Уравнение успеха Ефима Якира

В литературной серии «Жизнь замечательных людей Кыргызстана» вышла документально-художественная книга, посвященная учителю-новатору и экспериментатору Ефиму Борисовичу Якиру. Имя этого педагога неразрывно связано со столичной школой №61, ставшей знаменитой на весь Советский Союз программами по подготовке ребят, проявляющих интерес к изучению математики. Презентация книжной новинки прошла на днях в вышеназванном учебном заведении.

«Учитель — это звание после «коммерциализации» нашего общества резко обесценилось, забылась глубинная суть этого понятия. Но каждый из нас бережно хранит в памяти своей имя того человека, который открыл нам мир знаний, профессии, поделился чем-то, что позволило обрести смысл, определило нашу судьбу. Таким человеком для многих своих учеников и стал Е. Якир. Автор вышедшей книги — известный журналист и писатель Вячеслав Тимирбаев — рассказывает о жизненном пути нашего современника, заложившего систему преподавания, которая знаменита своими результатами, традициями и по сей день продолжает приносить пользу.

Семья Ефима Борисовича в Кыргызстан попала во время Великой Отечественной войны, приехав в солнечный край из оккупированной фашистами Украины. Отец и дед героя этой книги трудились школьными учителями. Поэтому, когда после окончания с серебряной медалью школы перед юным Фимой Якиром встал вопрос, какому делу посвятить свою жизнь, отец посоветовал продолжить семейную традицию. Молодой человек поступил на физико-математический факультет Кыргызского государственного университета.

После его окончания с красным дипломом вернулся в село Вознесеновка, где проживали родители. Им нужно было помогать, так как старший брат стал профессиональным военным и пребывал в разъездах, а годы требовали, чтобы кто-то из сыновей находился рядом с отцом и матерью. Ефим устроился в этом же селе в школу учителем математики. Но заложенный в нем потенциал требовал другой площадки, других возможностей для приложения своих стараний, стремлений. И Якир через какое-то время переезжает в столицу — Фрунзе, устраивается учителем в только что открывшуюся тогда среднюю школу №61.

Автор документального повествования уточняет, что в 60-х годах прошлого столетия оттепель коснулась всех сфер жизни, в том числе и образования. Появляются педагоги-новаторы, которые разрабатывают новые методы преподавания школьных предметов, и эти тенденции быстро распространяются в учительской среде. В 1966 году в Москве начал работу Всесоюзный семинар по изучению и распространению опыта педагогов-экспериментаторов. В числе его участников оказывается и наш герой. Якиру удается побывать в московской школе №444, где впервые в Советском Союзе перешли на углубленное изучение математики. Автором такой идеи стал учитель этой школы С. Швацбурд. Развитие радиоэлектроники, военно-промышленного комплекса, появление ЭВМ — все это требовало подготовленных специалистов, умеющих вести расчеты. Поэтому система образования старалась соответствовать запросам развития страны и поддерживала такие начинания.

Вдохновленный увиденным опытом, Ефим Борисович возвращается во Фрунзе, ему удается увлечь своим горением и верой в успех не только директора школы, где он трудился, но и министра образования Абдылду Каниметова. Слава и успех редко возникают из ничего, они результат размышлений, целеустремленного ежедневного труда и поставленных больших целей. Каких усилий стоила та известность, что позже пришла к новаторской методике преподавания, знают, пожалуй, только сам Ефим Борисович да педагоги, помогавшие в его начинании. Первую пару лет Якир искал одаренных ребят столицы, уговаривал их перейти в школу с физико-математическим уклоном, еще труднее было убедить родителей таких детей. Одновременно с этим подбирались и кадры, причем не только по профилирующим предметам, но и по остальным дисциплинам. Ведь, чтобы преподавать способным ученикам, учитель сам должен обладать не только хорошими знаниями, но и нестандартным мышлением. Уже через три года поток желающих обучаться здесь оказался настолько велик, что проводили конкурсные отборы поступающих. Выпускники же с легкостью сдавали экзамены в вузы не только нашей республики, но и в престижные институты Москвы. Так фрунзенская средняя школа №61 получила признанную славу на всем просторе могучего государства. Е. Якира вскоре назначили завучем, но он не прекращал своей педагогической деятельности. Через 12 лет после начала эксперимента в учебном заведении уже насчитывалось 24 девятых-одиннадцатых математических классов. В них обучались 800 старшеклассников.

Как отмечает автор книги, за годы деятельности педагогический коллектив накопил солидный опыт работы, усовершенствованы методики преподавания, опробованы различные формы подхода к разным группам учащихся. Вот что думает о цели и смысле обучения сам герой произведения. Его размышления приводит В. Тимирбаев:

Якир убежденно говорил, что каждый человек для чего-нибудь рождается. Просто многим не повезло встретиться по жизни с теми, кто или что-то могло бы их разбудить. Мы считали своей целью воспитывать у наших ребят избирательное отношение к будущей профессии. Не вбивать им в голову, что все профессии хороши. Профессий, как и дорог, тысячи, но лишь одна — твоя, для которой ты рожден, которая предназначена именно тебе.

И с этим трудно не согласиться.

За годы своей деятельности Ефим Борисович награжден многими наградами, в том числе орденом Ленина, его имя носит Бишкекская авторская физико-математическая школа-гимназия №61. Так сложилось, что герой повествования по семейным обстоятельствам покинул Кыргызстан и переехал к сыновьям в США. Профессия, любовь к детям и неутомимость и там помогли ему оставаться востребованным. Он продолжает преподавать детям и подросткам математику, уже наработаны имя и авторитет, его ученики поступают в известные американские университеты. Но связей ни с республикой, ни с его детищем — физико-математической школой — Ефим Борисович не прерывает. Приезжает в Кыргызстан почти ежегодно, встречается с коллективом, обсуждает с нынешним директором гимназии Юрием Николаевичем Низовским трудности, с которыми приходится сталкиваться учебному заведению.

А выживать в наше время, когда образование финансируется скудно, непросто. Да, у школы есть имя, престиж, но этому ведь нужно не только соответствовать, но и заботиться о появлении новых компьютерных классов, новых методов обучения. Важно сохранить и коллектив, состоящий из высококлассных специалистов, ведь из-за низкой зарплаты педагоги вынуждены уходить из школ. И это беда не только этого учебного заведения, но и всей системы. Используя свой авторитет и связи, Е. Якир помогает решать вопросы, встающие перед школой. А она по-прежнему работает по тем же принципам, что заложил ее основатель. Волнует опытного педагога и другая сторона медали: выпускаются способные ребята, а потом уезжают за границу, так как на родине не могут найти применения своими знаниям. А значит, страна не может воспользоваться их потенциалом, который мог бы обогатить, послужить развитию республики.
Пожалуй, нет смысла и не хватит газетной площади, чтобы подробно пересказать содержание книги. Если повезет и она попадет к вам в руки, то прочитанное позволит поразмышлять о смысле жизни, призвании, пережитых десятилетиях.

Ведь повествование рассказывает не только о личности Е. Якира, но и о времени — недавнем и нынешним, в которым мы все живем.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий