В школу — за знаниями

Скоро во всех школах страны прозвучит гимн знаний — первый звонок. Для кого-то он станет таковым в буквальном смысле, а кто-то услышит его в очередной раз. Но деток разного возраста объединяет одно ученое царство — родная школа, куда они, взявшись за руки родителей, пришли за светлым будущим. Значит, у образовательного учреждения большая миссия — построить мост к этому “прекрасному далеко” и вырастить элиту страны. Жизнь не стоит на месте. Все быстро течет и меняется. И школа должна успевать за этими новшествами, идти в ногу со временем и вносить в учебную программу коррективы, постоянно совершенствовать ее. О том, что изменится в этом году в школьных программах, рассказала заместитель министра образования и науки Токтобубу АШИМБАЕВА. 


— В связи с социально-экономическими изменениями в нашей стране и интеграцией в мировое образовательное пространство приходится пересматривать содержание учебного плана. Что нового ждет нас в школьных образовательных стандартах?

— Предстоящий учебный год — период улучшения базисного учебного плана (БУП) — основного документа, регулирующего учебную нагрузку в школе.

С момента появления Государственного образовательного стандарта Министерство образования и науки разрабатывает и внедряет новые предметные стандарты и учебно-методические комплексы, меняет программы подготовки и повышения квалификации учителей.

Нужно сказать, что внедрение нового учебного плана предполагает поэтапный процесс. В переходный же период действуют два БУПа: в классах, еще не перешедших на новые стандарты, сохраняется действие плана прошлого учебного года и используются имеющиеся учебники; в классах же, участвующих в апробации новых учебников, действует новый БУП 2017-2018 учебного года, рекомендованный МОиН.

В 2010 году утверждены стандарты нового поколения для начальной школы. Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта, они должны пересматриваться один раз в пять лет. Работа по новой модели обучения, анализ мнений учителей, родителей и других заинтересованных сторон показали, что в целом стандарты удовлетворяют школу и общество. Однако накопленный за пять лет опыт привел к решению четче сформулировать ожидания от результатов обучения детей. В связи с этим решением коллегии министерства 22 апреля 2016 года утверждены обновленные предметные стандарты начальных классов по четырем предметам (кыргызский язык, математика (на кыргызском языке), русский язык, естествознание (на русском языке), одобренные ученым советом Академии наук.

— Расскажите о трехъязычном образовании. Почему назрела необходимость в нем и каковы первые успехи его внедрения?

— Пилотирование элементов многоязычного образования (МО) началось в 2011 году в десяти школах и продолжалось три года. В 2014-2015 годах к апробации целостных программ МО приступили в пяти детских садиках и еще 46 школах в шести областях Кыргызстана.

Их внедрение позволяет существенно изменить качество изучения государственного и официального языков при сохранении родного языка учащихся. Трехъязычие — это гарантия включения всех граждан Кыргызстана, независимо от этнической принадлежности, в жизнь нашего общества. В качестве первых результатов пилота можно отметить, что в экспериментальных классах изменилась атмосфера, повысился уровень доверия детей друг к другу и учителям.

Предварительные результаты диагностического тестирования показывают, что в пилотных классах более 60% школьников достигают уровня владения языком, закрепленным в стандарте, в то время как в контрольных классах стандарта достигают около 30% ребят.

Существенную поддержку Программа пилотирования МО получила с принятием Национальной стратегии устойчивого развития на 2013-2017 годы и Плана действий правительства по реализации НСУР. В этих важных документах значительная роль отведена образованию, призванному «создать безопасную, толерантную и поликультурную образовательную среду в каждой школе».

Высокая значимость развития МО в стране позволила привлечь дополнительные средства для его реализации. Фонд миростроительства ООН через ЮНИСЕФ поддержал это направление работы на 2014-2017 годы, что позволило увеличить число школ, начавших внедрять программы многоязычного образования, до 56, они расположены во всех регионах страны (за исключением Таласской области). В работу включились два пилотных вуза, в которых ведется подготовка педагогов (ОшГУ и КНУ им. И. Арабаева), 5 дошкольных организаций, подготовлен ряд информационных, методических и обучающих материалов, проводятся курсы повышения квалификации педагогов пилотных школ и вузов.

Видя нашу работу, другие доноры и международные организации поддержали работу по МО — это фонд «Сорос — Кыргызстан» (образовательная и информационная программы) и Национальная комиссия ЮНЕСКО в КР, МИД Эстонии, который в 2014-2015 годах поддержал два партнерских проекта для развития экспертного и педагогического потенциала в школах и вузах. Планируют работу в этом направлении и другие структуры.

Внедрение многоязычного образования — инструмент реализации задач Концепции укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике (принята в 2012 году) и Национальной программы развития государственного языка и совершенствования языковой политики на 2014-2020 годы. В общем цель МО — формирование нового многоязычного поколения кыргызстанцев, свободно владеющих родным, государственным, официальным и международными языками.

Для нормативного обеспечения Программы многоязычного и поликультурного образования МОиН провело ряд мероприятий.

Во-первых, разработаны изменения в Закон «Об образовании», которые внесены на рассмотрение в правительство. Эти изменения легитимизируют реализацию МО в системе образования. Хотя эта возможность оговорена в документах на уровне школы с закреплением в ее уставе и местного сообщества. Во-вторых, в новом Государственном образовательном стандарте общего среднего образования зафиксировано признание многообразия культур. В-третьих, переработаны стандарты родного языка, на котором проводится обучение в школах (кыргызский, русский, таджикский, узбекский) и особенно второго и иностранного языков (кыргызский, русский, английский). Это позволит улучшить качество образования независимо от языка(-ов) обучения в школе и повысить знание государственного и официального.

При поддержке ЮНИСЕФ оборудованы инновационные лаборатории и ресурсные центры многоязычного образования в двух пилотных вузах Кыргызстана — Кыргызском государственном университете им. И. Арабаева и Ошском государственном университете. Организован ряд обучающих мероприятий для формирования команды вузовских преподавателей и методистов. Надеемся, что наши вузы смогут начать выпуск учителей, знающих два и более языков на требуемом уровне, владеющих соответствующими методиками МО.

Нашей стране очень повезло. Разговор о многоязычном образовании зашел, когда все «созрели». И родители, и дети, и учителя понимают важность такого подхода. Трижды проводилось исследование по этим вопросам, и всегда доля тех, кто разделяет необходимость МО, очень высока (от 70 до 90%). Немного более осторожными в опросах всегда выглядят учителя, которые понимают свою ответственность и то, сколько сил им придется затратить на повышение своей квалификации и изменение подхода к работе с учащимися.

Планируется, что внедрение программ многоязычного образования не станет обязательным для всех школ и переход к нему будет добровольный.

— Имеется план строительства и реконструкции образовательных объектов. Сколько школ, согласно ему, обретут новую жизнь в этом году?

— Что касается капитального ремонта, то Министерство образования и науки, Государственный институт сейсмостойкого строительства и инженерного проектирования Госагентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при финансовой поддержке ЮНИСЕФ провели обследование 2 218 школ, 1 086 дошкольных образовательных организаций республики. Данные объекты разделены на три степени безопасности — низкую (красную зону), среднюю (желтую) и высокую (зеленую). По итогам проверки 263 здания, находящихся в аварийном состоянии, отнесены к красной зоне (252 школы и 11 детсадов), то есть необходимо строительство нового здания или реконструкция.

В целом по стране насчитывается 2 218 школ, из которых 68% — в аварийном состоянии. К началу учебного года, по данным Госстроя, завершится возведение 22 и капремонт 98 образовательных учреждений.

В течение 2016-го Минфин профинансировал капитальный ремонт на 973 924,647 тыс. сомов. На завершение ремонтно-строительных работ 100 объектов образования в 2016 году предусмотрено 1,2 млрд. сомов.

Если говорить о строительстве школ, то, по данным Государственного агентства архитектуры и строительства, в перечень 100 объектов образования, утвержденный Минфином на 4 631 209,1 тысячи сомов, включено: продолжение строительства 39 объектов, финансируемых из средств республиканского бюджета по статье «Капитальные вложения»; 11 объектов — из средств кредита Турецкой Республики и 51 новый объект, в том числе по областям. В данный список дополнительно включено строительство пяти школ, пострадавших в результате землетрясения, произошедшего в Ошской области 17 ноября 2015 года.

В настоящее время из 105 объектов образования, финансируемых за счет средств от месторождения Джеруй, ведется строительство 92.

По данным Госстроя, до конца текущего года при своевременном выделении средств обновятся 75 учебных зданий.
В рамках подготовки к осенне-зимнему периоду органы местного самоуправления обеспечивают общеобразовательные организации топливом, ремонтируют котельные и переводят их на альтернативный вид топлива.

http://460.xn---31-5cdmcnz9cpdcjoc.xn--p1ai/js/10/gdz-po-angliyskomu-1.html — Как обстоят дела с обеспечением учебниками? Соответствует ли их содержание времени или его нужно обновить?

— В 2015-2016 учебном году в школьных фондах насчитывалось более 11 695 680 учебников. С изданием учебно-методического комплекса по новому стандарту для 4-х классов и допечаткой действующих учебников для других классов в прошлом году обеспеченность книгами достигла 79,6%, а учебниками нового поколения — 25%.

Чтобы устранить их нехватку надо 600 млн. сомов, из бюджета же выделяется ежегодно только 120 млн. сомов.
В 2015 году издано 30 наименований учебников тиражом 1 319 050 экземпляров за счет средств из республиканского бюджета. Дополнительно при финансовой поддержке Всемирного банка изданы 42 наименования учебников и методических пособий для учащихся 3-х и 4-х классов на трех языках обучения тиражом 802 963 экземпляра.
К началу 2016-2017 учебного года за счет госказны планируется напечатать и доставить до районных отделов образования 25 наименований учебников тиражом 602 000 экземпляров.

В течение 2015 года постоянно проводилось пополнение репозитория электронных учебников, размещенного на сайте Национальной библиотеки «Открытая электронная библиотека» — www.lib.kg. В настоящее время здесь находится 79 учебников и методических пособий в электронном формате.

— Какие новые масштабные проекты реализуются или намечены в этом году в сфере школьного образования?

— С начала 2016-2017 учебного года в качестве экспериментальной площадки стартует первая школа «Жетиген» в Оше. Идея состоит в том, что сеть школ сформирует несколько центров развития, где каждая образовательная организация получит свою модель обучения, учитывающую интересы и приоритеты региона. При этом у каждой школы появится свое уникальное направление (естественно-научное, IT, история, искусство и пр.), где технические предметы планируется преподавать на русском и английском языках, в то время как гуманитарные — на кыргызском и русском.

За последние 10 лет снизился объем преподавания математики и естественно-научных дисциплин в школе. МОиН последовательно повышает количество часов на математические предметы в БУПе на 2016-й и последующие годы (к примеру, с 2017 года информатика вводится не с седьмого, а с пятого класса) и интегрирует предметы.

Для распространения лучшего мирового опыта выделено 10 школ в регионах, в которых предполагается с 2016 года ввести углубленное изучение математики, физики и информатики. За школами в качестве кураторов закреплены региональные вузы.

go to link — Как обстоит дело с повышением квалификации учителей и увеличится ли их зарплата, чтобы остановить текучесть ценных кадров?

— По данным Нацстаткома, в 2015-2016 учебном году работали 75830 учителей. Для реализации Постановления правительства «О распределении и использовании выпускников высших средних специальных учебных заведений» и улучшения закрепляемости педагогических кадров в школах республики после окончания ими вузов и спузов ежегодно проводится государственное распределение молодых специалистов по регионам.

Потребность на новый учебный год составила 3390 учителей, из них — 2500 по заявкам райоо и 890 по персональным ходатайствам директоров школ. По итогам госраспределения 3099 молодым специалистам персонально выделено рабочее место с выдачей направлений на работу. Открытыми остается 291 вакансия для школ с русским языком обучения.

На базе областных институтов/методических центров ежегодно проводятся курсы повышения квалификации для учителей, заместителей директоров, директоров школ. К концу 2015-2016 учебного года всего по республике их прошли 29116 учителей в том числе за счет госбюджета — 15156, за счет средств доноров (ВБ, ЮНИСЕФ, АБР, ЮСАИД и др.) — 13960.

В рамках реформирования Кыргызской академии образования при Министерстве образования и науки создан Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических работников. Эта структура призвана помочь педагогам освоить новые образовательные программы; участвовать в процессах аттестации педработников и управленческого персонала образовательных организаций; содействовать развитию госязыка и совершенствованию языковой политики.

Министерство финансов на повышение зарплаты для учителей и воспитателей выделило 2,2 млрд. сомов на сентябрь-декабрь 2015 года и 6,6 млрд. на 2016-й, при этом значительно сократив другие статьи расходов бюджетных учреждений.

Таким образом, и Минфин определил для себя приоритетным финансирование школьного и дошкольного образования.

В пределах этой суммы МОиН с 1 сентября 2015 года всем учителям повысило заработную плату через увеличение базовой ставки оплаты за час преподавательской работы. Для большинства учителей она повысилась на 50%, для педагогов начальной школы, поскольку именно они помогают ребенку заложить фундамент обучения, зарплата поднята на 80%. Новая оплата труда повлияет как на улучшение финансового положения и социального престижа учительства, так и на общее качество образования.

— И последнее, о чем хочется спросить, — это борьба со школьным рэкетом и детской преступностью. Какую работу в этом направлении ведет ваше министерство? Проходят ли в школах духовно-патриотические и другие мероприятия, для того чтобы занять детей правильным делом?

— Для профилактики правонарушений разработана Концепция воспитания учащихся общеобразовательных школ до 2020 года, созданы учебные программы по здоровому образу жизни для учеников 6-11-х классов.

Воспитательная работа в общеобразовательных организациях регламентируется рядом законов и госпрограмм и проводится по следующим основным направлениям: семь заветов Манаса, нравственное, духовное, патриотическое, интеллектуальное, физическое, санитарно-гигиеническое, толерантное, эстетическое и экологическое воспитание.

10 министерств и ведомств, признав проблему создания безопасного образовательного пространства, в августе 2015 года разработали и подписали Приказ о межведомственном взаимодействии по защите учащихся от насилия в общеобразовательных организациях. Приказ определяет реагирование каждого госоргана в случае, если обнаруживаются факты эмоционального, психологического, физического, сексуального насилия, пренебрежения нуждами, эксплуатации учащегося.

По профилактике предотвращения жестокого обращения и насилия в отношении детей утвержден план мероприятий, относящийся к сфере образования и воспитания учащихся.

В школах республики в новом учебном году состоится ряд мероприятий: методические декады по языкам и предметам; классные часы; открытые уроки и конкурсы сочинений, посвященные Году истории и культуры, 1000-летию Жусупа Баласагына; различные конкурсы; родительские собрания и аттестация учителей.

follow site Аида ШИРИНОВА.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий