Хиджаб — вперед в прошлое

Хиджаб - вперед в прошлое
ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Одежда как тест на уровень патриотизма

Не секрет, после развала СССР с его четкой идеологией строителя коммунизма вместе с парадом суверенитетов возникла и острая потребность в самоидентификации народов СНГ, запустился лихорадочный поиск духовных ориентиров. В нашей стране этим моментом оперативно и мудро воспользовались религиозные деятели, но не отечественного, а импортного ислама. Не случайно официальная статистика утверждает, что 80 процентов титульного населения страны исповедуют мусульманские религиозные ценности. То, что эта цифра существенно завышена, у здравомыслящих людей сомнений не вызывает. Мы имеем дело с одним из расхожих приемов любой рекламной кампании: в итоговый показатель включать не только фанатичных адептов, но и тех, кто пока еще на пути исканий или с отметками чисто внешней приверженности.

Совершенно очевидно и то, что Кыргызстан до сих пор является плацдармом острейшей конкуренции различных религиозных моделей. В том числе и из числа христианских сектантов — свидетелей Иеговы, адвентистов седьмого дня, баптистов и прочих. Которые, кстати, нарастили себе весьма значительную паству. Но поскольку ведут себя относительно скромно и внешне не выпячиваются, чтобы не привлекать к себе внимания власти, то и разговоров про них практически не слышно. И даже непонятно, изучает ли кто-нибудь влияние этой категории верующих на внутренние процессы в стране, которые, как известно, постоянно находятся в состоянии турбулентности.

Если говорить об исламе, то совершенно очевидна острая конкуренция между иранской, турецкой, пакистанской и арабской моделями. Не будем углубляться в теологические дебри, коснемся лишь внешних проявлений — женской одежды.

ХИДЖАБ КАК ЛИНИЯ РАЗЛОМА

Из года в год растет число женщин, появляющихся на улице в так называемом хиджабе. То есть одеждах, скрывающих практически всю фигуру, имеющих иногда лишь прорезь для глаз (никаб). Правда, для нашего общества этот вид одежды — пока редчайшее исключение, но уже встречающееся. Многие женщины ограничиваются лишь платками и одеждой специального кроя. При этом любопытно, что хиджаб темного цвета с преобладанием черного — это иранская традиция. Одеяние, в котором наблюдается яркая цветовая гамма, — турецкий вариант хиджаба. У наших дам, среди которых преобладают в основном юные особы, отчетливо отмечается склонность к темным одеждам. Хотя теологи утверждают, что иранская модель вероисповедания едва ли в нашей стране пустит глубокие корни, внешнее тяготение именно к ней налицо.

Сам по себе этот факт — лишнее доказательство, что глубокой религиозности в нашем обществе нет, как нет и понимания различий между существующими моделями ислама. Очень сомнительно, что эти дамы в темных одеждах вообще знают о существовании подобных внутренних противоречий в исламском мире. А если не знают они, то такое же невежество наверняка царит и в семьях, где сформировалась их идея ношения хиджаба. Это, конечно, благодатная почва для разного рода религиозных проповедников. Но и для сторонников светского образа жизни эти люди еще не потеряны. Другое дело, что последним нечего предложить этой категории граждан — идеология страны четко не прописана, приоритеты не определены, акценты не расставлены.

Хиджаб - вперед в прошлоеХотя мало какому народу повезло так, как кыргызам, имеющим на вооружении такое объемное и подробное наследие предков, каким является эпос «Манас». Если он и не может соперничать с религиозными сокровищницами — Талмудом, Библией, Кораном, то стать ориентиром для образа жизни, достойной предков, способен вполне. И в этой связи «Манас» — это замечательная, просто божественная подсказка, как сохранить самобытность и не скатиться к примитивному копированию чужого, не свойственного исконным традициям образа жизни и действий. Даже касательно внешнего вида и одеяний. Элечек, шокуло, тебетей, платки, жилеты, белдемчи… Они также целомудренно прикрывают все части тела, но выглядят не мрачно-подавляющими, как темные иранские хиджабы, а, напротив, ярко-позитивными, оптимистичными. Не противореча одновременно требованиям ислама. Зачем тупо подражать чуждым традициям, если есть свое замечательное народное наследие?

ИСТОРИЯ ХИДЖАБА

Специалисты утверждают, что хиджаб не является сугубой принадлежностью исламского мира — иудеи, ранние христиане тоже настаивали на таком варианте одежды, и не только для женщин, но и для мужчин. Вспомним известные изображения Марии Магдалины, прочих женщин, окружавших Христа. Их одеяния очень напоминают хиджаб — внушительного размера покрывало, обворачивающее фигуру сверху донизу. Да и одежда самого Иисуса выдержана в этом аскетическом стиле. Не потому ли, что другой одежды в то время просто еще не придумали?

Есть мнение, что хиджаб, как и любая другая одежда, не имеет никакого отношения к религии вообще и исламу в частности. Просто все народы планеты носят ту одежду, комплектность и внешний вид которой определяется климатическими условиями. В пустыне предки арабов, иудеев и других народов широкими покрывалами закрывались от палящих лучей солнца, страшных песчаных бурь. Особенно берегли глаза и лицо, поэтому хиджабы носили как мужчины, так и женщины. До сих пор в костюмах мужчин многих азиатских стран присутствует платок, завязанный в различных вариациях. Одежда в виде покрывала удобна в теплом климате, но, согласитесь, для Сибири, например, она едва ли подходит. А в валенках, тулупах и шалях в пустыне тоже не очень-то удобно. Хотя в христианстве (и в католицизме, и в православии) влияние хиджаба прослеживается в одежде служителей культа. Что касается обычных христиан, то они носят одежду, диктуемую модой светского государства. Нам советуют понимать, что одежда появилась раньше ислама или христианства и была ориентирована не на выражение духовности, а на удовлетворение чисто физической потребности укрыть тело от погодных условий и возможных повреждений.

С этой чисто утилитарной точкой зрения не согласны теологи. «Закон покрывать женщину был не только до ислама, но еще до иудеев и христиан», — утверждают они. И правда, на всех христианских иконах (православие) и скульптурах (католицизм) женщины изображены в покрывалах. Даже из этих фактов мы понимаем, что это не только мусульманская традиция, в хиджабах (покрывалах) обязаны ходить все женщины, исповедующие монотеистические религии — иудаизм, христианство и ислам. Почему? Да хотя бы потому, что так хочет Бог! На сегодня из всех людей остались верными этому приказу Создателя только мусульмане.

Как бы то ни было, совершенно очевидно, что хиджаб не уникальное творение ислама. Просто другие мировые религии несколько древнее, поэтому из обихода их паствы хиджаб уже вышел вместе с изменением образа жизни, более удачными вариантами приспособления к погодным условиям, развитием технических возможностей и появлением текстильной промышленности. Этот вид одежды остался в гардеробе служителей культа. Ислам — более молодая религия и, видимо, пока еще не прошла путь, отведенный Создателем на возвеличивание хиджаба. И это пройдет, ведь заповедь «Не сотвори себе кумира» касается буквально всего, что нас окружает, и одежды тоже.

ХИДЖАБ КАК ДАНЬ МОДЕ

Создается впечатление, что облачение в хиджаб — это такое эпатажное, несколько извращенное следование моде. Если бы нынешние поклонницы данного вида одежды действительно отличались глубинными знаниями ислама, понимали истинный смысл божественного слова — другое дело. Но в подавляющем большинстве они не читали Корана даже в адаптированном варианте, не говоря уже о постижении его на арабском. Вообще, религиозная безграмотность — это особая примета современного кыргызстанского общества независимо от вероисповедания. Мы не читаем подлинники — Талмуд, Библию, Коран. Мы предпочитаем не напрягаться в этом смысле, но с готовностью слушаем различных проповедников, зачастую не отличая друг от друга ни их самих, ни идеи, которые они несут в наши головы. А поскольку сами невежественны, то определить уровень знаний этих «учителей» не в состоянии. Но почему-то слепо следуем их наставлениям. Еще хорошо, что только в одежде, некоторые готовы к более радикальным проявлениям своей религиозности. Так рождается религиозный экстремизм, не имеющий с исламом ничего общего.

Облачение в хиджаб в Кыргызстане — это, если хотите, вызов обществу. Персонажи, склонные к эпатажу, пассионарности и не имеющие другой возможности заявить о себе, вот таким образом реализуют свои комплексы. И действительно, запретительного у нас сегодня так мало, что трудно выделиться из общей массы — право на гласность и самовыражение можно реализовать в печати, соцсетях, на площади наконец, с плакатами в руках… Такое понятие, как права женщин, у нас потеряло остроту еще в далекое советское время (по которому сегодня ностальгирует большая часть общества) — и в профессии, и в образованности, и в социально-политической реализации мы уже давно стоим на одной ступени с мужчинами, и это я утверждаю не понаслышке. Скучно, хочется сложностей? Ведь дамы, выбравшие хиджаб своей нынешней формой одежды, не скрывают, что на работу в таком облачении устроиться сложно, а зачастую просто невозможно — общество и работодатели видят в них прежде всего «забитых, униженных и оскорбленных», таким трудно доверить ведение бизнеса. А у них — несколько высших образований, случается и Оксфорд за плечами, и беглое знание иностранных языков, и независимый взгляд на вещи, явления и людей. Вот и добиваются они трудоустройства через преодоление. А стоит лишь надеть цивильный деловой костюм (даже предельно простой и закрытый), и ты уже на вожделенной должности в избранной профессии. Но им, видимо, так неинтересно. А главное — пожаловаться не на что, обратить на себя, несчастную, внимание общества…

Если такую даму не перехватят в свои сети радикальные исламисты и не наденут поверх хиджаба пояс шахида, она со временем утратит к нему интерес. Обратите внимание: женщин старше пятидесяти в такой одежде практически не встречается. Значит, мода с возрастом проходит. Пока же их девиз — вперед в прошлое!

ХИДЖАБ КАК БИЗНЕС

Готовя этот материал, на одном из интернет-сайтов нашла статью о современных и активных женщинах-мусульманках, носящих хиджаб и реализовавшихся в нашем обществе. Одна — известная спортсменка, другая — редактор мусульманского гламурного (!) журнала, третья — сотрудник прокуратуры одного из районов столицы. Каждая уверяла, что для достижения своего нынешнего положения ей пришлось преодолеть общественные препоны и чуть ли не дискриминацию по религиозному признаку. И вот эта «жизнь-борьба» им, судя по всему, очень льстит, повышая самооценку и придавая значимости в собственных глазах. Но почему-то их истории не вызвали ни сопереживания, ни гордости (хотя должны бы — гендерная чувствительность у меня зашкаливает). Но главное, они не вызвали у меня веры в искренность, остро чувствовалась стилистика самопиара.

А вот признание бизнес-вумен из этой публикации показалось вполне правдивым. Женщина, помимо рассказа о своей приверженности исламу с младых ногтей, притеснениях по религиозному признаку со стороны работодателей, поведала, как увидела в хиджабе дело всей своей жизни. В том смысле, что в 2015 году окончила школу социального предпринимательства, выиграла гранд на производство для деловых мусульманок нарядов в стиле smart casual — повседневной одежды для работы и отдыха. Открыть ателье, найти партнеров, разбирающихся в текстильной индустрии, порыться в Интернете в поисках подходящих брендов, найти нужную фурнитуру — и все, дело на потоке.

Сейчас дама выпускает уже третью сезонную коллекцию. Кроме того, у нее есть переводческая компания. Можете считать меня конченым циником, но в том, что производство хиджабов — очень выгодный бизнес, и не только у нас, но и в просвещенном мусульманском мире, сомнений никаких. Причем в нем крутятся такие деньги, что многим из нас даже и не снились. Понятно, параллельно с этим идет и пристальный поиск дополнительных рынков сбыта. После развала СССР все азиатские республики попали в поле зрения этих адептов чистогана. Так что всплеск «религиозности» среди отечественных женщин, преимущественно молодых, вполне объясним. Идет наступление, не столько духовное, сколько утилитарное. В первых рядах этой «армии» — проповедники исламизма, следом за ними — представители деловых кругов. И представителям власти, прежде чем сетовать на засилье хиджабов, нужно припомнить, какое число исламских организаций сегодня находятся в партнерстве у нашей страны. Исламское засилье — это чистый бизнес.

А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ НА РОДИНЕ ХИДЖАБА…

Пока местные дамы пытаются вычеркнуть из современной жизни права и свободы, завоеванные кыргызстанками в советскую эпоху, и обряжаются с ног до головы в черные одежды ислама, на родине хиджаба женщины отчаянно пытаются разорвать паутину «традиций и устоев», отказываются от черных покрывал как символа угнетения и второсортности.

Шейха Моза с принцем Чарльзом
Шейха Моза с принцем Чарльзом

К сожалению, это по силам лишь тем, кто от рождения имеет больше прав, чем простые смертные, — представительницам богатейших правящих династий исламского мира. Среди них особое место занимает Шейха Моза — супруга бывшего эмира Катара, мать семерых детей, известная модница и невероятная красавица. В свое время у нее получилось невозможное — стать настоящим «лицом» своей страны, зачастую посещая встречи международного уровня без своего влиятельного мужа. На мероприятиях с участием мировых политиков Шейха Моза привлекает к себе внимание практически европейским стилем одежды с использованием восточных элементов и крупных украшений. Любимый аксессуар Мозы — тюрбан.

Рания
Рания

44-летнюю королеву Иордании Ранию называют новой «королевой сердец» (такого народного титула ранее удостаивалась лишь принцесса Диана). Такая любовь иорданцев к своей первой леди более чем заслуженна — Рания очень активно занимается социальной работой. Но не меньше королева известна и своим имиджем — за ее идеальное чувство стиля британский журнал Hello! наделил Ранию титулом «Королева элегантности».

Амира-аль-Тавил на приеме
Амира-аль-Тавил на приеме

Еще одна выдающаяся женщина Востока — Амира-аль-Тавил. Она была замужем за саудовским принцем, но в 2014 году их брак распался. Однако зацикливаться на «трагедии» эта прогрессивная женщина не стала и активно занялась борьбой за права женщин Саудовской Аравии. Среди ее приоритетов, в частности, — добиться права для землячек сбросить хиджаб. Сама она одной из первых отказалась от традиционной одежды, отдав предпочтение элегантному светскому стилю.

Дина Абдулазиз
Дина Абдулазиз

На Неделе моды в Нью-Йорке стильную брюнетку с короткой стрижкой поначалу все приняли за очередного фэшн-блогера, даже не представляя, насколько далеки от истины. Правда возымела эффект разорвавшейся бомбы, когда выяснилось, что модница — Дина Абдулазис, жена наследного принца Саудовской Аравии! Дина никогда не желала просто сидеть в роскошном дворце, поэтому еще до знакомства с будущим супругом начала заниматься своей карьерой, строить которую решила как раз в модной индустрии. Сегодня Абдулазис — признанная it-girl, она владеет сетью бутиков и ведет колонку на сайте о моде. И всем своим видом мобилизует землячек следовать светскому образу жизни.


Вот так выглядят женщины на мусульманском Востоке. Конечно, по праву рождения им положено многое. Но и следование национальным традициям — неотъемлемая часть дворцового этикета. Однако они сумели отстоять себе право одеваться так, как считают нужным, видя в хиджабе посягательство на свободу личности женщин Востока. У них немало последовательниц, которые иногда под страхом физической расправы отстаивают это свое право выбора.

Меня могут упрекнуть, почему, подчеркивая право выбора восточных первых леди, я отказываю своим соотечественницам в этом, ведь право носить хиджаб — это их выбор. Ничуть не бывало. Я не против одежды как таковой.

Я против, чтобы она становилась поводом для конфликтов. Вот наступит 1 сентября, и в школах опять начнутся разборки на предмет, быть девочкам на занятиях в платках или нет. Почему вообще эта тема возникает? В светском обществе, каковым является наша страна, этот вопрос очевиден. Следует ли из этого, что носительницы хиджабов ставят себя выше общества? Да. Значит ли это, что они нарушают закон, в частности Конституцию страны? Да. Можно ли в таком случае женщин в хиджабах считать патриотками Кыргызстана? Нет. Потому что они намеренно отдают предпочтение традициям чужой культуры, подчеркивая это каждым своим выходом на улицу в этих одеждах. Я против неискренности, эпатажности и невежества, от которых всего один шаг до предательства Родины, своих корней, своего народа.

Татьяна ПОПОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *