Реставратор — ученый и художник в одном лице

реставрация памятников в Кыргызстане
ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

На территории нашей республики сохранились многочисленные памятники давно минувших эпох — пещерные стоянки первобытного человека, уникальные наскальные рисунки и рунические надписи на валунах, каменные изваяния, остатки античных поселений и средневековые крепости. 

Исследования памятников Кыргызстана начались еще в конце XIX века, когда при Туркестанском генерал-губернаторстве открылся кружок любителей археологии, задачей которого стало «собирание как можно больше материала для освещения древнего периода среднеазиатской истории». С того времени памятники изучались историками и археологами. Свыше десятка имен крупных ученых можно назвать в связи с этими исследованиями. Проводились небольшие работы по частичному восстановлению, укреплению и реставрации отдельных элементов архитектурных сооружений.

Борис Владимирович Помаскин
Борис Владимирович Помаскин

Однако из-за природно-климатических условий и варварской деятельности человека, до середины шестидесятых годов прошлого века памятники постепенно разрушались и большинство уникальных строений находились в аварийном состоянии. Комплексные работы Академии наук Киргизской ССР по подготовке «Свода памятников истории и культуры Кыргызстана» предусматривали создание реставрационной базы по восстановлению архитектурных исторических памятников. В 1968 году при Министерстве культуры была создана «Специальная научно-реставрационная производственная мастерская». Одним из ее организаторов и ведущим специалистом по научной реставрации стал историк и археолог Борис Владимирович Помаскин.

Реставрационным работам предшествовали кропотливые архитектурно-археологические полевые исследования. Делались обмеры памятников, расчистка помещений, изучение фрагментов декора. Сегодня трудно представить, в каком состоянии в те годы находились башня Бурана, гумбез Манаса, Таш-Рабат и другие ныне всемирно известные памятники.

реставрация памятников в КыргызстанеПервым объектом работ стал гумбез Манаса. К моменту реставрации на нем сохранилось меньше трети резных терракотовых плиток, полностью обрушился шатер. Из боковых фасадов утеряно около десяти кубометров кирпича, от боковых колонн портала сохранилась только средняя часть, вся верхняя кладка от дождей и ветров превратилась в бесформенную массу. Коллектив реставрационных мастерских Министерства культуры Киргизской ССР проделал большую работу по восстановлению памятника. Во время археологических расчисток, которые проводились при дополнительных исследованиях, были найдены кирпичи шатровой части и навершие, венчавшее купол шатра. По этим фрагментам установили первоначальную ребристую конусообразную форму купола. С использованием древних технологий были изготовлены кирпичи и терракотовые плитки. В 1970 году завершилась большая и скрупулезная работа по восстановлению этого уникального памятника. Сегодня архитектурный ансамбль мавзолея — один из лучших и почитаемых памятников Кыргызстана. После реконструкции здесь открыли мемориальный комплекс «Манас Ордосу», в него вошли гумбез Манаса и музей-заповедник «Манас».

реставрация памятников в Кыргызстане

В 1970-1974 годах специальные научно-реставрационные мастерские по проектам архитекторов В. Нусова и Б. Помаскина провели большие работы на башне Бурана. Борис Владимирович постоянно находился на объекте и руководил реставрацией. За пять лет работ восстановлены разрушенные места декоративной кладки по всей сохранившейся высоте башни, заново переложен восьмигранный цоколь, с южной стороны сооружена лестница для подъема на минарет. Завершением работ стало создание первого в республике археолого-архитектурного музея «Башня Бурана».

Затем один за другим из развалин поднимались Таш-Рабат, Узгенский архитектурный комплекс, Шах-Фазиль, объекты Сулейман-горы в Оше, мавзолей Байтик баатыра в Чуйской долине. В Бишкеке восстановлены здания дома Терентьева на Старой площади и флигель дома Василия Фрунзе.

Искусство реставрации основано на научной методике. Реставратор должен быть художником и ученым, обладающим интуицией и творческим воображением. Коллеги считали Помаскина культурологом от Бога, в совершенстве знающим историю зодчества народа, создавшего неповторимые памятники архитектуры на земле Кыргызстана. Сегодня они предстают перед нами в подлинном, историческом виде во всех уголках нашей республики, восстановленные умелыми руками большого мастера — научного реставратора Бориса Помаскина.

Владимир ПЕТРОВ,
краевед.
Фотографии из альбома Б. Помаскина и Интернета.
Подготовила Тамара Нешкумай.

Добавить комментарий