Евразийская комиссия утвердила…

Сборка транспортных средств

ЕЭК и страны ЕАЭС продолжают работу по созданию эффективных условий развития промышленных автосборочных производств.

Так, на заседании Консультативного комитета по промышленности Евразийской экономической комиссии представители уполномоченных органов государств ЕАЭС обсудили ход реализации решения Высшего Евразийского экономического союза № 72 «Об условиях применения понятия «промышленная сборка моторных транспортных средств» на территориях государств Таможенного союза и Единого экономического пространства» и других решений органов комиссии, принятых для его развития.

Решение № 72 утверждено главами государств в целях формирования условий, способствующих созданию и эффективному развитию в странах ЕАЭС сборочных производств в автомобилестроении.

Им определены единые взаимовыгодные условия применения понятия «промышленная сборка моторных транспортных средств» в рамках союза, в том числе условия свободного обращения транспортных средств, произведенных в режиме «промсборки». Эти условия государствам ЕАЭС следовало закрепить в своем законодательстве в установленные решением № 72 сроки. А комиссии поручалось сформировать нормативную правовую базу, необходимую для практической реализации администрирования свободного обращения указанных транспортных средств.

ЕЭК все решения приняла в полном объеме. Вместе с тем анализ принятых государствами-членами законодательных актов, регулирующих производство транспортных средств в режиме «промсборки», показал отсутствие или неполное отражение в них норм, установленных решением № 72. По результатам обсуждения стороны скорректировали сроки «дорожной карты» с учетом планов ввода в эксплуатацию систем электронных паспортов в союзе. Этот документ предусматривает меры, которые в установленные сроки должны быть предприняты странами ЕАЭС для реализации названного решения глав государств.

Комиссия продолжит контролировать исполнение решения Высшего Евразийского экономического союза в соответствии с «дорожной картой» и подготовит этот вопрос для рассмотрения на заседании Евразийского межправительственного совета в конце нынешнего года.


Дело за рабочей группой

Консультативный комитет по промышленности рассмотрел ход работы над проектом соглашения о порядке добровольного согласования государствами ЕАЭС с ЕЭК специфических субсидий в отношении промышленных товаров.

Сегодня в этой сфере между государствами-членами действует механизм взаимодействия, построенный на взаимном информировании друг друга и комиссии о планируемых и предоставленных промышленных субсидиях. С 2017 года у стран союза появляется возможность добровольного согласования с комиссией специфических субсидий и обращения в ЕЭК при необходимости проведения разбирательства по вопросам их предоставления.

В результате работы, проведенной ЕЭК и сторонами, разработан соответствующий проект соглашения. Его принятие создаст условия, способствующие развитию взаимной торговли, кооперации и добросовестной конкуренции между государствами-членами, поддержке экспортного потенциала промышленных производителей стран ЕАЭС.

По итогам обсуждения члены комитета решили создать специальную рабочую группу, которая форсированно завершит работу над документом для обеспечения его вступления в силу в сроки, установленные Договором о ЕАЭС.


О чёрной металлургии

Консультативный комитет по промышленности ЕЭК рассмотрел проект рекомендации совета ЕЭК «О развитии сотрудничества государств-членов Евразийского экономического союза в сфере производства продукции отрасли черной металлургии».

Этот проект подготовлен на основании комплексного анализа состояния данного сектора экономики в странах ЕАЭС. Документ направлен на создание условий для решения проблем отрасли и ее развития с использованием потенциала промышленной интеграции. Сейчас в черной металлургии союза значителен износ производственных фондов, существенна доля импорта металлопродукции глубокой степени переработки, высока ресурсо- и энергоемкость производства. Как следствие, сохраняется низкая ценовая конкурентоспособность продукции, наблюдается переизбыток производственных мощностей, снижается внутренний и внешний спрос.

В качестве ключевых мер рекомендация предусматривает совместное решение странами ЕАЭС задачи импортозамещения продукции высоких переделов путем создания совместных производств, взаимовыгодного освоения новых технологий и стимулирования спроса на продукцию отрасли через углубление межотраслевой кооперации. Реализация этих договоренностей станет важным шагом на пути модернизации отрасли, ее инновационного развития и повышения конкурентоспособности.

После детального обсуждения проекта документа члены комитета поддержали предложения казахстанской стороны по уточнению отдельных мероприятий проекта рекомендации, касающихся стимулирования внутреннего спроса, совместного освоения инновационной продукции и внедрения передовых технологических решений в рамках евразийской технологической платформы. В итоге комитет одобрил проект рекомендации и внесет его на заседание совета ЕЭК для рассмотрения в установленном порядке.


О чувствительных товарах

Консультативный комитет по промышленности ЕЭК рассмотрел вопрос и о соблюдении государствами — членами ЕАЭС порядка проведения консультаций в отношении чувствительных товаров и (или) взаимного информирования о планируемых направлениях реализации национальной промышленной политики в отношении чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества.

Как показал мониторинг соблюдения порядка на практике, есть случаи реализации государствами союза национальной промышленной политики в отношении чувствительных товаров без предусмотренного этим документом предварительного информирования других стран ЕЭАС и комиссии, а это необходимо для обеспечения возможности инициирования ими проведения консультаций в отношении таких товаров. Порядок является эффективным механизмом, препятствующим возникновению дополнительных барьеров в промышленной сфере в рамках Союза и обеспечивающим паритет интересов сторон на общем рынке.

Председатель консультативного комитета по промышленности, министр ЕЭК Сергей Сидорский подчеркнул, что координация действий сторон в рамках союза в сфере чувствительных товаров позволит исключить принятие государствами-членами правовых актов, ущемляющих интересы других партнеров по ЕАЭС, и создать условия для добросовестной конкуренции промпредприятий наших стран. Комиссия готова выступить в качестве площадки для организации консультаций и выработки взаимоприемлемых решений.

Члены консультативного комитета решили подготовить и внести на рассмотрение коллегии ЕЭК проект нормативного акта о закреплении в национальном законодательстве государств — членов ЕАЭС норм, регламентирующих обязательность исполнения данного порядка.


Одобрен отчёт

Совет Евразийской экономической комиссии одобрил ежегодный отчет ЕЭК о мониторинге проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проектов решений наднационального органа — комиссии в 2015 году.

Как отметил министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов:

«Комиссия является наднациональным органом, который принимает решения, обязательные для применения cторонами, т. е. она является регулятором. Вместе с этим правом — регулировать те или иные сферы — у нас должна быть и обязанность проводить оценку регулирующего воздействия. Речь идет о соразмерности мер комиссии интересам бизнеса. С прошлого года такой механизм функционирует в ЕЭК. Отчет по функционированию этого механизма был представлен на суд вице-премьеров, затем его представят премьерам».

Всего же комиссия получила порядка 2 500 замечаний на проекты своих актов. Процент учета ЕЭК предложений представителей предпринимательского и экспертного сообщества, поступивших в рамках публичного обсуждения, составляет 66,9%. ЕЭК призвала всех заинтересованных лиц, бизнес-сообщество, экспертов участвовать в ОРВ, присылая свои замечания и предложения на сайт Евразийского экономического союза.

«Ваш голос будет услышан и учтен. Мы открыты для любых комментариев всех наших стран»,

— резюмировал министр ЕЭК.

Отчет далее представят на рассмотрение Евразийского межправительственного совета.


«Мозговой штаб»

Консультативный комитет по промышленности и представители уполномоченных органов государств ЕАЭС обсудили дальнейшие шаги по созданию Евразийского инжинирингового центра по станкостроению.

Концепция создания центра предусматривает, что государства-члены создают его исходя из своих национальных интересов. Инжиниринговый центр должен стать «мозговым штабом» перспективного развития станкостроения в Евразийском экономическом союзе. Его деятельность направят на формирование и внедрение инновационных решений в промышленное производство для содействия переходу стран ЕАЭС к новому технологическому укладу.

Члены консультативного комитета, обсудив этапы формирования центра, решили, что в ближайшее время стороны определят национальных координаторов — организации, которые станут учредителями и участниками Инжинирингового центра. Они, при координации комиссии, выработают «дорожную карту» формирования и обеспечения функционирования этого центра.
ЕЭК же выступит площадкой для взаимодействия сторон по разработке «дорожной карты» и созданию Инжинирингового центра.


Авторские и смежные права

На заседании совета ЕЭК также одобрен проект соглашения о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе. Речь идет о единых принципах регулирования деятельности организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами (ОКУП).

Как отметил министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов:

«Соглашение о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе — это один из важных аспектов построения регулирования интеллектуальной собственности на нашем общем пространстве. Это застарелая проблема — в части управления правами на коллективной основе были сложности практически во всех государствах».

Проект соглашения унифицирует основные положения законодательства государств ЕАЭС в сфере управления авторскими и смежными правами на коллективной основе. Документ предусматривает единое регулирование по ряду вопросов коллективного управления. В соглашении прописано, как организации по коллективному управлению правами должны действовать на территории Евразийского экономического союза.

В соглашении предусмотрено установление в законодательстве государств-членов ответственности, в том числе за невыплату ОКУП правообладателю собранного вознаграждения, превышение предельного размера удержаний из такого вознаграждения, а также неисполнение обязательства ОКУП по проведению обязательного аудита.

Проект соглашения направлен государствам ЕАЭС для проведения внутригосударственных процедур, требуемых для подписания документа. Ожидается, что до конца текущего года документ стороны подпишут.


Хорошо функционирующий механизм

На совете ЕЭК одобрен отчет о зачислении и распределении сумм ввозных таможенных пошлин между бюджетами государств ЕАЭС в 2015 году. По словам министра Тимура Сулейменова, механизм распределения ввозных таможенных пошлин между бюджетами стран ЕАЭС не изменился, оставшись таким же, как и в 2010-2014 годах.

«Механизм хорошо функционирует, что еще раз было отмечено на заседании совета ЕЭК»,

— сказал представитель ЕЭК. При этом в прошлом году, в связи со вступлением в ЕАЭС двух новых членов (Армении и Кыргызстана), поменялись нормативы распределения.

Также несколько снизились поступления ввозных таможенных пошлин в связи с резкой девальвацией национальных валют всех государств ЕАЭС, соответствующим падением импорта, замедлением экономического роста и, соответственно, потребления импортных товаров.

«Это значительно сказалось на поступлении ввозных таможенных пошлин»,

— сказал Тимур Сулейменов. По его мнению, сегодня снижение доли и значения ввозных таможенных пошлин в составе госдоходов — общемировой тренд.

«В Евросоюзе в среднем пошлины составляют 3-5%. Соответственно, доля в европейском бюджете еще меньше. Поэтому наши пошлины также падают в абсолюте. В этом нет ничего страшного. Это замещается другими доходами бюджета»,

— заявил министр ЕЭК.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий