Пережитое остаётся в памяти народа (фото)

В Мемориальном доме-музее Чуйкова открылась выставка, повещенная 100-летию восстания 1916 года. На ней представлены произведения художников из фонда Кыргызского национального музея изобразительных искусств им. Г. Айтиева и фото- и книжная экспозиция свидетелей этих событий — литераторов Касыма Баялинова и Абдрасула Токтомушева.

О воспоминаниях своего отца рассказала дочь народного поэта Кыргызстана Абдрасула Токтомушева Аида Токтомушева.

— Пережитое во время бегства в Китай оставило глубокий след в жизни отца. Он вспоминал, как ребенком с мамой, маленькой сестрой и с остальными сородичами бежал в Китай, перебираясь по заснеженным горным перевалам. Шли по узким заледенелым козьим тропам и, чтобы не срываться с откосов, люди резали баранов и кидали их шкуры на тропы — только так можно было передвигаться. Сестренка отца умерла во время перехода, а мама подорвала здоровье и, уже будучи в Китае, тоже ушла из жизни. Перед смертью она просила сына вернуться домой, на родину. Поэтому, когда кыргызы стали возвращаться назад, папа, оставшись сиротой, пошел вместе со всеми. Ощущение одиночества, пережитое в ту пору, повлияло на его характер и творчество. Этим событиям он посвятил поэму «Письма из Какшаала». Устами маленькой девочки, героини произведения, которая оказалась в Китае среди беженцев, он рассказал о своих воспоминаниях и впечатлениях от всего увиденного в детстве,

— рассказала дочь поэта.

Выставка состоит еще и из экспозиции произведений советских живописцев С. Чуйкова, В. Образцова, А. Васильева-Есина. Названия полотен говорят сами за себя: вот, например, «Повстанцы в горах», «Бегство повстанцев» — они о разных этапах восстания, о горе людей, вынужденных бежать целыми семьями.

А рядом с картинами советских живописцев представлена инсталляция на ту же тему, только уже нашего современника — художника В. Руппеля. По его словам, полотна и инсталляция составляют диалог творческих людей прошлого и настоящего. Сама композиция состоит из нескольких частей: друг против друга, символизируя противостояние, висят офицерская шинели и чапан. Рядом на стене — большое фотоизображение силуэта заснеженных гор, а перед ним на подставке — блюдо с колотой скорлупой орехов. Из скорлупы поднимаются черные перья птиц. По словам автора, перья символизируют небесное, а скорлупа — земное. Соединяясь, эти предметы придают объекту некий сакральный смысл. По задумке художника, это своеобразное место для молитвы — горестной — о всех погибших в тех событиях.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий