На границе. Опять двадцать пять…

Заметки по следам очередного конфликта

Итак, очередное обострение ситуации на границе с Узбекистаном, вспыхнувшее и продолжавшееся в течение недели, вроде бы сошло на нет. Соседняя сторона бесцеремонно перекрыла один из несогласованных участков спорной территории, выставив бойцов и военную технику. Наши направили две ноты протеста, затем состоялись переговоры и соседи отвели войска. Казалось бы, конфликт исчерпан, нечего будоражить тему и возвращаться к случившемуся. Но возвращаться надо. Ведь вопрос границы — это вопрос суверенитета, вопрос чести и достоинства. Государственный суверенитет — это прежде всего верховенство государства в пределах собственных границ. Государственный суверенитет не допускает постороннего вмешательства.

Если взглянуть на взаимоотношения Узбекистана и Кыргызстана за последние 20 лет, то многие действия первого носят провокационный характер. Это похоже на «разведку боем», проверку на «вшивость» не только кыргызстанцев, но и собственного народа, что принуждает и тех, и других к определенному поведению. Какова мотивация такого стиля поведения властей, казалось бы, дружественного к нам народа и государства? Очевидно — обеспечение собственного суверенитета и национальных интересов, определенных моделью долгосрочного развития, разработанной их президентом И. Каримовым. Правда, зачастую в ущерб суверенитету и национальным интересам Кыргызстана. Потому действия соседей носят системный и периодический характер.

Мы сколь угодно можем обижаться и возмущаться поведением сопредельной стороны, суетиться, в результате чего Узбекистан, как искусственно создает инцидент, так же легко — после достижения определенных целей — и устраняет его. Однако весь вопрос в том, ЧТО мы можем этому системно и долгосрочно противопоставить? ЧТО мы для этого реально делаем, насколько эффективно, и вообще — знаем ли, ЧТО нужно для этого делать?

Разумеется, мы стараемся мгновенно реагировать, подключаем дипломатические каналы, пишем ноты протеста… Однако суровая правда заключается в том, что дипломаты в своей деятельности всегда считаются только с реальными фактами, а именно — с военной силой и сильной экономикой.

Ну что же, давайте взглянем на эти самые реальные факты. Вооруженные силы Узбекистана по своей мощи считаются четвертыми в СНГ после России, Украины и Белоруссии. Почти в десять раз превышают по всем параметрам мощь армии Кыргызстана. ВВП Узбекистана составляет 170 миллиардов долларов США против наших 8 миллиардов долларов США, а население, считай, объем внутреннего рынка, — 30 млн. человек против наших 6 млн. человек. Вот и вся причина бесцеремонности Узбекистана. Честь и хвала. Узбеки сделали свою страну таковой, считают ее суверенной, самодостаточной и могут позволить себе некоторые вольности. А что мы?

У нас есть флаг, гимн, есть Президент, парламент, правительство, территория, правда, частично не признанная Узбекистаном и Таджикистаном. И всё — на этом суверенитет нашей гордой и маленькой страны заканчивается. Если говорить об экономической независимости, то мы скорее уповаем на Всевышнего и партнеров, чем на себя.

Военный суверенитет мы передали ОДКБ, который должен защитить нас в случае внешней агрессии. А если недружественные действия, балансирующие на грани с агрессией, осуществляются под благовидным предлогом, как в последнем случае на Чаласарте? Мол, пригнали боевую технику в связи с подготовкой к празднованию Нооруза. Мы, конечно, можем обратиться к дипломатическим возможностям наших партнеров по различным союзам. Однако не факт, что получим полную поддержку. Во всяком случае, и дипломаты партнеров, если и окажут нам поддержку, то обязательно с определенной оглядкой на экономику и армию Узбекистана, соизмеряя со степенью нашей полезности.

Если мы хотим равно-правных отношений, то нужно стать действительно равными или хотя бы адекватными мощи своих партнеров. Конкретнее — эффективно развивать экономику и как следствие — в необходимой и достаточной степени укреплять наши вооруженные силы. Для этого у нас есть все — образованное и законопослушное население, богатые природные ресурсы и необходимые финансовые источники. Единственное, надо рационально и грамотно управлять данными активами. Ведь мы ими совершенно не управляем, а предоставили стихии рынка и нещадно эксплуатируем. В результате чего трудовые ресурсы деградируют, природные ресурсы варварски истощаются, а финансы растаскиваются. Уничтожается человеческий капитал и теряется инновационный потенциал, природные ресурсы вместо рационального их управления распродаются с молотка, а финансы только вычитаются и делятся, тогда как их нужно еще складывать и умножать. Все это необходимо исправить.

А пока, к сожалению, наши слова и поступки навязываются дальними и ближними партнерами. Взаимоотношения на равноправных условиях по умолчанию — это колыбельная для маленьких. Нам определенно пора взрослеть и быть в полной мере ответственными за свою жизнь.

Султанбай АЙЖИГИТОВ,
независимый эксперт, экс-губернатор Баткенской области.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий