От их применения зависит качество нашей жизни

Поделиться

директор Центра стандартизации и метрологии при Министерстве экономики Бердимамат АДАНБАЕВДевиз 2016 года — “Стандарты создают доверие”. Обывателям такие термины, как стандартизация, технический регламент, скучны и непонятны. Зачем нужны эти процедуры, что они дают потребителям и производителям в рыночной экономике, рассказывает директор Центра стандартизации и метрологии при Министерстве экономики Бердимамат АДАНБАЕВ.


— Не ошибусь, если скажу, что использование национальных и международных стандартов движет научно-технический прогресс. В развитых странах все больше и больше разрабатывается стандартов не только в технической, но и экономической, социальной сферах, работе банков, профессиональных оценщиков, страховой медицине и др. К примеру, на менеджмент качества и безопасности продукции, на соответствие требованиям международных стандартов в мире сертифицировано более 1,5 млн. компаний и организаций.

Такое огромное количество сертифицированных организаций объясняется положительным влиянием стандартов на их развитие, включая инновационную реорганизацию производств.

— А что вы думаете о нашей национальной системе стандартизации в условиях рыночной экономики?

— С вступлением в силу Закона «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике» (декабрь 2004 года) все правовые основы стандартизации оказались сосредоточенными в данном законе.

Это означало, что все применяемые в нашей стране международные, региональные (межгосударственные) стандарты, а также стандарты зарубежных государств стали использоваться как национальные документы. Их добровольно могли применять местные производители для повышения конкурентоспособности своего бизнеса и как доказательную базу соблюдения обязательных требований технических регламентов. Это была реформа: от плановой экономики республика перешла к рыночному хозяйствованию, предприятия изменили форму собственности, они участвовали в международном разделении труда и т. д.

— Мы столько раз меняли техрегламенты, сокращали их, убирали совсем…

— Роль стандартов не ограничивается только соблюдением требований технических регламентов. Главное — повысить конкурентоспособность компаний, а следовательно, качество отечественной продукции, работ, услуг.

Введение стандартов ни в коей мере не является попыткой как-то ограничить производителя в создании новых видов продукции, освоении оригинальных рецептур и технологий. В рыночных условиях производитель вынужден искать новые, нестандартные решения, чтобы не обанкротиться, а успешно развиваться и двигаться вперед, выпускать конкурентоспособную продукцию. Важно, чтобы все эти «новинки» нашли отражение в информации на упаковке продукта, в его классификации и названии. Производители любой продукции сегодня должны отчетливо понимать, что у государства к ним два главных и обязательных требования. Это безопасность продукта и достоверная информация о нем. Товар, истинные свойства которого не соответствуют указанным на упаковке, — это обман не только конкретного, отдельного потребителя, но и государства, если речь идет о продовольственной безопасности или, например, о государственной закупке продукции и услуг.

Сегодня национальная система стандартизации перестроена для работы в условиях рыночной экономики в соответствии с правилами работы и нормами международной стандартизации. Она расценивается государством как средство управления им так сказать, эффективный рычаг воздействия на производителей, обеспечивающих выполнение требований безопасности, защиту прав потребителей.

— Добровольность и обязательность применения стандартов и их отдельных норм — наиболее дискуссионная тема.

— В соответствии с международным стандартом ИСО\МЭК 2-2004 «Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь» стандарт определен как документ, разработанный на основе консенсуса и принятый признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядоченности в определенной области. Как видно, добровольность его применения не установлена. Однако в документах ВТО (Соглашение ВТО по техническим барьерам в торговле) и в Законе КР «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике» декларируется добровольность применения стандартов.


Справка “СК”. ИСО — международная организация по стандартизации; МЭК — международная электротехническая комиссия.


Таким образом, соответственно меняется правовой статус стандартов: из обязательных они превращаются в добровольно применяемые. Иными словами, стандарты перестают быть обязательными для субъектов хозяйствующей деятельности. Сам термин «государственный стандарт» выходит из обращения. Вместо него приняты понятия «национальный стандарт», «международный стандарт». Можно утверждать, что с принятием закона о техническом регулировании завершился переход от качества как основного объекта государственного нормирования и контроля к безопасности потребительских товаров. Таким образом, в рыночных условиях государство берет на себя обязательство по обеспечению населения безопасной продукцией, а качество продукции регулируется рынком.

— Соблюдение каких обязательных норм существует, скажем, к пищевым продуктам?

— Требования делятся на обязательные, которые устанавливаются техническими регламентами, и добровольные, которые содержатся в стандартах. Тем самым создана прозрачная двухуровневая структура документов, первый уровень которой включает технические регламенты, содержащие обязательные для применения и исполнения требования по безопасности объектов технического регулирования, а второй уровень — гармонизированные с техническими регламентами добровольные стандарты, включающие методики и алгоритмы действий и призванные помочь производителям в выполнении обязательных требований.

Стандарты не являются обязательными документами, однако исполнение содержащихся в них рекомендаций автоматически приводит к выполнению обязательных требований технических регламентов. В противном случае производитель должен доказать контролирующим органам соответствие объекта техническому регламенту.

— Какие существуют типы стандартов?

— Стандарт может охватывать один или несколько аспектов:

  • технические условия на продукцию. Они касаются ряда требований к конкретному изделию, а также пригодности к использованию. Могут охватывать охрану здоровья и безопасность, защиту окружающей среды, взаимозаменяемость и обработку данных;
  • менеджмент организаций. Существует серия международных стандартов ISO, обеспечивающая руководство для организаций по вопросам менеджмента с целью помочь им в осуществлении внедрения установившейся практики и эффективной системы менеджмента. Эти документы связаны с качеством и безопасностью окружающей среды;
  • этикетирование и упаковка. Существует множество стандартов, которые связаны с обеспечением информацией, сопровождающей продукцию, посредством этикетирования. Эти документы обеспечивают пользователей и потребителей во всем мире надежной и четкой информацией о свойствах продукции, таких как размеры и влияние на окружающую среду. Стандарты по безопасной упаковке помогают в осуществлении наилучшей практики по основным вопросам, касающимся пользователя, таким как упаковка для обеспечения безопасности детей. В этих стандартах также могут быть представлены установившиеся методы в таких областях, как повторное использование и хранение;
  • принципы здравоохранения и безопасности. Это стандарты, обеспечивающие основные принципы безопасности, эргономического проектирования и оценки;
  • методы измерения, испытания и анализа. Существует множество подобных стандартов. Они имеют большое значение, поскольку обеспечивают сопоставимость данных измерений и испытаний, полученных в разных странах мира;
  • графические символы. Обширный диапазон согласованных на международном уровне графических символов приведен в стандартах ИСО и МЭК (например, ISO 7001: “Графические символы. Информационные символы для общественных мест”). Применение символов помогает преодолеть языковой барьер в областях, связанных с безопасностью на дорогах и аварийных ситуациях;
  • терминология и определения. Ряд стандартов исключительно посвящается определениям для применения в связи с техническими барьерами в торговле и их устранением. В этих документах стандартизованы термины и определения для облегчения взаимопонимания в различных сферах;
  • услуги. При предоставлении услуг поставщики должны удовлетворять потребности клиентов. ИСО и МЭК разработаны стандарты, которые определяют уровень услуг и/или процедуры осуществления услуг (например, ISO 24510: “Деятельность, связанная с услугами по питьевой воде и сточным водам. Руководство по оценке и для улучшения предоставляемых пользователям услуг”);
  • персонал. Эти стандарты касаются конкретных профессий и торговли, где существуют нормативные и информативные требования к персоналу. Документы включают необходимые уровни квалификации, опыт работы и уровни технической компетенции (например, ISO 22222: “Персональное финансовое планирование. Требования к персоналу по финансовому планированию”);
  • оценка соответствия. Эти стандарты и руководства включают требования к деятельности и органам, занимающимся оценкой соответствия, включая декларации поставщиков, контроль, сертификацию, аккредитацию, равноправную оценку и взаимное признание;
  • безопасность труда. В республике, как и во всех странах СНГ, продолжает действовать Система стандартов безопасности труда (ССБТ), состоящая из множества стандартов, устанавливающих требования безопасности труда практически для всех отраслей экономики: сельского хозяйства, легкой, химической, горнодобывающей промышленности, строительства, энергетики и т. д. Применение стандартов ССБТ способствует обеспечению жизни и здоровья персонала любых отраслей.

Кроме того, у нас в республике уже давно успешно применяются стандарты по ведению бухгалтерского учета, а также образовательные. В настоящее время правительством приняты стандарты на государственные услуги.

Вопросы задавала
Галина ЛУНЕВА.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий