Высокое небо кыргызского кинематографа

Поделиться
  • 3
    Поделились

История одного из самых любимых и популярных видов искусства в нашей стране начинается 17 ноября 1941 года — даты создания во Фрунзе первой киностудии. Сегодня, в канун 75-летия кинематографа, в Кыргызстане ежегодно производится около 100 фильмов, появилось новое поколение ярких талантов, а лучшие киноленты получили широкое международное признание. Об этом и многом другом мы беседуем с директором Государственного департамента по кинематографии при Министерстве культуры, информации и туризма КР, заслуженным работником государственной службы КР Мукталы БЕКТЕНАЛИЕВЫМ.


«Ранние журавли» киноискусства

Мукталы БЕКТЕНАЛИЕВ

— Мукталы Абдыбекович, с каждым годом растет число новых блокбастеров и фестивальных новинок, серьезно заявляет о себе всемирная виртуальная сеть — Интернет. И тем не менее кыргызский кинематограф — и классический, и современный — по-прежнему покоряет сердца миллионов зрителей как на родине, так и во всех странах мира. В чем секрет такой притягательности отечественного киноискусства?

— Давайте напомним, что уже первые киноработы в 1940-60-е годы, несмотря на недостаток материально-технической базы, дефицит кадров, стали открытием, и сейчас они играют роль бесценного источника информации об истории, людях, о культуре и искусстве Кыргызстана. Первая студия во Фрунзе создана постановлением Совнаркома Киргизской ССР от 17 ноября 1941 года, когда страна готовилась к решающей битве с немецкими захватчиками на подступах к Москве. Нельзя не оценить значения этого документа, ведь в нем нашла отражение уверенность в Победе. Первыми авторами кинолент, организаторами кинодела были недавние фронтовики, военные корреспонденты. Среди них, например, мой бывший руководитель, видный общественный деятель, ветеран Великой Отечественной, председатель Госкино Киргизской ССР Шаршеналы Усубалиев.

Стремительный подъем киноискусства заставил говорить о себе весь мир. Новое поколение режиссеров, операторов получило образование в Москве, Ленинграде, Ташкенте. Молодость, искренность, творческая свобода «ранних журавлей» кыргызского кино подарила зрителям удивительные дебюты, которые отличались, с одной стороны, злободневностью, с другой — зрелой глубиной.

«Великий сказитель», «Небо нашего детства», «Выстрел на перевале Караш», «Материнское поле»… Эти титры помнит каждый из нас. Фильмы Мелиса Убукеева, Толомуша Океева, Фатимы Мамуралиевой, Лидии Турусбековой, Болотбека Шамшиева, Геннадия Базарова открыли дорогу шедеврам документального и игрового кино. В них факты истории и культуры превратились в уникальные факты искусства. Позже в фильмах Альгимантаса Видугириса, Шамиля Джапарова, Артыкбая Суюндукова, Тыная Ибрагимова, Бакыта Карагулова, Джали Соданбека мужественный, правдивый взгляд на жизнь, на человека нашел продолжение в поэтичном, полном ассоциаций киноязыке.

— Тогда примерно и прозвучали слова про «кыргызское чудо»?

— Шаршен Усубалиевич рассказывал, что известный режиссер, педагог и теоретик кино Сергей Юткевич, посмотрев несколько наших картин, выступил в Академии наук с серьезной аналитической и в то же время восторженной речью, в которой впервые произнес: «кыргызское чудо». Руководитель республики Исхак Раззаков поручил вскоре построить недалеко от столицы современную киностудию. На площади в 25 гектаров появился киногород, включая студию «Кыргызфильм», кинофонд, киноархив, кинопрокатное и киноремонтное предприятия. По всей республике было возведено свыше 50 кинотеатров, а сельских зрителей обслуживало более 1 000 киноустановок. Кстати, следует отметить и активное развитие телевизионного кино благодаря тем же крупным режиссерским, операторским именам.

— Как вы думаете, в чем заключается секрет такого успеха?

— В двух словах ответить, конечно, непросто. Надо сказать, что своим взлетом кинематограф во многом обязан выдающейся литературе и драматургии Ч. Айтматова, который много лет возглавлял Союз кинематографистов Кыргызстана, а также М. Байджиева, К. Жусубалиева, К. Омуркулова, М. Жангазиева, М. Гапарова, Л. Дядюченко, А. Жакыпбекова, Т. Ибраимова.

Одним из творческих открытий, думаю, стал образ героя — сомневающегося, думающего, развивающегося прежде всего за счет преодоления самого себя и окружающих обстоятельств. Зритель узнавал в нем свои сомнения и тревоги, радости и надежды.

Муратбек Рыскулов, Суйменкул Чокморов, Советбек Жумадылов, Орозбек Кутманалиев, Дуйшен Байтобетов, Марат Алышпаев, Бакен Кыдыкеева, Алиман Жангорозова, Даркуль Куюкова, Сабира Кумушалиева, Таттыбюбю Турсунбаева, Жамал Сейдахматова, Гульсара Ажибекова, Айтурган Темирова, Мира Далбаева, Назира Мамбетова, Догдурбек Кыдыралиев, Болот Тентимишев, Акылбек Абдыкалыков и многие другие замечательные актеры после премьер становились «звездами» экрана. Но без смелой и тонкой камеры ведущих операторов Н. Борбиева, К. и Х. Кыдыралиевых, М. Мусаева, К. Орозалиева, В. Виленского, С. Макекадырова, М. Туратбекова, М. Алиева, К. Абдыкулова зритель, конечно, не увидел бы нашего уникального киномира.

Однако в истории кинематографа были и драматичные страницы. Напомню, что при выборе натуры для съемок первого полнометражного фильма по мотивам героического эпоса «Семетей, сын Манаса» трагически погиб известный драматург и поэт Жоомарт Боконбаев. Съемки фильма были остановлены, беспрецедентный для того времени замысел киноэпопеи остался нереализованным. Сегодня, в дни юбилея, надо вспомнить всех, кто вложил свои силы, опыт и душу в развитие нашего кинематографа…

Кочевье времени

— Однако, несмотря на признание, к концу 1980-х годов в нашем кинематографе наметились первые признаки кризиса.

— В том идейном диапазоне, который допускала прежняя эпоха, киноискусство, возможно, исчерпало себя. Постепенно нарастал кадровый голод, прекратилось централизованное финансирование, а ведь кинопроизводство, как известно, зависит в основном от уровня кадров и материально-технической базы. Все шире становился плацдарм, который отвоевывало для себя зарубежное кино.

Под натиском пиратского видео падала посещаемость отечественных кинотеатров. К такой ситуации наши кинематографисты, надо признать, оказались не готовы, поэтому примерно с 1990-го по 2000 год продолжалась стагнация, своеобразный «стоп-кадр» в нашем кино. Было очевидно, что должно появиться в чем-то иное киноискусство, но каким оно будет, не могли спрогнозировать даже специалисты. В каком направлении двигаться, где взять средства, как обеспечить внутренний и международный прокат?

Вопросов было много…

Однако кино несмотря ни на что продолжало набирать новые обороты благодаря своему неповторимому стилю и в первую очередь таким режиссерам, как Актан Арым Кубат, Эрнест Абдыжапаров, Марат Сарулу, Темирбек Бирназаров, затем пришло новое поколение: Дальмира Тилепбергенова, Марат Алыкулов, Эльнура Осмоналиева, Акжол Бекболотов, Наргиза Маматкулова, Алижан Насыров, Асель Жураева, Мирлан Абдыкалыков и многие другие. Сложились известные кинематографические династии…

Главное, на мой взгляд, что возрождение киноискусства отвечало демократическим процессам, утверждению идентичности, сплочению народа Кыргызстана. Появился и новый герой: целеустремленный, патриотичный, немного ироничный, импонирующий молодежи, которая составляет сегодня большинство зрительской аудитории. Раскрылись новые индивидуальности в лице таких актеров, как Таалайкан Абазова, Алтынбек Максутов, Азиз Мурадилаев, Кумендер Абылов, Замира Сатыбалдиева, Асем Токтобекова, Элина Абай кызы, Адилет Усубалиев, Чынгыз Мамаев и др.

В 2001 году Жогорку Кенешем КР принят Закон «О государственной поддержке кинематографии Кыргызской Республики», в котором изложены основные принципы государственного протекционизма в данной сфере. Укрепляется материально-техническая база, растет число киностудий и конкурентная среда, совершенствуются технологии съемки и продвижения картин на мировой рынок. Лучшие из них достойно представляют Кыргызстан на международных кинофестивалях, обретают зрительское признание.

Появились вузовские кафедры кино и телевидения, творческие мастерские А. Суюндукова, Т. Бирназарова, М. Сарулу, Э. Абдыжапарова, Ш. Джапарова, у талантливой молодежи есть возможность получить профессиональное кинообразование.

Национальная киностудия «Кыргызфильм» имени Т. Океева, приватизация которой была вовремя остановлена, наращивает свои возможности. С учетом других киностудий в Кыргызстане ежегодно производится около 100 фильмов. Работают регулярные кинофорумы — «Кыргызстан — страна короткометражных фильмов», «Їмїт», фестиваль авторского кино, ежегодная национальная кинопремия «Ак илбирс».

Зрителя ждут новые открытия, например, проект Актан Арым Кубата «Кентавр», биографический фильм «Саякбай» Эрнеста Абдыжапарова, не за горами фильмы о Шабдан баатыре, Тайлак баатыре, «Мунабия» и др. Как видим, современный кинематограф Кыргызстана — не только продолжение, но и развитие традиций отечественного киноискусства, которому близки темы истории, эпоса, национального характера на фоне современной глобализации. В этой связи надо отметить серьезные инициативы в последнее время Союза кинематографистов республики, прежде всего в период руководства режиссера и продюсера, известного государственного и общественного деятеля, ныне депутата Жогорку Кенеша КР Садыка Шер-Нияза. Как известно, недавно им основан Всемирный фестиваль азиатского кино в Лос-Анджелесе — еще один культурный мост между странами и культурами самого крупного континента на планете.

На пути к кинодержаве

— Продолжаются дискуссии вокруг артхаусного и так называемого коммерческого, массового кино. Какую роль сегодня, по-вашему, они играют в развитии киноискусства?

— Давайте вспомним: «Белый пароход», «Лютый», «Потомок Белого барса», «Кочевье космонавта», «Буранный полустанок», «Кошокчу», «Бешкемпир», «In spe», «Боз салкын», «Курманжан датка», «Кумар», «Салам, Нью-Йорк!», «Сундук предков», «Переезд»…

Перечисление этапных фильмов заняло бы много времени, независимо от того, в каком русле они созданы. Вообще, жанровые границы всегда были достаточно условны. Вспомним Феллини, Шукшина или Лотяну, чьи шедевры, при всей новизне киноязыка и свободе экранизации, стали популярными на многие десятилетия. Нужно отметить гражданскую позицию, искренность, философию прочтения самых сложных тем в нашем кино, поэтому и кинотеатры никогда не пустуют. Радуют новые победы на кинофестивалях, прежде всего, конечно, группы «А». На всех широтах, от Монреаля до Казани, от Локарно до Пусана, наши мастера признаны одними из лучших, о чем говорит и недавнее выдвижение фильма «Сутак» на премию «Оскар», и российская «Ника», врученная создателям этого фильма. Надо отметить и успехи молодых мультипликаторов, ведь анимация, благодаря ее новым возможностям, в последнее время становится в мире хитом проката.

 

— Мукталы Абдыбекович, много лет вы отдали системе кинофикации и кинопроката. Не могу не спросить вас о состоянии этой отрасли.

— В отличие от наших соседей по СНГ, в республике в целом сохранена киносеть, при поддержке бизнес-структур вводятся в строй новые комфортабельные кинозалы, закупается самое современное оборудование. Классику и новые фильмы зрители могут увидеть во всех регионах. Увеличилась аудитория кинотеатров: по самым скромным подсчетам — более полутора миллионов посещений в год, для страны с 6-миллионным населением это большой успех.

Практически каждую неделю — новая премьера, новые имена режиссеров, продюсеров. Кыргызское кино справедливо рассматривается теперь как поле для инвестирования. Тем, кто высказывает сомнения по поводу художественных качеств некоторых фильмов, можно возразить, что творческие удачи рождаются только в атмосфере конкуренции. Отмечу, что в последние годы производство фильмов несколько уменьшилось, и это нас даже радует, потому что идет тщательный мониторинг качества, анализ деятельности киностудий, в Интернете зрители активно обсуждают новые фильмы. Хотелось бы надеяться, что совместно с Министерством образования и науки, представительством Россотрудничества мы сможем в ближайшее время направить на учебу в Москву будущих кинокритиков и киноведов. Нас поддержал в этом почетный гость и член жюри Форума молодого кино, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Кирилл Разлогов.

Что касается так называемой цензуры, могу сказать, что запрещать постановку того или иного фильма или указывать зрителям, какую картину смотреть, — эти «методы» давно в прошлом. Госорганы отслеживают, чтобы в фильмах, которые производятся или демонстрируются на территории Кыргызстана, не было сцен насилия, порнографии, проявлений национальной розни. Для реализации соответствующего постановления правительства мы разработали критерии и создаем межведомственную комиссию.

— Мукталы Абдыбекович, результаты, с которыми кыргызское киноискусство приходит к своему 75-летию, несомненны. Наша страна уверенно идет к статусу кинодержавы.

— Да, с этим трудно не согласиться. Президент страны, парламент, правительство постоянно оказывают внимание кинематографу. Кино наряду с другими видами искусства создает международный имидж нашего государства, способствует развитию культуры, экономики и международных связей, что приносит нравственные и духовные «дивиденды». Но надо двигаться вперед. К этому обязывает высокое небо нашего кинематографического «детства», богатое наследие и, конечно, ожидания зрителей.

Беседовала Екатерина ЛУЗАНОВА,
заслуженный деятель культуры КР,
кандидат искусствоведения,
профессор.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий