Референдум: цель и принципы

go to site Последнее время наиболее обсуждаемой темой в обществе стала инициатива лидеров большинства фракций Жогорку Кенеша о проведении осенью текущего года референдума по внесению изменений и дополнений в отдельные нормы Конституции. 87 депутатов парламента поставили подписи в поддержку законопроекта с точечными поправками в главный закон страны.

Организацию проведения референдума предполагается возложить на Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов — ЦИК. 30 июня этого года парламент принял в первом чтении проект нового конституционного закона «О референдуме Кыргызской Республики». Редакция попросила source url члена ЦИК, доктора юридических наук, профессора Кайрата ОСМОНАЛИЕВА рассказать о новшествах, содержащихся в этом законопроекте.


— Кайрат Медетбекович, давайте сначала определимся с понятием «референдум», с какой целью он проводится?

— В статье 2 Конституции Кыргызстана зафиксировано, что народ КР — единственный источник власти и обладает исключительным правом распоряжения ею. На определенных условиях он передает полномочия на распоряжение властью (не саму власть) до новых выборов своим представителям. Только народ полноправно осуществляет власть в стране, органы же государственной власти должны действовать от имени народа и в его интересах. Реализуя формы прямой демократии, граждане выражают свою волю непосредственно, высказывая мнение на референдуме, а также голосуя за того или иного кандидата в органы государственной власти и местного самоуправления.

Законы республики и иные важные вопросы государственного значения могут выноситься на референдум. Понятие «референдум» означает способ принятия гражданами всенародным голосованием законов КР и иных решений по наиболее важным вопросам государственной жизни. Порядок проведения референдума устанавливается конституционным Законом «О референдуме Кыргызской Республики» от 23 октября 2007 года № 159.

В международной практике референдум (плебисцит) имеет разнообразные формы. По предмету они делятся на конституционные, законодательные, по международным и административным вопросам. По правовым последствиям референдумы могут быть консультативными, «дозаконодательными», совещательными, «послезаконодательными» и ратифицирующими.

Референдум в Кыргызстане проводится на основе следующих принципов: участие в нем является свободным; голосование — добровольным и тайным, осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права; граждане республики участвуют в голосовании непосредственно и лично по месту проживания; каждый участник референдума обладает одним голосом.

При его проведении обеспечиваются гласность, в том числе при подсчете голосов, и участие общественности. Участие в нем основывается на демократических принципах избирательного права, контроль за волеизъявлением голосующих не допускается. В референдуме имеют право участвовать граждане республики, достигшие 18 лет. Не имеют такого права психически больные граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. Запрещается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав граждан на голосование в референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических взглядов.

— В действующем конституционном Законе «О референдуме» от 2007 года достаточно подробно прописаны принципы, порядок проведения плебисцита. Какая необходимость принятия нового?

— Проект нового конституционного закона «О референдуме» гораздо детальнее расписывает процедуры проведения этого важнейшего мероприятия. А дьявол, как известно, кроется в мелочах. Действующая редакция закона 2007 года содержит многочисленные юридические коллизии. Его нормы входят в противоречия не только с нормами избирательного законодательства, но и с Конституцией республики. Это первая причина, по которой нам необходима новая редакция закона. Так, по Конституции Кыргызстана назначение референдума отнесено исключительно к компетенции Жогорку Кенеша, в действующей редакции Закона «О референдуме» это осталось прерогативой Президента страны. Как вы знаете, в 2011 году на смену ранее действовавшему Кодексу о выборах приняты конституционные законы «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», «О выборах депутатов местных кенешей» и «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики». В этих законах детально расписаны процедуры выборов, включающие современные технологии, практически минимизирующие фальсификацию волеизъявления и нарушение избирательных прав граждан. Поскольку референдумы проходят в условиях, аналогичных выборам, требовалось прописать новые стандарты в Законе «О референдуме». К примеру, в статье законопроекта и далее в тексте дается понятие и расписываются условия, когда применяются термопринтеры, автоматически считывающие урны, что такое ее сбой и т. п. В действующей редакции закона к документам, удостоверяющим личность участника референдума, кроме паспорта гражданина (ID-карта), общегражданского паспорта, допускается и справка из ОВД. В законопроекте это недопустимо. Вы же знаете, сколько было споров вокруг таких справок, ставящих под сомнение результаты выборов.

Разработчики законопроекта провели большую работу по приведению его положений в соответствие с нормами избирательного законодательства.

— Вот об этом подробнее, пожалуйста.

— Во-первых, более корректно сформулирован вопрос, который выносится на референдум. Предусматривается, что на плебисцит могут выноситься проекты конституционных законов, в том числе проекты о внесении изменений в Конституцию, и иных нормативных актов, а также другие важные вопросы государственного значения. По действующему закону на референдум выносятся уже принятые законы. Подчеркну, что по новым правилам предлагается выносить на всенародное обсуждение проекты нормативных актов, так как в ходе референдума народ, как носитель суверенитета и единственный источник власти, реализует свои властные полномочия, что не требует ни заранее, ни позднее закрепления проектов этих законов через голосование в парламенте. Расширяется перечень вопросов, не выносимых на референдум. Так, в дополнение к такому перечню (не обсуждаются вопросы войны и мира, тарифов, амнистии и помилования, принятия и изменения республиканского бюджета, введения, изменения и отмены налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты, досрочного прекращения или продления сроков полномочий Президента КР, связанные с избранием, назначением и освобождением должностных лиц представительных и исполнительных органов власти) предлагается не выносить вопросы об изменениях светского характера государства, унитарности и территориальной целостности Кыргызстана, его административно-территориального устройства и границ, введения военного или чрезвычайного положения, а также о назначении досрочных выборов Президента и депутатов Жогорку Кенеша либо перенесения сроков проведения таких выборов.

— Какие еще изменения ожидают процедуры организации и проведения референдума?

— Основной целью новой редакции закона «О референдуме» являются, на мой взгляд, приведение нормативной базы плебисцита к современным международным стандартам, обеспечение транспарентности и гласности. Так, уточнены правовой статус «инициативной группы» (группа граждан, осуществляющая сбор подписей за инициирование проекта закона о назначении референдума), группы «за» (то есть группа участников референдума для агитации за вопрос, выносимый на референдум), группы «против» (соответственно группа участников референдума для агитации против вопроса, выносимого на референдум), более детально регламентированы компетенция наблюдателей всех рангов, расширены возможности участия в подготовке и проведении референдума представителей средств массовой информации. Конкретно в законопроекте указывается время с 20 до 24 часов — так называемый прайм-тайм — для бесплатного эфирного времени на каналах государственных телерадиоорганизаций для групп «за» и «против». В действующем законе прайм-тайм не указан, что позволяло предоставлять время, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию. Также указан минимум бесплатной газетной площади в государственных печатных изданиях — в размере не менее одной страницы формата А4 для групп «за» и «против».

Очень важно отметить: в законопроекте указано, что негосударственные периодические печатные издания обязаны предоставить группам «за» и «против» газетную площадь за плату на равных основаниях. При этом стоимость ее не может превышать той, которая взималась за полгода до вступления в силу закона о назначении референдума. В действующем же законе такие издания вправе только предоставить печатные площади. О том, как отдельные СМИ раньше взвинчивали цены на публикацию агитационных материалов, читатели наверняка наслышаны.

Сама процедура проведения референдума должна проводиться во многом по аналогичным требованиям и стандартам выборов с использованием автоматических считывающих урн, биометрических данных, электронных списков участников референдума, которые были успешно апробированы на последних выборах в парламент республики, для минимизации так называемого человеческого фактора и политической коррупции. Важно отметить, что исключается досрочное голосование. Большое внимание уделено регламентации финансирования референдума, формирования и функционирования фондов инициативных групп, которые должны быть максимально транспарентными.

Есть, конечно, отдельные спорные моменты в законопроекте, но в целом они не влияют на саму процедуру плебисцита. Уверен, что новая нормативная база, регламентирующая порядок проведения референдумов, весьма прогрессивна и позволит проводить их на высоком уровне.

Интервью взял Сергей СИДОРОВ.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий