ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Советы от Совета старейшин, или Диалог между властью и народом


В Кыргызстане состоялся Первый Народный Курултай. В нём приняли участие более тысячи человек со всех уголков страны. Делегаты выступали со своими предложениями, вопросами и советами перед Президентом Садыром Жапаровым. Некоторые подходили к обращению нестандартно — озвучивали предложения в стихотворной форме, шутили, задавали каверзные вопросы.

 

Люди хотели рассказать о своих проблемах настолько подробно, что вместо трёх минут регламента выступали более десяти.

 

Перед началом собрания в фойе Кыргызской государственной филармонии имени Токтогула Сатылганова необычайно оживлённо. Участники приветствовали друг друга, обсуждали важные вопросы, советовались, попутно рассматривая в фойе картины художников о красотах страны. Воспользовавшись моментом, наши журналисты побеседовали с участниками народного собрания.

 

 

 

Талантбек Козубеков, учитель (Ош):

— Я пришёл высказать нашему Президенту чаяния народа, проживающего в южной столице — городе Оше. Население растёт, и город необходимо расширять. Наращивать строительство новых детских садов и школ, прокладку канализационных путей там, где их не хватает. В Оше, как и в Бишкеке, остро стоит вопрос транспортных заторов на дорогах. Люди подолгу стоят в пробках, теряют время. Надеюсь, руководство страны услышит наши просьбы.

 

 

 

Айнура Абдыкулова, председатель домового комитета (Бишкек)

— Я счастлива сегодня присутствовать здесь, на Народном курултае, который мы очень долго ждали, для того, чтобы напрямую обратиться к главе государства. Надеюсь, что за эти два дня мы решим проблемы, которые оставались без изменения очень долго, и найдём путь развития нашей страны, куда нам двигаться. В столице Кыргызстана сложности с озеленением и благоустройством, немало экологических проблем, нехватка школ и дошкольных учреждений. Если решить эти вопросы, то столица станет визитной карточкой Кыргызстана для увеличения туристического потока.

 

 

Динара Базаркулова, председатель комитета по защите прав заёмщиков (Кайырма):

— Мы с моими избирателями хотим, чтобы Президент обратил внимание на проблемы малых населённых пунктов и сёл. Депутаты предлагают ввести налоги для животноводов, на крупный рогатый скот. Считают, что жители сёл богато живут. Но сельское хозяйство всю жизнь было на дотациях у государства. О каких налогах можно говорить? В сельских местностях не хватает школ. В нашей сельской школе десять первых классов открылись в этом году. За одной партой сидят по три-четыре человека. Молодёжь не хочет уезжать из родного села, население растёт. Рядом село Молдовановка, которое тоже находится в плачевном состоянии. Проблем много, и хочется все их донести до Президента. Также хотелось бы озвучить вопросы относительно банковской системы, за 30 лет не было ни одной реформы. Даже в суде говорят, что банк прав, потому что мы сами подписались, но у банков много нарушений, на которые никто не хочет обращать внимания.

 

 

Асылбек Арапбаев, экономист (Сузак):

— В стране большое количество частных аптек и лабораторий. Качество предоставляемых услуг оставляет желать лучшего. Цены завышены. Во многих аптеках можно купить сильнодействующий препарат без рецепта. На побочные действия никто не обращает внимания. Например, болит голова, мне предлагают всё, не спрашивая о хронических болезнях или аллергии. Врачи отправляют в частные лаборатории, хотя в самих поликлиниках есть государственные. Поэтому курултай необходим нашему государству, это связь власти с народом.

 

 

Галина Колюжная, председатель суда аксакалов и совета ветеранов (Сокулук):

— Наше село Сокулук, айыл окмоту имени Крупской, уже в десятый раз 25 декабря будет проводить свой курултай. За это время по моей инициативе создан совет согласно уставу местного сообщества, у нас существует конкретная методика проведения этого собрания. Я вхожу в совет, который в течение 20 лет продвигает идею самого курултая — органа не рекомендательного, а принимающего решения, обязательные к исполнению. Мы продвигаем эту идею, и на нашем ежегодном курултае присутствуют представители многих регионов республики. Сейчас я встретилась с делегатами села Манас Таласской области, они хотели провести подобное собрание у себя и перенимали у нас опыт. Ежегодно руководство отчитывается перед народом, проводится оценка работы айыл окмоту, суда аксакалов и других структур. На местном курултае присутствуют все органы районной власти, приглашаем и представителей республиканских госорганов.

 

 

Выражаю благодарность нашему Президенту Садыру Жапарову, который понял, что именно народ является единственным источником государственной власти в Кыргызстане. Мы хотим, чтобы традиции собрания старейшин у кыргызов приобрели современный окрас и стали законотворческими мероприятиями. Мы опираемся на пример Монголии, у них давно существует Народный хурал — исторический съезд представителей народа. Нам необходимо добиться, чтобы понятие «курултай» имело законные устои и основания для внесения предложений в парламент страны.

 

Перед началом выступления делегатов представили два фильма об исторической роли курултая в становлении кыргызской государственности и основных итогах социально-экономического развития страны за два года.

 

Далее на Народном форуме Президент выступил с обращением.

 

«Уважаемые граждане! Уважаемые делегаты, избранные из всех семи регионов страны!
Уважаемые участники Первого Народного Курултая!

 

Исконное послание наших предков, чьи следы лежат в складках древней истории, прошедших долгий путь от Алтая до гор Ала-Тоо, и чьей славой гордятся потомки, гласит:

 

«Мы, потомки отца Манаса, чувствуем свою большую ответственность перед грядущим поколением и приступаем к сегодняшнему великому делу, не забывая о том, что «основа нации — это крепкое государство, построенное на века». Это бессмертное наследие звучит в каждой строчке и каждом такте великого эпоса «Манас», отражающего историю и судьбу нашего народа. Наши предки признавали, что единство и справедливость лежат в основе управления нацией.

 

Курултай — самый справедливый, традиционный и ценный институт государственного управления, доставшийся в наследство от наших предков. Сегодня Курултай вернул свой статус общественно-политического института согласно историческому наследию нашего народа благодаря новой Конституции Кыргызской Республики. Учитывая требования Конституции и пожелания народа, для меня большая честь исполнить свою роль в новейшей истории Кыргызстана, подписав Указ о Народном Курултае, и представить проект конституционного закона «О созыве Народного Курултая» в Жогорку Кенеш!

 

В истории нашего народа немало случаев, когда будущее государства определялось через Народное собрание.

 

К примеру, опыт проведения Народного Курултая существовал и во времена Кыргызского государства, которое упоминается в китайских источниках X века до нашей эры, и нашего государства, соперничавшего с гуннами в III веке до нашей эры, и Великого кыргызского каганата, возглавляемого каганом Барсбеком и его последователями в 840 годах, и во времена Тагай бия-Мухаммеда до появления государственных структур при Ормон-хане Ниязбек уулу! В жизни древних кочевых народов Народный Курултай поднялся на феноменальную высоту, определяя государственность, государственное управление, обеспечивая целостность государства. Через этот институт Курултая наши предки связали народ с властью, сделав его реальным собственником власти. Поэтому мы, не разрушая эти древние традиции, в то же время адаптировав наше население к современным реалиям, намерены восстановить институт Народного Курултая для принятия важных решений. Не ошибусь, если скажу, что сегодняшний Первый Народный Курултай — это ещё и великое Народное собрание, где все граждане Кыргызстана получат возможность предложить свои идеи и обсудить пути роста и развития нашего государства. Уверен, что институт Народного Курултая укрепит Кыргызское государство через объединение общества вокруг национальных интересов, что позволит поддерживать его устойчивое развитие, и это в свою очередь приведёт к повышению качества жизни.

 

Институт Народного Курултая, цель которого — реализация консенсуса общин, составляющих народ Кыргызстана, должен изучать согласованную позицию широкой общественности в принятии значимых государственных решений и предлагать новые идеи руководству страны по ключевым вопросам развития государства.

 

Уважаемые делегаты Первого Народного Курултая!
Уважаемые гости!

 

В нашей Конституции предусмотрено, что Президент Кыргызской Республики ежегодно выступает перед Народным Курултаем с докладом о ситуации в стране, а также основных направлениях внутренней и внешней политики. Подробную информацию о работе, проводимой руководством страны за последние два года, вы увидели в выше-приведённом видео. Теперь давайте перейдём к сегодняшним не менее серьёзным вопросам.

 

Поскольку каждый шаг, направленный на улучшение жизни людей и развитие государства, зависит от государственного бюджета, с момента прихода к власти приложены все усилия для пополнения казны страны. Усилена фискальная политика, и найдены возможности для увеличения доходов.

 

В результате показатели консолидированного бюджета на 2020 год составили 248 млрд. сомов, а на конец 2021 года он достиг 313 млрд. сомов, без введения каких-либо дополнительных налогов, без увеличения суммы налогов, наоборот, устранив некоторые их виды. Как уже говорилось, мы настойчиво стремимся к достижению показателя в 400 млрд. сомов в этом году и 500 млрд. сомов в следующем. Эти показатели говорят о том, что в бюджет начали поступать средства, которые ранее коррупционным путём попадали в чей-то карман. Даст Бог, мы добьёмся этой цели.

 

 

Хотя приведённые цифры показывают сухие миллиарды, вы понимаете, что за каждым сомом стоят судьба человека и будущее государства. В результате увеличения доходов государственной казны с октября 2020 года по настоящее время за счёт средств республиканского бюджета завершены строительно-ремонтные работы 193 объектов социальной сферы. Благодаря финансированию благотворительных фондов, фондов регионального развития и доноров построен и введён в эксплуатацию ряд социальных объектов. Сегодня государство тратит миллиарды средств на повышение зарплат, пенсий, пособий, которые не поднимались много лет, а также на строительство школ, социальных объектов и на оборону страны. Без этого никак.

 

 

Социальная составляющая — главное направление нашей политики. Особенно в момент мирового экономического кризиса, когда цены растут и жизнь становится всё труднее. Кроме того, должен отметить, что у нас есть несколько готовых бизнес-планов, и мы надеемся, что их успешно реализуем и создадим новые рабочие места.

 

С момента вступления в должность Президента, несмотря на определённые трудности, удалось не только сохранить государственные интересы, но и упрочить межгосударственные связи с нашими политическими стратегическими партнёрами и дружественными странами. Помимо улучшения наших внешних связей, активно участвуя в международных мероприятиях, проделана большая работа по привлечению внимания мирового сообщества, международных доноров, финансовых институтов к Кыргызстану.

 

Теперь позвольте мне кратко коснуться наиболее важных успехов, которых мы достигли за прошедший период. В первую очередь это природа и недра Кыргызстана, которыми сегодня гордится каждый кыргызстанец, говоря, что «вода этой земли — лекарство, камни — золото». В то же время возникает вопрос:

 

«Как мы используем наши недра на благо нашей страны». Переживания нашего народа небеспочвенны! Сколько людей посвятили свои жизни тому, чтобы вернуть народный золотой рудник, такой как «Кумтор», который из-за коррупции служил обогащению экономики других стран. Слава Богу, благодаря нелёгкому труду команды сыновей и дочерей нашего Отечества, обладающих глубокими знаниями, умеющих отличать чёрное от белого, имеющих чистые сердца и свободно говорящих на нескольких языках, мы вернули крупнейшее месторождение Кыргызстана его народу. Отныне наши важнейшие недра будут работать на развитие государства. Наши неразведанные и неразработанные месторождения государство начнёт само разрабатывать. Разумеется, доходы от них мы используем в интересах народа, для развития стратегических направлений экономики Кыргызстана. Уже приняты нормативно-правовые акты, которые предусматривают, что государство должно иметь долю в освоении наших недр. Отныне управление недрами, ставшими достоянием народа и собственностью государства, мы станем строго контролировать.

 

При этом серьёзное внимание уделяется вопросам создания условий для инвесторов и привлечения инвестиций в разработку полезных ископаемых, что поспособствует развитию экономики страны. Если мы хотим стать сильной и развитой страной в будущем, мы должны использовать все крупные месторождения в стране на благо государства и в то же время не забывать о нуждах местного населения. Тогда мы выполним требования нашего народа, тогда не будет претензий и появится надежда на светлое будущее!

 

Уважаемые делегаты, многим из вас знакома эта проблема.

 

Поэтому я хотел бы пригласить вас и в будущем сообща обсуждать такие вопросы, работать вместе и высказывать свои мысли. Второе, нам зазорно импортировать электроэнергию, живя у истоков воды. Мы обязаны правильно использовать данный нам от Бога дар — возможности производства электроэнергии для нужд страны — и превратить его в главное богатство нашего народа. «Будь главой воды, прежде чем стать главой людей!» — говорили наши мудрые отцы.

 

Несмотря на экономические трудности, мы приступили к строительству ГЭС «Камбар-Ата-1». Начало возведения Камбар-Атинской ГЭС-1, будущего флагмана кыргызской энергетики, — это большой шаг на пути к энергетической независимости страны. Даст Бог, достроим и введём её в эксплуатацию. В то же время мы начали строительство нескольких малых ГЭС. Некоторые из них введём в эксплуатацию в ближайшее время. Мы обязательно выведем страну из энергетического кризиса и станем ведущей страной, которая экспортирует электроэнергию, а не покупает её за границей. ГЭС «Камбар-Ата-1» — очень важный стратегический проект для нашей страны! В дальнейшем у нас есть планы по строительству подобных крупных стратегических ГЭС. Благодаря нашей природе у нас есть такие возможности.

 

В-третьих, мы достигли договорённости о строительстве железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, о которой говорили с первых лет нашей независимости, но так и не решили из-за противопоставления некоторых политических интересов. Строительство этой железной дороги даст возможность выхода к морю и сделает её транзитной. Что даст большие экономические возможности для развития. На сегодняшний день из Китая прибыли инженеры-специалисты, которые проводят исследования в Нарынской и Джалал-Абадской областях. Эта дорога создаст широкие условия для получения государством больших доходов и привлечения иностранных инвестиций в будущем.

 

В-четвёртых, в будущем мы намерены использовать собственные железорудные месторождения и строить современные заводы по переработке железной руды и производству изделий, вместо закупки железа со стороны, для строительства железных дорог, гидроэлектростанций и всех сооружений в стране. Причина в том, что сегодня мы тратим миллионы долларов в год на покупку железа. Чтобы быть более точным, скажу, что миллионы долларов уходят из страны каждый год только для того, чтобы купить железо. Если на эти средства сможем построить современный завод по переработке железной руды, мы не только остановим отток крупных средств из нашей страны, но и принесём значительный доход в казну государства за счёт экспорта.

 

В-пятых, мы сосредоточены на активном участии в развитии глобальных новых цифровых и нанотехнологий. Мы собираемся принять новую национальную программу подготовки сильных программистов, способных работать в своей стране и конкурировать на мировом рынке. Если нам удастся в ближайшие годы обучить тысячи программистов, откроется путь для большего дохода, чем денежные переводы соотечественников, работающих сегодня за границей. В то же время у нас есть план помощи нашим гражданам, работающим в передовых компаниях в области цифровых и нанотехнологий по всему миру, реализовать свои цели на благо своей Родины и побудить их работать в своей стране.

 

В-шестых, мы прекрасно знаем, что за годы независимости были серьёзные упущения в области образования. По сути, мы не обратили внимания на важную роль образования и науки в настоящем и будущем развитии нашей страны. Согласно недавним международным исследованиям установлено, что качество образования в средних школах Кыргызстана сильно снизилось. На это есть несколько причин. Одна из них в том, что статус учителей упал как никогда раньше. Мы все знаем, что только образованный учитель может дать хорошее образование ученикам. И не только этот фактор влияет на общую картину образования.

 

Мы должны понимать, что если не изменим отношение к учителям, то профессионалы, лучше всех знающие своё дело, не пойдут преподавать. Это касается и родителей, и государства, которое обязано заботиться об учителях. Как видите, мы работаем в этом направлении. Мы пересмотрели стандарты образования. На основании указа проведена соответствующая работа по ротации директоров школ, которая начала давать хорошие результаты. Заработная плата учителей увеличилась за счёт поиска источников финансирования. В результате чего растёт количество желающих работать в школах. Государство и впредь намерено уделять большое внимание учителям. Кроме того, мы взяли на себя задачу по обновлению учебных материалов, полному обеспечению образовательного сектора компьютерами, обновлению образовательных программ школ до мировых стандартов.

 

Уважаемые делегаты! Участники встречи!

 

Принимая во внимание, что проводимая работа — это первый шаг к повышению качества образования, на Курултае можно также обсудить будущее нашей страны — это, конечно же, наша молодёжь. Мы должны вместе найти пути и определить приоритеты воспитания и образования нашего молодого поколения. Неравнодушная к будущему Кыргызстана, нравственная и образованная, любящая свою Родину молодёжь — вот наша цель и наше будущее!

 

Сегодня мы думаем о полном пересмотре государственного подхода к вопросам молодёжи. Мы часто говорим фразу «молодёжь — это наше будущее», но пренебрегаем заботой о ней и не спешим указать молодёжи правильное направление в формировании восприятия общества, не объясняем, как отличить государственные и национальные интересы от антигосударственных. Отныне мы постараемся придавать большое значение этому аспекту проблемы. Я хотел бы попросить вас поделиться своими мыслями в этом направлении.

 

 

В то же время в сегодняшних реалиях уровень развития науки, технологий и инноваций — это один из основных приоритетов развития общества. Принимая это во внимание, в первую очередь государство уделяет особое значение процессу разработки новых образовательных методов развития науки в нашей стране, которые смогут осуществлять непосредственное использование научных достижений в нашей жизни.

 

Нельзя забывать, что, если инновационные возможности в стране не будут соответствовать потребностям производства, это приведёт к разрыву связи между наукой и производством. Это очень важный момент! В связи с чем издан Указ «О мерах по повышению потенциала и конкурентоспособности образовательных организаций высшего профессионального образования Кыргызской Республики». При этом пять вузов страны приобрели особый статус, обеспечивающий широкую организационную, финансовую и академическую автономию. Теперь эти университеты станут инновационными и конкурентоспособными исследовательскими центрами.

 

Седьмое. Какое бы могущественное государство мы ни взяли, мы увидим, что сильный духом, сплочённый народ есть ядро государства, гора и столп, на котором оно держится. Государство с таким народом, способным на всё, сильно и не колеблется ни перед какими ударами. Мы великий народ, имя которого сохраняется на протяжении более чем 3000-летней истории. Мы не потеряли единства даже в самые суровые времена нашей истории и сохранили нашу государственность! Мы должны помнить, что именно священные духовные ценности великого кыргызского народа, прошедшего через 3000-летнюю историю, его язык и культура спасли наш народ от бурь времени! Сегодня японский, китайский и корейский народы — яркое доказательство того, что только при сочетании национальных традиций, ценностей, новых технологий и экономических реформ страна начнёт развиваться и будет создана сильная нация! Слава Богу, как мы сказали выше, наши предки оставили нам богатое наследие, традиции и ценности. Просто мы должны уметь их перерабатывать в соответствии с требованиями времени, правильно их использовать и направлять!

 

Как известно, родной язык играет особую роль в устойчивом развитии государства, он — гарант сохранения нации, однако горькая правда состоит в том, что его значимость упоминается только в выступлениях, статьях и дискуссиях, по сути оставаясь лишь на бумаге, а на деле ему не уделяется должного внимания! Хотя мы говорим об этом, но только на словах поддерживаем, в его широком распространении остаётся много нерешённых вопросов. Расширены полномочия Комиссии по государственному языку, а в целях реализации единой политики в сфере развития государственного языка принят Указ о её переименовании в Национальную комиссию по государственному языку и языковой политике.

 

Перед нами стоит задача обучить кыргызстанцев свободно говорить, писать и думать на кыргызском языке, сделать его настоящим государственным языком! Для этого требуется должный уровень внутренней необходимости, без которого язык не сможет полностью приобрести свой статус.

 

Важен также и вопрос создания возможности гражданам других национальностей, проживающим в нашей стране, овладевать государственным языком по собственному желанию.

 

Необходимо обсудить данный вопрос с вами сегодня. О сфере культуры Кыргызский народ всегда ценил духовное богатство выше материального. Но в последние годы роль интеллектуальной элиты заняли олигархи, а носители духовных богатств остались на обочине жизни! Это чистая правда. Ни для кого не секрет тяжёлое положение как с моральной, так и материальной стороны, в котором оказались представители культуры, носители традиций. Именно поэтому принят Указ «О духовно-нравственном развитии и физическом воспитании личности», а также разработана и принята концепция по его реализации.

 

Далее в продолжение издан Указ «О национальной традиции».

 

Сегодня государство повысило заработную плату до 100 процентов и уделяет особое внимание работникам отрасли, сохраняющей искусство и культуру Кыргызстана и вносящей большой вклад в её дальнейшее развитие. Как отмечал Чингиз Айтматов: «Эпос «Манас» — сияющая вершина духовного наследия кыргызского народа», и для широкого распространения основы культуры — эпоса «Манас» — государство взяло под своё крыло манасчы и открыло театр «Манас», который помогает объединить их и продвигать данное искусство.

 

Кроме того, издан Указ «О мерах по созданию условий для всестороннего изучения и исследования трилогии эпоса «Манас» и творческого наследия Ч.Т. Айтматова». Ведь мы гордимся прославленным Чингизом Айтматовым, писателями, киноактёрами, художниками, композиторами и архитекторами, чьи произведения стали бесценным духовным богатством кыргызского народа.

 

Здесь стоит сказать горькую правду. Признаём, что в последние годы государство не уделяло должного внимания творческой сфере. Для устранения этого мы примем неотложные меры. Одними из основных направлений государства станут создание всех нужных условий и проявление заботы о творческих людях. С пониманием того, что культура — это элемент единства, фундамент и корни государства и нации, мы разработаем программу по поддержке творческих деятелей. Мы не сможем выбраться из духовной нищеты, если не позаботимся и не создадим людям искусства условия для творчества. И без этого мы сейчас наглядно видим, как национальные ценности изменяются, а традиции, нравственность и институты, которые их несут, постепенно исчезают. Институты старшего поколения, семьи, родителей и все другие, которые естественным образом обеспечивали получение воспитания, сегодня в большой опасности! Это большое предупреждение для знающих и понимающих!

 

Я хотел бы предложить вам на нашей встрече обратить внимание на эти вопросы и подумать о том, как мы можем восстановить духовные и культурные ценности!

 

Уважаемые кыргызстанцы!
Уважаемые представители народа!

 

Глобальное распространение пандемии COVID-19 и последовавшие за ней политические события оказали негативное влияние на экономику и безопасность стран мира, и до сих пор происходят неожиданные изменения и повороты. Новые угрозы и проблемы возникли у всех стран, в том числе у Кыргызстана. Одна из них — вопрос безопасности. Последние события, угрожающие целостности нашего государства, взволновали и обеспокоили каждого кыргызстанца. Откровенно говоря, основной причиной трагических событий, где в столкновениях оборвались жизни наших пограничников и местных жителей, стало то, что процессы по уточнению линий границ не довели до конца, и это растянулось на длительное время. Сегодня мы урегулировали пограничные вопросы с тремя соседними странами. Сейчас мы полностью приступили к решению вопросов с границами с соседним Таджикистаном и прилагаем все усилия, чтобы завершить их в кратчайшие сроки. Мы никогда не забудем мужества храбрых сынов нашего народа, не пожалевших жизни за землю кыргызов! И наша главная цель — несмотря ни на какие трудности, решить все пограничные проблемы, переходившие от одной власти к другой, не оставляя их следующим поколениям. Нельзя допускать, чтобы из-за небольшого клочка земли происходили вооружённые конфликты, гибли люди, родители теряли своих детей, на которых возлагали свои надежды. Нет ничего дороже человеческой жизни! И мы не забываем и никогда не забудем, что наш главный долг — сохранить и передать потомкам благословенную землю, доставшуюся нам от предков!

 

По вопросу о Кемпир-Абаде Мы проводим большую разъяснительную работу среди различных групп населения. Подробно проинформировали местных жителей, видных деятелей республиканского уровня и наших соотечественников, сомневающихся в правильности разрешения вопросов границ, что все наши усилия направлены только в интересах государства, в интересах народа. Пограничные проблемы можно решить лишь двумя способами: один — путём мирных переговоров, другой — военным путём, проливая кровь наших граждан. Кыргызстан как демократическое, правовое государство всегда твёрдо стоял на позиции мирного урегулирования вопросов границ и впредь продолжит занимать эту позицию. Не увенчались успехом усилия тех, кто противился решению данной проблемы, кто искажал информацию, факты, правду по Кемпир-Абаду, играл на чувствах народа в целях создания нестабильной ситуации в стране и дестабилизации общественного мнения для реализации своих личных интересов.

 

Я рад видеть среди наших граждан много грамотных и образованных людей, понимающих, что вопросы по границе решаются в нашу пользу! Ещё раз хочу выразить огромную благодарность нашему народу, который поддержал окончательное решение пограничного вопроса, предотвращая таким образом возникновение новых конфликтов.

 

Вы прекрасно понимаете, что современные вызовы, связанные с безопасностью, требуют от нас укрепления обороноспособности, и в этих целях вновь создано Министерство обороны, проводится усиление нашей армии.

 

Вы видите усилия по всестороннему укреплению войск и обороноспособности страны. Когда я вступил в должность, у нас не было бронированной военной техники, а на данный момент из республиканского бюджета выделены беспрецедентные средства, на которые закуплены специальные бронеавтомобили марки «Тигр», тяжёлые армейские грузовые автомашины, ударные беспилотные летательные аппараты «Байрактар-ТБ2», «Акынжи», «Аксунгур» и другие современные виды вооружения и военной техники.

 

Ваше доверие к властям должно стать прочным в вопросах сохранения территориальной целостности нашей страны, обеспечения безопасности границ, уточнения пограничных линий! Кроме того, в наших планах — начать работу в направлении формирования у детей осознанной любви к Родине и необходимости её защищать. Надо поднимать вопросы обороны, безопасности, воинского долга на новый качественный уровень, совершенствовать военную политику с учётом требований времени! Для каждого гражданина большой честью должно стать служение стране. Вы видите ситуацию в мире сегодня. Она сложная, поэтому это одна из важных целей, поставленных нами.

 

В настоящее время во всём мире делается упор на экологическую безопасность, а экологические проблемы бьют в набат со всех сторон. Одна из наиболее серьёзных проблем в Кыргызстане как части мира — экологическая безопасность. Не только мы, но и туристы, приезжающие в нашу страну, наслаждаются прекрасной природой во всех семи областях. Народ Кыргызстана с незапамятных времён живёт в гармонии с природой, мы — особый народ, который бережно относился к каждому камню и дереву. Данная национальная черта передавалась от отца к сыну, из поколения в поколение как традиция, ценность, наследие.

 

 

Мы никогда не должны забывать, что естественная природа вокруг нас — это тоже бесценный дар наших предков. В целях бережного отношения к природе Кыргызстан представил в ООН ряд предложений, объявил 2022 год «Годом защиты горных экосистем и климатической устойчивости», а также провёл мероприятия в области охраны природы в рамках национальной кампании «Зелёное наследие».

 

Прогрессивное человечество снова пытается кардинально изменить своё отношение к природе.

 

Сегодня самые дорогие продукты в мире — это органическая пища, выращенная естественным путём без использования химических удобрений. Самыми дорогими туристическими направлениями становятся районы, сохранившие природную среду, ещё не тронутую человеком.

 

Кыргызстан — страна, которая имеет возможность проводить большую работу в данных направлениях. Также в мире проблема нехватки водных ресурсов с каждым годом становится всё более острой. Кыргызстан — страна ледников, хранящих водные ресурсы Центральной Азии. Уменьшение площади ледников сегодня беспокоит мировое сообщество. Мы пытаемся создавать многолетние программы с участием мировых фондов через посредничество ООН, направленные на сохранение и защиту ледников.

 

В настоящее время разрабатывается комплексная экологическая программа, глубоко изученная с научной стороны.

 

Уважаемые гости и участники Народного Курултая!

 

Пришло время провести административно-территориальную реформу. Считаю, что всё это будет основной целью в построении развитого общества и одной из наших главных задач на ближайшую перспективу.

 

Сегодня нужна новая модель административно-территориального устройства с внедрением новой системы управления, отвечающей требованиям момента. Поэтому мы приняли Указ «О дальнейших мерах по совершенствованию административно-территориального устройства и развитию регионов Кыргызской Республики». На данный момент начата подготовка к административно-территориальной реформе, в качестве экспериментального пилотного региона выбран Тюпский район Иссык-Кульской области. В рамках этой реформы на базе 13 айыльных аймаков Тюпского района планируется организовать пять укрупнённых айыльных аймаков. Результаты реформы в Тюпском районе мы всесторонне изучем и учтём, а следом пройдёт полноценная административно-территориальная реформа по всей республике.

 

Как я уже говорил в начале своего выступления, приоритетный вопрос внешней политики — это защита прав и интересов наших граждан, находящихся за рубежом.

 

Именно поэтому в целях расширения дипломатических и консульских представительств за рубежом открыты посольства в ряде стран и консульства в ряде городов. Ведётся работа по системе «Мекен-карт», которая упростит вопросы виз, транзита, въезда и выезда на/за территорию страны, миграцию соотечественников, пребывающих за рубежом.

 

Уважаемые участники Курултая!

 

Исполняется 31 год с тех пор, как мы обрели независимость, к которой стремились веками. За этот более чем четвертьвековой период наряду с нашими успехами у нас есть и некоторые недостатки. Мы должны признать свои ошибки.

 

Какие важные вопросы, волнующие нас сегодня, мешают развитию нашей Родины? Предлагаю подробно поговорить, обсудить и высказать идеи о самых важных из них.

 

По-прежнему существует проблема коррупции, которая разъедает страну изнутри, мешает развитию и прогрессу Кыргызстана, пустив свои корни во все сферы. С момента прихода к руководству страной главной обязанностью стала борьба с коррупцией, однако надо открыто признать, что она широко пустила свои корни и полностью избавить общество от этой болезни пока не удалось. Коррупция не уменьшается: отрезаем одну голову этой порчи, превратившейся в двуглавого дракона, но тут же вырастает другая. Однако мы не опустили руки, ожесточённая борьба с коррупцией продолжается.

 

Хотя численность населения страны достигла отметки семь миллионов человек, тем не менее она не большая, всё видно, как на ладони, все хорошо знают друг друга, кто чем дышит и как богатеет. Таким образом, руководство страны посредством законов препятствует тем, кто присваивает средства государства и народа, создавая различные коррупционные схемы. В рамках законодательства идёт возмещение причинённого государству ущерба. Уверен, что если вместе с вами мы сможем направить силу Курултая, а значит силу народа, на борьбу с коррупцией, то результат, безусловно, появится.

 

Хочу отметить, что один из основных вопросов, на котором мы должны сосредоточиться в ходе Народного Курултая, — это последствия коррупции и меры по её предотвращению. Если наш народ и дальше продолжит защищать коррупционеров, мол, он мой родственник или земляк, то мы никогда не сможем избавиться от этой болезни. Если все мы, каждый из нас повсеместно осудит коррупционеров, похищающих государственное, то бишь народное, имущество, если мы не поддержим их, сказав: «Вы коррумпированы, значит понесёте ответственность по закону», тогда и только тогда мы вместе победим коррупцию. Сегодня хотелось бы услышать ваши предложения и по этому очень важному для страны вопросу.

 

Уважаемые делегаты Народного Курултая!

 

Выше я отметил лишь несколько основных вопросов, которые волнуют сегодня всех кыргызстанцев. Как я упомянул в начале своего выступления, с древних времён наш народ поднимал и обсуждал серьёзные вопросы на открывающих широкий путь в будущее Народных Курултаях — Великих Собраниях. На этих Великих собраниях — Народных Курултаях — народ искал ответы на вопросы: «Кем мы были, кем стали, что мы делаем сегодня, какое будущее мы создали для следующих поколений», — и принимались судьбоносные решения.

 

Мы не забыли заветы предков! Как говорится: «Доброму совету цены нету». Возможно, вы обнаружите проблемы, мешающие развитию нашей страны, и дадите советы и предложения, как от них избавиться. У народа есть поговорка: «Сокроешь болезнь — её откроет смерть». Ради благородной цели по обеспечению развития Кыргызстана и увеличению благосостояния народа я призываю всех вас объединиться, высказать здесь правду о проблемах и предложить пути решения! Я думаю, что это главная задача каждого участника этого собрания.

 

Есть ряд серьёзных причин, по которым проходящий Народный Курултай — это настоящее Народное Собрание.

 

Во-первых, как известно, институт Народного Курултая внесён в Конституцию. Во-вторых, делегаты Народного Курултая избирались исключительно от народа. В Народном Курултае нет ни одного государственного служащего. Мы не допустили участия представителей власти в качестве делегатов Народного Курултая. Народ сам решил, кого избрать делегатом Народного Курултая. Как вас избрали, как прошли выборы, вы сами тому свидетели.

 

Поэтому вы сами должны ответить, собрались ли на Курултай «дежурные» делегаты, как говорят некоторые, или это Курултай действительно избранных представителей народа. Я думаю, что мы имеем полное право назвать это собрание настоящим Народным Курултаем.

 

Уважаемые делегаты Народного Курултая, позвольте мне заранее ответить ещё на один вопрос.

 

Известно, что делегаты из разных регионов имеют намерение рассказать о проблемах своего региона и максимально их решить. Некоторые вопросы не решаются уже в течение 40-50 лет. Мы хорошо знаем о таких проблемах на местах. По мере повышения экономического потенциала страны мы усилим соответствующую работу по их решению. Даст Бог, мы сделаем всё возможное для разрешения этих вопросов в ближайшее время.

 

Я верю, что на сегодняшнем Национальном Собрании вы поднимите вопросы государственной важности и обсудите пути их решения! Я надеюсь, что каждый из вас внесёт свой вклад в это, поделившись своими амбициозными идеями и предложениями. Призываю каждого из вас своими выступлениями и предложениями высоко поднять престиж Народного Курултая — Великого Национального Собрания, название которого говорит само за себя.

 

Поставив интересы страны и народа выше личных интересов, родства и раздоров, если нам удастся вместе работать на благо государства и народа, то мы сможем вернуться к нашей великой традиции, оставленной предками, и стать народом, способным мыслить на национальном уровне! Мы возродим ядро древней Великой кыргызской цивилизации и оставим достойное наследие следующему поколению! Поэтому сегодня вместе с вами мы вспоминаем начинания предков, путь, которым они шли, и приступаем к делу с верой в то, что продолжим его. Пожелаем, чтобы каждый из нас соответствовал словам, которые говорим, и делам, которые делаем. Пусть отныне наш Народный Курултай станет настоящим собранием, служащим народу!
Пусть фундамент нашего государства будет крепок на века!

 

Пусть начатое дело окажется успешным!
Уважаемые участники Курултая!

 

Теперь слово передадут вам, а мы начнём слушать. При завершении Курултая мы, безусловно, ответим на важные вопросы. Каждый из вас приехал со всех уголков, со всех айыльных аймаков нашей республики. Давайте послушаем ваши предложения. Конечно, прозвучат и острые слова. Потому как, не говоря о региональной инфраструктуре, есть забытые сёла, куда высокопоставленные представители власти не заглядывали последние 40-50 лет.

 

Сегодня здесь присутствуют представители всех ветвей власти. Есть и депутаты Жогорку Кенеша. Никто не уйдёт, все останутся здесь на два дня и дослушают до конца. Также мы ведём стенограмму, позже с ней начнут работать члены Кабинета министров. Мы напрямую выслушаем ваши проблемы, включим в бюджет на следующий год мероприятия по их разрешению. Это ещё одна цель сегодняшнего Курултая.
Спасибо».

 

Затем слово перешло к делегатам, которые озвучивали напутствия своих избирателей. Вопросы касались развития регионов, строительства новых школ и детских садов, улучшения экологической среды в республике. Затронуты проблемы энергетики, водоснабжения, уточнения границ с соседними государствами, борьбы с коррупцией и другие важные и острые вопросы.

 

За два дня проведения Народного Курултая не все делегаты успели выступить перед Президентом лично, поэтому принято решение принимать обращения в письменном виде для дальнейшего обязательного рассмотрения.

 

На второй день Курултая делегаты со всех районов страны продолжили разговор по различным темам, касающимся пограничных вопросов между соседними странами, сферы образования, обеспечения чистой питьевой и поливной водой, сельского хозяйства, льготного кредитования для фермеров, проблем в центрах обслуживания населения, коррупционных явлений, спорных пастбищ между районами, ветхих зданий, состояния внутренних дорог.

 

Подводя итоги Курултая, Садыр Жапаров подробно рассказал, на какой стадии решения находятся поднятые делегатами темы. В частности, Президент подробно рассказал, как решаются пограничные вопросы между соседними странами, вопросы, связанные с миграцией, коррупционными проявлениями в государственной системе, ситуация с государственным ипотечным кредитованием, строительством и состоянием социальных объектов, льготными кредитами, пополнением доходной части бюджета страны.

 

Также Садыр Жапаров ответил на вопросы, касающиеся возможных рисков, связанных с разработкой месторождений в стране, усилением и улучшением условий в армии. Глава государства особо подчеркнул, что вопросы государственной границы будут урегулированы исключительно путём переговоров. Акцентировал он внимание и на национальном достоянии — руднике «Кумтор», который с его приходом удалось вернуть Кыргызстану, несмотря на сложности, связанные с этим процессом. В настоящее время около 40 тонн золота Кумтора хранятся в Национальном банке Кыргызстана.

 

Также Президент ответил на вопросы относительно кадровой политики в госсистеме, о задержанных активистах, о возвращённых миллиардах сомов в казну государства, экстрадиции 900 кыргызстанцев, отбывающих наказание в местах лишения свободы зарубежных стран.

 

Вместе с тем глава государства сообщил о проводимых мероприятиях в части ротации глав местных органов власти, восстановлении Баткенской области, оптимизации деятельности двух аппаратов Президента и правительства после объединения.

 

Основываясь на приведённых предложениях и замечаниях, глава государства поручил Кабинету министров, государственным органам своевременно принять соответствующие меры по решению вопросов, озвученных делегатами. В завершение Президент Садыр Жапаров, обращаясь к участникам Курултая, ко всем гражданам, попросил их не бояться и открыто говорить о нарушениях, свидетелями которых они становятся в стране.

 

В свою очередь делегаты, озвучив напутствия своих избирателей, обозначив общественно-значимые вопросы, касающиеся развития страны в целом, получили исчерпывающие ответы от Президента Садыра Жапарова и поблагодарили его за организацию данного Курултая.

По итогам Первого Народного Курултая принята Резолюция

 

.
После завершения основной части работы Курултая там же, в холле Кыргызской государственной филармонии им. Т. Сатылганова, где он проходил, государственные органы организовали «уголки» для оперативного решения вопросов. Там руководители ведомств продолжили принимать делегатов и отвечать на их вопросы.

 

Дарья НЕСТЕРОВА.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ и Султана ДОСАЛИЕВА.

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 15:59, 29-11-2022

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова