучшает содержательную часть проекта НПА и не влияет на ранее доказанный факт необходимости введения регулирования.

Однако следует заметить, что в соответствии с законодательством внесение изменений и дополнений в действующий НПА требует проведения АРВ к предлагаемому проекту НПА, соответственно АРВ проводится только к предлагаемым изменениям, так как основная содержательная часть действующего закона не меняется. Вот такая разница в подходах и позволяет лоббистам действовать в своих интересах.

Думаю, что сегодня необходимо как можно скорее запускать работу по совершенствованию законодательства в части регламентации применения АРВ в законодательной деятельности институтов власти путём внесения дополнений и изменений в Закон о нормативных правовых актах, в регламент работы правительства, Жогорку Кенеша, Национального банка и органов местного самоуправления.

— Расскажите подробней и шире об анализе регулятивного воздействия.

— АРВ — это в первую очередь технология принятия государством решений по регулированию того или иного вопроса. Данный институт не новый, в мировой практике он активно используется рядом стран, в том числе у соседей — в Казахстане и Российской Федерации.

Одним из лучших в мировой практике является опыт кабинета министров Великобритании.
АРВ применяется исключительно к проектам нормативно-правовых документов, которые направлены на регулирование предпринимательской деятельности. Результатом АРВ является документ, содержащий комплексный анализ рассматриваемой проблемы, различных вариантов регулирования, количественную и качественную оценку его основных воздействий (выгоды и затраты) на субъекты предпринимательства. Иначе говоря, АРВ — это хороший способ осуществить структурированный подход для выработки решения.

АРВ должны проводить все субъекты законотворческой инициативы — кабмин, депутаты Жогорку Кенеша, органы местного самоуправления, Национальный банк. Согласно утвержденной правительством методике, АРВ проводится в восемь этапов: сначала определяем проблему, затем — цель регулирования, критерии различных его вариантов, разрабатываем варианты регулирования и оцениваем ожидаемые последствия каждого из вариантов регулирования.

Кроме того, проводим анализ реализационных рисков каждого из вариантов регулирования, а также правовое, антикоррупционное исследование и анализ воздействия на конкуренцию. И только потом выбираем подходящий вариант регулирования для его последующей реализации.

Каждый этап обладает своим спектром поставленных задач, что позволяет определить глубину сбора первичных данных и анализа. Особо хочется остановиться на этапах, которые занимают ключевую роль в процессе принятия решения. Большое внимание требует к себе этап определения проблем. Зачастую разработчики АРВ неправильно дифференцируют проблему и следствие. Чаще в анализе регулятивного воздействия можно увидеть следствие, а корневая проблема так и не выяснена. К примеру: ювелирные компании считают проблемой высокий импорт золотых и серебряных украшений из-за рубежа. Однако проблема куда глубже, она кроется в неэффективном государственном регулировании промышленного золота. Неправильное определение самой проблемы может на 90 градусов изменить направление деятельности рабочей группы, дать ей неверный курс, следовательно, и варианты регулирования могут быть предложены далеко не те, которые нужны.

Другим важным этапом является оценка ожидаемых последствий, что позволит сопоставить проблему и предлагаемое решение. Мы были свидетелями, когда по итогам оценки ожидаемых последствий выявлялось несоответствие вариантов регулирования выявленной проблеме. Большинство проектов нормативно-правовых документов на этом этапе показывают свою несостоятельность и не способны доказать необходимость решения заявленной инициаторами законопроектов проблем.

Особое внимание также стоит обратить на этап экономического, правового, антикоррупционного анализов, которые в большинстве случаев разработчики считают второстепенными. Однако именно там мы можем увидеть количественные и качественные оценки вариантов регулирования.

К сожалению, ощущается большой дефицит исходных данных при расчете экономического анализа. У многих разработчиков ярко прослеживается необъективность, а также недостача исходных данных при тех или иных расчетах. Более того, в большинстве случаев авторы законопроектов не владеют методологией экономического анализа, потому увидеть в их АРВ должный экономический анализ практически невозможно.

Запускать процесс анализа регулятивного воздействия вправе исключительно инициатор законопроекта. Сам АРВ разрабатывается не одним человеком, а целой рабочей группой. Она формируется инициатором из числа предпринимательских отраслевых ассоциаций, компетентных специалистов. Важно, что написание АРВ — это коллегиальное решение, что снижает риск субъективизма в документе, дает возможность защитить интересы бизнеса.

follow url — К кому можно обратиться при разработке АРВ?

— Проведение анализа регулятивного воздействия — сложный интеллектуальный процесс, требующий от инициатора    законопроекта глубокого изучения проблемы, выявления всех заинтересованных сторон. При разработке АРВ инициатору проекта НПА необходимо руководствоваться Методикой и порядком проведения анализа регулятивного воздействия, которые утверждены постановлением правительства в сентябре 2014 года. Многоступенчатый процесс выработки государственного регулирования той или иной проблемы предпринимательства требует от разработчиков глубокого понимания рассматриваемой проблемы. Согласно Закону «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» и постановлению правительства, уполномоченным органом экспертиз, проведенных АРВ, является Министерство экономики.

Это ведомство не только проводит экспертизы разработанных АРВ, но и дает оценку соответствия их утвержденной методике. Помимо государственных институтов существуют и другие организации, эксперты, которые компетентны консультировать порядок проведения АРВ, сопровождать весь процесс его написания. Мы в нашем центре «БизЭксперт» бесплатно консультируем отраслевые бизнес-ассоциации, а также государственных и муниципальных чиновников по написанию АРВ. Приходите.

enter — Спасибо за беседу.

Интервью вела Галина ЛУНЕВА.
Фото предоставлено центром «БизЭксперт».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *