Пн. Окт 22nd, 2018

Парадигма жизнестроительства

Парадигма жизнестроительства
ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

go to link Градостроительное развитие любой территории как некая парадигма жизнестроительства среды обитания в целом определяет социально-демографическое состояние населенного пункта, района, государства. Это прежде всего обеспеченность населения жилым фондом, социальной и инженерной инфраструктурой, источником жизнедеятельности. В случае их неудовлетворительного состояния среда обитания, теряя человеческий ресурс, а с ним основной фактор жизнестроительства — интеллект, испытывает стагнацию. 

Примерно таким образом можно охарактеризовать в целом 25-летний период градостроительного развития территории Кыргызстана. Его стагнация прежде всего предопределяется отсутствием соответствующей идеологии в мировоззрении государства в вопросах формирования среды обитания, а значит, понимания сути проблем всей структурой государственной власти — распорядительной, законодательной, исполнительной. При этом в составе последней не существует самостоятельного госоргана, разрабатывающего, координирующего и реализующего государственную политику градостроительства, а значит, и рычагов формирования комфортной среды обитания. Такой политики не существует. Но если сама политика, по образному определению известного классика мирового пролетариата, является концентрированным выражением экономики, то «лицом» этого выражения является архитектура, как наиболее очевидная культура среды обитания. Однако в «Стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики до 2017 года.» среди более двадцати разделов не нашлось места для определения стратегических целей формирования устойчивой и комфортной среды обитания народонаселения республики.

И, как следствие, отсутствует видение стратегических целей, среди которых как бы очевидными являются следующие: первая — крайняя необходимость ликвидации инфраструктурной, социальной и ментальной разобщенности (север и юг) страны; вторая — придание особого статуса иссык-кульской курортно-рекреационной зоне, превращение ее в центр культуры, спорта и туризма мирового уровня, в том числе с целью привлечения иностранных инвестиций.

Отсутствие внятной государственной градостроительной политики по формированию устойчивой среды обитания привело к развалу существовавшей при СССР системы управления градостроительством, основанной на соблюдении строгой дисциплины и законодательства. Реформированная под нужды бизнес-среды и находящаяся в целом на ее содержании система управления градостроительством и архитектурой республики сегодня в основном нацелена на выполнение производственных планов в денежном выражении, а не на достижение архитектурной выразительности в застройке и формирование здоровой и комфортной среды обитания. В результате такой коммерческой деятельности с использованием для собственных нужд и без возмещения затрат градостроительной документации, разработанной за счет средств налогоплательщиков (генплан города, проекты детальных планировок), за 25 лет новейшей истории Кыргызстана не создано какого-либо заметного градостроительного ансамбля. А ведь это органы градостроительства и архитектуры, а не землеустроительные учреждения. Однако при этом плотность застройки столичного центра доведена до трущобной, инженерно-транспортная инфраструктура исчерпала свои ресурсы, экология среды обитания имеет отрицательную тенденцию. Отсутствие легитимной градостроительной документации (проектов детальной планировки) обуславливает незаконную застройку, прикрываемую градостроительными советами во избежание личной ответственности главных архитекторов. Следует отметить, что в отсутствие положения о главном архитекторе города, его, главного архитектора, также как бы не существует. Есть только начальник управления, а это не одно и то же. Дальнейшая интенсификация производственной деятельности территориальных управлений и, в частности,

Бишкекглавархитектуры может привести к отрицательным последствиям в экологии жизненного пространства.
В связи с этим необходимо кардинальным образом изменить идеологию формирования среды обитания и в целом систему государственного управления градостроительной политикой, ее планирование, координирование и реализацию.

Каждый рачительный субъект градостроительной деятельности (хозяин) всегда имеет в своем распоряжении генеральный план или схему планировки и обустройства собственной территории. Так и государство должно иметь главный градостроительный документ развития и обустройства территории страны обитания на длительную перспективу: генеральную схему расселения, природопользования и организации производительных сил Кыргызской Республики. На ней должна строиться и консолидироваться по степени разработки вся иерархия градостроительной документации: схемы планировок региональные (юг-север), схемы планировок районные (областные), генеральные планы населенных пунктов и планы детальных планировок. Они должны постоянно обновляться и служить руководящими документами распорядительным, законодательным и исполнительным органам власти всех уровней для планирования собственных бюджетов. Необходимо пересмотреть структуру управления формированием среды обитания на всех уровнях власти. Изыскать средства на ее функционирование в качестве государственного самостоятельного органа, как и всей структуры в целом.

Любая общественно-политическая формация, если только она каким-либо образом соотносит себя с мировой цивилизацией, безусловно, уделяет внимание трем крае-угольным камням государственной системы управления.
Первое — это образование, определяющее интеллектуальный уровень государства в целом. Второе — медицина, от которой зависит качество генофонда государства. Третье — архитектура, формирующая территорию среды обитания. Первые два вида деятельности, определяя качество народонаселения, находятся — как, впрочем, и другие — в прямой зависимости от уровня градостроительного развития территории, а значит, от качества среды обитания.

Отсюда напрашивается очевидный вывод — государству необходим ответственный и самостоятельный орган управления градостроительным развитием территории, разрабатывающий, координирующий и реализующий политику по формированию полноценной среды обитания. Он же должен контролировать функционирование всех территориальных местных органов по градостроительству, строительству и благоустройству, а также всех субъектов градостроительной деятельности независимо от форм собственности и подчиненности.

И последнее. Спорадическая подготовка к проведению II Всемирных игр кочевников выявила весь спектр недостатков в управлении градостроительным развитием. Эта проблема, начиная со спонтанного определения конечной цели возведения ипподрома, нарастала как снежный ком ввиду градостроительной неподготовленности территории возрождения объекта, как и всего региона в целом. В частности, не так давно по Иссык-Кульской котловине в качестве объекта общегосударственного значения был обозначен лишь только Тамчинский аэропорт и не более. В связи с чем следует заметить, что градостроительное развитие территории не должно зависеть от конъюнктуры текущего момента и спонтанных мнений чиновников, а обосновано перспективами развития на профессиональной основе. Правительства приходят и уходят, а перспективы следует определять на длительный период.

В этом и состоит парадигма жизнестроительства — в образцовом представлении перспектив будущего страны как во времени, так и в пространстве.

Юсуф ТАГИРОВ,
go to link главный архитектор строящегося ипподрома в Бактуу-Долоноту.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *