ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Жить — значит работать


«Пусть мой труд, который созидался для народа,
Продолжится (раскроется) в моих учениках.»

«Менин элге кылган эмгегим окучуларымдан жаўырсын»
Рахманалы Осмонов.

 

Рахманалы Молтонович Осмонов
(1922-18.11 1992 г.)

 

Заслуженный учитель Киргизской ССР, отличник просвещения СССР, отличник народного образования Киргизской ССР, кавалер ордена «Знак Почёта» Рахманалы Осмонов родился в селе Ак-Чий Кировского района. Трудовую деятельность начал учителем, окончил исторический факультет Кыргызского государственного педагогического института (1953 г.). Участник Великой Отечественной войны, инвалид второй группы, награждён орденами Красной звезды и Отечественной войны 1 степени. В 2015 г. имя Р. Осмонова навечно вписано в личный состав «Бессмертного полка» Москвы.

 

С 1944 года Рахманалы Осмонов стал уполномоченным Кировского райисполкома на строительстве Ворошиловской ГЭС Аламединского района, затем первым секретарём Кировского РК ЛКСМ, в 1945 г. инструктором, завотделом ЦК ЛКСМ Киргизии. В 1951-1957 гг. трудился директором Кок-Сайской, Грозненской школ Кировского района, 1955-1957 гг. — директором Чалдоварской, Беш-Булакской школ Ленинпольского района. 1957-1959 гг. — завотделом народного образования Ленинпольского, а с 1959 по 1961 гг. — завотделом народного образования Кировского районов. 1961-1992 гг. — он стал директором средней школы села Жоон-Дєбє Кировского района. Избирался делегатом 2-3-4 съездов учителей Киргизии, VIII (V) съезда учителей Азербайджанской ССР в 1967 году.

 

Р. Осмонов — известный педагог-организатор, общественный деятель, с его именем связаны многие значительные вехи в деле улучшения школьного образования, в первую очередь укрепления учебно-материальной базы. Под его непосредственным руководством в 1957-1959 гг. организовано строительство зданий Калининской, Кызыл-Чарбинской и Ключевской школ Ленинпольского района, а также в 1959-1960 г.г — Покровской и Ленинской школ Кировского района. Особенно много сил и труда он приложил в пятидесятые годы к открытию средних школ на кыргызском языке. Именно ему принадлежит инициатива организации преподавания на родном языке в школе села Грозного Кировского района в старших классах (с 6-го по 11-й), ибо к началу 50-х годов здесь обучение на кыргызском языке велось только в младших классах, а в соседнем селе Кєк-Сай — до седьмого класса. До этого их открытие затруднялось из-за отсутствия помещений, и только в 1953 году бывший ученик этой школы, познавший мытарства скитаний по интернатам, став директором этой школы, приложив много усилий, преодолев массу препятствий, пристроив ряд помещений к основному корпусу школы, добился учреждения средней школы с кыргызским языком обучения, с интернатом и принял первый её выпуск.

 

Р. Осмонов в 1961 году, работая директором восьмилетней школы села Жоон-Дєбє, силами учителей, родителей и учеников, используя средства, сэкономленные от капитальных ремонтов, построил два корпуса на 16 классов, мастерские, стандартную кухню и столовую, интернат на 60 мест для детей животноводов, заложил фундамент спортзала. На этой базе стало возможным преобразование восьмилетней школы в 11-летнию школу-интернат. Рахманалы Молтонович первым в районе добился перевода школы на обучение с продлённым днём для 1-8 классов, с введением кабинетной системы преподавания. Для изучения иностранных языков оборудовали лингафонный кабинет, а также создали кабинет технических средств. На более высокий уровень удалось поднять тогда ещё малозначимые предметы, такие как труд, рисование, пение и физкультура. Школу оснастили теннисными столами, лыжами и коньками. Открыли музыкальные кружки для обучения игре на комузе и духовых инструментах. На каникулах школьники в возрасте от 7 до 15 лет направлялись в пионерские лагеря. Устраивались экскурсионные автобусные туры для школьников по древним городам Средней Азии. Также в школе провели паровое центральное отопление.

 

В 1970 году заведующий отделом народного образования г. Фрунзе Я. Глущенко предложил Р. Осмонову возглавить новую среднюю школу с русским и кыргызским языками обучения, написав, что «хотел бы Вас видеть руководителем столичной школы». Однако обстоятельства и незавершённые дела не позволили дать положительный ответ.

 

В 1980 г. за успешную учебно-воспитательную работу школу, возглавляемую Р. Осмоновым, удостоили звания участника ВДНХ СССР и наградили дипломом третьей степени, а бронзовые медали вручили её директору и учительнице английского языка Надежде Фёдоровне Скалазуб.

 

Школа находилась в постоянном контакте с Республиканским институтом усовершенствования учителей, на её базе Киргизский научно-исследовательский институт педагогики и учёные-педагоги проводили многие исследования по вопросам теории и практики педагогики. Их результаты нашли отражение в книгах, брошюрах, статьях монографиях, кандидатских и докторских диссертациях.

 

В Таласской долине Р. Осмонова также знали как историка-краеведа, санжырачы (генеалога), знатока ислама и других религий, человека, самостоятельно изучившего арабский язык. Его выступления на районных и областных семинарах по вопросам религии, быта, традиций и другим нравственным проблемам собирали большую аудиторию и использовались в повседневной практике. В 1991/1992 учебном году в школьную программу впервые включили предмет «Урок нравственности», «Ийман сабагы», и школа первой в области начала преподование этого предмета и обмениваться опытом.

 

Широтой и разнообразием отличалась и палитра знаний и практических навыков педагога Р. Осмонова, он хорошо разбирался в вопросах профориентации, психологических основах выбора профессии, проблемах народной педагогики, этнопедагогики. Исходя из всего этого, он в учебно-воспитательном процессе много внимания уделял формированию личностного самоопределения старшеклассников в социокультурной среде школы, в которой проходила большая часть жизни учащихся, а главное — именно здесь происходила интериоризация нравственных ценностей. Всё это направлялось на бесконфликтное вхождение учащегося в завтрашнюю взрослую жизнь. Определиться с выбором профессии — нелёгкая задача, и роль школы в этом огромная. Плеяда учеников-выпускников — тому свидетельство.

 

Сегодня это настолько актуально, поскольку кардинальные социально-экономические и политические преобразования коренным образом изменили и изменяют социокультурную ситуацию, в которой протекает формирование личности человека. Изменяются привычные условия существования людей, рушатся сложившиеся представления о жизни, её ценностях. Это приводит к тому, что в общественном сознании утверждаются другие ценности. Поэтому школе следует отвести главное место в обществе. В учебно-воспитательном процессе должны формироваться такие мировоззренческие функции самосознания, как самооценивание, целеполагание, самореализация, саморегуляция, так как они имеют социально-психологический характер, отвечают за наиболее эффективное приспособление личности к окружающим условиям, системам ценностей, нравственности, духовности, поиску смысла жизни.

 

Р. Осмонов также известен как автор ряда статей, опубликованных в республиканских и союзных журналах, таких как «Новое время». Например, когда-то в СССР, чтобы показать иностранным делегациям или туристам преимущества социалистического производства, равенства и дружбы народов, достижения в области образования и культуры, рекомендовали посещать республики Средней Азии. Одними из известных людей, побывавших в нашей республике как туристы, в августе 1955 г. стали Роберт Фрэнсис Кеннеди и Уильям Орвил Дуглас (член Верховного суда США (1939-1975), входил в число специалистов по странам Азии). Им показали все стороны жизни Кыргызстана, в том числе образование, культуру, наращивающее темпы развития сельское хозяйство. Однако после их визита в журнале «Новое время» (№ 52, 1955 г.) были опубликованы высказывания Уильяма Орвила Дугласа о том, что население Средней Азии подвергается дискриминации. В ответ на это в №4 журнала «Новое время» за 1956 г. учитель Р. Осмонов подверг конструктивно-аналитической критике эту клевету в ложных утверждениях Уильяма Орвила Дугласа.

 

Особо хочется сказать об его библиотеке. Собранная из уникальных изданий, открытая для общественного пользования, она насчитывает более 15 тысяч томов на различных языках мира. Это исторические, научные, педагогические, художественные, медицинские, книги религиозного характера и религиоведческая литература, литература народов Востока и зарубежных стран, труды древних мыслителей, энциклопедии, имеются старинные редкие книги, фотоматериалы, подшивки газет и журналов, рукописи, письма, дневники, в том числе личные, как самого Р. Осмонова, так и его супруги Буруулкан Султанкуловой (Бурултай).

 

Библиотеку начал собирать с 1940 г. Сейчас она размещена в специально выстроенном в 1966 году помещении из двух комнат общей площадью 50 кв. метров. На третьем съезде Добровольного общества книголюбов Кыргызстана в 1984 году библиотеку признали одной из лучших личных библиотек для общественного пользования. В 1984 г. 300 экземпляров книг он подарил животноводам района.
В начале 90-х годов при резком обострении социальных, политических противоречий, глубоком экономическом и нравственном кризисе общества, на волне демократизации выборы и перевыборы не обошли стороной среднюю школу села Жоон-Дєбє. На районном уровне дали указание поменять прежнего руководителя школы. Тем не менее коллектив большинством голосов поддержал кандидатуру Р. Осмонова.

 

Во второй половине 80-х — начале 90-х годов, кода появилась «Концепция дошкольного воспитания», Р. Осмонов прорабатывал проект бесплатных подготовительных групп детей к начальному, т.е. дошкольному, образованию. С тем, чтобы процесс обучения строился интересно, творчески, с учётом возрастных особенностей, в подходящем для этого освобождающемся здании бывшей школы создали условия, приближённые к домашним, с учётом времени дневного сна и приёма пищи. Для этого приобрели мягкий и жёсткий инвентарь, конструкторские наборы и детский спортивный инвентарь, ковровые дорожки и паласы, канцелярские принадлежности, кухонную и столовую посуду.

 

Тогда, на 70-м году жизни, перенёсший тяжёлую операцию Р. Осмонов продолжал работать, и удалось завершить строительство новой трёхэтажной школы. И когда в неё переехали, он с присущим ему оптимизмом сказал: «Будем работать дальше, впереди много дел». А это и есть выражение его цельной натуры, впитавшей в себя столько силы и работоспособности. Человека, посвятившего себя служению своему Отечеству и защите его интересов. И он, как вечный солдат, много лет находясь в строю, умер на трудовом посту, как говорил Вольтер: «Жить — значит работать. Труд есть жизнь человека». Ведь в работе он находил исцеление и радость. Он умер со спокойной совестью, с сознанием исполненного долга.

 

В память о педагоге и увековечивании имени Р. Осмонова на фасаде здания библиотеки по решению Карабууринского совета народных депутатов в 1993 году установили мемориальную доску, вторая расположилась на фасаде средней школы села Жоон-Дєбє.

 

С 2000 года средняя школа в селе Жоон-Дєбє носит имя Р. Осмонова. В сёлах Жоон-Дєбє и Суулу-Маймак есть улицы, названные в его честь. Р. Осмонов похоронен на родовом кладбище «Ак-Бейит» в местности (урочище) Маймак-Ата.

 

Ниязалы Осмонов,
историк, юрист, социолог, исследователь генеалогии.

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 15:54, 23-12-2022

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова