Пушкинские станции метро

Пушкинские станции метро. Мраморное путешествие во времени
ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Мраморное путешествие во времени

С того самого момента, как в СССР началось строительство метрополитена, его станции служили не только для подземного передвижения — каждая была и остается шедевром архитектуры с определенным идейно-художественным замыслом. Никогда не скупились на расходы при строительстве, их проекты создавались лучшими художниками и архитекторами, а на отделку всегда шли самые ценные природные материалы — мрамор, гранит, оникс, яшма и другие натуральные камни, ведь именно они, как никакие другие, могут обеспечить долговечность и прочность и при этом не терять эстетических свойств.

Несмотря на то что типового проектирования каждой отдельной станции не избежать, вы не встретите ни одной повторяющейся — они абсолютно разные по организации внутреннего интерьерного пространства. Все они в городах бывшего СССР обладают своей индивидуальностью, своим «характером» и предназначением.

У каждой станции своя тема, в соответствии с которой она оформляется. Например, на станции «Балтийской» в Санкт-Петербурге голубовато-серая мраморная облицовка напоминает о суровых водах Балтики, а красный гранит в оформлении многих других символизирует революционную тематику.

В метрополитенах городов бывшего Советского Союза насчитывается пять станций, названных в честь самого великого русского поэта и писателя — Александра Пушкина. Все они носят имя «Пушкинская». А города, в которых они действуют, — Москва, Санкт-Петербург, Минск, Харьков и Ташкент.

Хоть названия у них одинаковые и оформление в одной теме (пушкинская эпоха), но они совершенно разные!

В Санкт-Петербурге (Россия)

Пушкинские станции метро. Мраморное путешествие во времениСтанция «Пушкинская» в Петербурге — самая старшая по сравнению с остальными, она открылась в 1956 году. По первоначальному замыслу архитекторов А. Петрова и Л. Полякова оформление должно было отражать строительство Царскосельской железной дороги. Но в окончательном проекте тематика стала совершенно другой — ее целиком посвятили великому русскому поэту.

Белый мрамор использован для облицовки пилонов. На станции — темно-красные полы из гранита, который доставляли в город с легендарных Токовских гранитных разработок (Украина). Узор из белого и черного камня выложен по его кромке. В нишах находятся торшеры с излучающими свет чашами из хрусталя.

Пол проходов также выложен гранитом, а вокруг него — плитки простого светлого кафеля. Стены станции облицованы мрамором, который очень выигрышно смотрится рядом с колоннами и решетками вентиляции, а рисунок последних пора- зительно гармонирует со светильниками центрального зала.

В Москве (Россия)

Пушкинские станции метро. Мраморное путешествие во времениОформление станции «Пушкинской» в столице России выдержано в белой цветовой гамме. Освещенный стилизованными подсвечниками зал с двумя рядами белых колонн из мрамора, пол выложен серым гранитом, а у торцевой стены расположен скульптурный бюст Пушкина. Кроме того, беломраморный зал украшен латунной чеканкой, которая посвящена произведениям великого поэта.

В Минске (Белоруссия)

Пушкинские станции метро. Мраморное путешествие во времениМинская станция «Пушкинская», самая молодая среди своих «сестер» (1995), обладает характерной чертой культовых сооружений пушкинских времен. Это арка и свод, и именно они стали основой идейно-художественного решения.

В оформлении главный акцент сделан на освещение, чтобы усилить и подчеркнуть архитектурное раскрытие темы. Лампы дневного света, расположенные в верхней части ригелей, скрыты от глаз пассажиров. Но они создают потрясающий эффект воздушности и легкости всего зала, арки и своды которого выложены белоснежным мрамором.

В Ташкенте (Узбекистан)

Пушкинские станции метро. Мраморное путешествие во времениБело-розовая цветовая гамма в наилучшей форме раскрывает пушкинскую тему на одноименной станции в Ташкенте. Мрамор именно этих двух цветов послужил великолепной облицовкой стен, а также колонн в ее вестибюле. Кроме того, стилистически выигрышно смотрятся в верхней части мраморных колонн светильники, которые выполнены в виде гирлянд свечей.

В Харькове (Украина)

Пушкинские станции метро. Мраморное путешествие во времениСвоей архитектурой эта станция «Пушкинская» напоминает дворцы и театры тех времен, когда жил и творил великий поэт. Белые стены, темно-серый пол, облицовка пилонов, выполненная в форме струящихся складок материи, — все это возрождает внешний интерьер начала XVIII века.

***
Таким образом, можно сделать вывод, что одним из самых благодатных материалов для создания и оформления архитектурного шедевра служил — и служит! — натуральный камень. Он способен придать любую образную архитектурную выразительность станциям своими цветами и фактурой. И именно это помогает полностью ликвидировать ощущение нахождения под землей: как будто ты — в великолепном здании на улице своего родного города.

get link Мария ДЖАЛАЯ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *