Main Menu

Перевоплощение — это интересно

Валентина Гилка
ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Ее роли на сцене, как правило, характерны, ведь этот типаж так близок ей — эмоциональной, яркой и очень позитивной. Актриса Театра русской драмы им Ч. Айтматова Валентина Гилка празднует в этом году юбилей. Она из того легендарного состава, который своими постановками вызывал интерес у жителей нашей столицы. Спектаклями интересовались, на них ходили, труппа Русского драматического театра успешно гастролировала по Союзу. О жизни в искусстве и об искусстве в жизни мы поговорили с Валентиной Григорьевной.

Артистическая натура нашей героини проявилась рано, девочкой она участвовала в самодеятельности, с удовольствием читала стихи и даже выступала на радио. Поэтому, когда после окончания школы пришла пора определяться со специальностью, не оставалось никаких сомнений: огни рампы, сцена, мир искусства манили ее к себе. Актерская профессия всегда пользовалась большой популярностью, конкурсы в театральные вузы неизменно остаются высокими на протяжении десятков лет. В Харьковский театральный институт В. Гилка поступила со второго раза, и от эмоций, переполнявших ее, девушка целовала стены альма-матер. И до сих пор Валентина Григорьевна благодарна судьбе за свою профессию, за выбранный путь.

После окончания института актрисе потребовалось время, чтобы найти свое место, свой коллектив и театр, который она назовет своим вторым домом. В. Гилка поработала в Ужгороде, Астрахани, Иваново и Свердловске, к тому времени уже обзавелась семьей, рос сын. В Кыргызстан талантливую артистку пригласил режиссер Русского драматического театра им. Крупской А. Головин.

Валентина Гилка

— Во Фрунзе мы с семьей прибыли второго февраля, светило солнце, не было снега, на улице продавались большие яблоки, форель. После холодного Свердловска показалось, что попали в сказку. Город, маленький, аккуратный, чистый, с красивой природой, очень понравился, — вспоминает В. Гилка. Творческая составляющая нового места оказалась тоже немаловажной. А. Головин оценил приглашенную актрису, заинтересовал ее рядом сложных и интересных постановок.

— Я сразу получила одну из главных ролей в спектакле по пьесе М. Горького «Фома Гордеев». После Головина здесь работал режиссер А. Бируля, у него я играла главную роль в постановке «Мы, нижеподписавшиеся». Хорошие взаимоотношения сложились с В. Пази, особо запомнились работы в спектаклях «Мадам Баттерфляй», «Звезды на утреннем небе». Мне повезло, нечасто встречаются режиссеры с таким интересным видением пьес, многогранным талантом, творческим мироощущением, — считает моя собеседница. — Режиссер в жизни актера играет важную роль. Хорошо, когда взаимодействуют на одной волне. Артист может играть интуитивно, а режиссер знает, куда направить дар актера. Он порой вытаскивает из тебя то, чего ты в себе и не предполагал.

Так Фрунзе и драматический театр стал тем местом, где В. Гилка смогла реализовать себя, раскрыть свой талант.

— Я считаю, что играла все что хотела. Мне близки характерные и острохарактерные персонажи. Не очень интересны «голубые» героини, а вот когда характерная и драматическая и где-то лирическая роль — все совсем по-другому. Я сама экспрессивная, и меня это привлекает и на сцене. Когда в материале есть тонкие струны, затрагивающие душу зрителя, это также интересно. Есть роли на преломление своего характера, приходится переживать то, чего ты не испытывал в своей жизни, ведь суть актерства — это перевоплощение. В спектакле «Двое на качелях» я сама училась у своей героини. Она, неудавшаяся балерина, узнает, что человек, которого она полюбила, влюблен в другую. Он хочет остаться с балериной из чувства сострадания, так как у нее проблемы со здоровьем. Но женщина не принимает этой жертвы, искренне его отпускает. Она не берет для себя, а отдает, и этим мне дорога в своей жертвенности и искренности, — говорит Валентина Григорьевна.

И все же, несмотря на удачные роли, как у любого творческого человека, у моей собеседницы случались и периоды застоя, когда она не могла себя найти или режиссеры переставали предлагать роли, которые позволяли раскрыться, увлечь.

— Не может быть у актера ровной дороги с цветами и успехом, — уверена Валентина Григорьевна. — Обязательно есть страдания, периоды невостребованности. Несмотря на таланты, данные Богом, если ты не прошел периода отверженности, страдания, непонимания, то не передашь глубоких чувств на сцене. Каждая роль обогащается и временем, и тем, что у тебя внутри, и тем, как ты проходил эти испытания. По-разному люди проходят черную полосу жизни, иные по слабости характера могут запить и потерять свой талант. Благодаря Богу я имею сильный характер. Когда наступали времена творческого простоя, я находила другие формы самовыражения. В начале перестройки я открыла свой театр «Эхо», располагался он в Доме офицеров, где ныне находится главный корпус КРСУ. Привлекла актеров нашего театра А. Адали, В. Москалева, С. Матвеева и Н. Матвееву, М. Токарева. По понедельникам у нас шли спектакли, а по ночам репетировали, так как оставались задействованы на основной работе. В собственном театре была и актрисой, и директором, приглашала режиссеров из Ленинграда, сама выбирала пьесы. Зрителей собирали полные залы. Со спектаклями «Я стою у ресторана, замуж поздно, сдохнуть рано», «Любовь под вязами» ездили с гастролями в Ленинград, в Алматы, там тоже имели успех. Пять лет действовал театр. Потом уже вкладывала деньги в спектакли, в которых хотела бы сыграть на сцене Русской драмы. Хоть и не могу сказать, что богата, но у меня нет вредных привычек, не пью, не курю. Какие-то средства откладывала и использовала их таким образом. Выбирала пьесу, приглашала режиссера, договаривалась с руководством нашего театра о софинансировании постановок. Так вышли спектакли «Я всю жизнь шла к тебе», «Брак на грани».

Параллельно работала ведущей на радиостанциях, записывала аудиокнигу.

Во время существования театра «Эхо» Валентина Григорьевна пришла к вере в Бога. На дворе стояла эпоха перемен, менялись устройство государства, экономика, сознание людей. Как всегда это случается, обращение к высшей силе произошло в непростой ситуации, когда оставалось надеяться только на чудо.

— Когда мы находились на гастролях с театром «Эхо» в Ленинграде, актера, что со мной репетировал, специально напоили, чтобы спектакль не состоялся. Это могло обернуться скандалом, отразиться на имидже театра. И тогда от безысходности я пошла в церковь, молить, чтобы все удалось, и там почувствовала, как будто кто-то коснулся меня. Это присутствие Господа я ощутила почти физически. Вот так двадцать с лишним лет назад моя жизнь изменилась в лучшую сторону, — говорит моя собеседница. — До этого случались моменты, когда приходишь домой с цветами после спектакля, тебе аплодировали, а у тебя по щекам текут слезы и в душе пустота и одиночество. Но с тех пор как Создатель прикоснулся ко мне, все трудные моменты в жизни я прохожу легко. И каждый раз, выходя на сцену, прошу у Бога помощи.

Сейчас в театре идут репетиции нового спектакля по пьесе В. Гюго «Мария Тюдор», режиссером выступает Шамиль Дыйканов, а Валентина Гилка занята в заглавной роли. Спектакль приурочен к юбилею актрисы.

— Работа интересная, очень многое хочу вложить в персонаж, ведь в нем и сила, и мощь темперамента, и в то же время слабость женщины. Многогранный характер. Пользуясь властью, она не всегда поступает правильно и в итоге расплачивается за все содеянное. На протяжении спектакля проходит красной нитью тема страданий и использования своего положения ради себя. А в итоге ждет поражение. Спектакль о любви, власти и силе народа. Вот так середина ХV века перекликается с сегодняшним днем.

— Как приходится восстанавливаться после спектаклей? Ведь это большая затрата физических и душевных сил… — интересуюсь у Валентины Григорьевны.

— Естественно, устаешь, но, когда видишь отдачу зрителя, понимаешь, что не зря играла, и это приносит счастье. Положительная реакция зала, аплодисменты — это как вторая зарплата. Как-то после спектакля «Я всю жизнь шла к тебе» ко мне подошла женщина и неожиданно стала целовать руки. Моя роль оказалась созвучна с ее жизнью. Такие случаи дорогого стоят. Удивительная вещь.

Приезжают к нам московские гастрольные театры, люди платят огромные деньги, ведь идут на имена, и редко бывает, что в привозных постановках есть о чем подумать или восхититься актерской игрой. Выходишь из зала — и такая пустота внутри. Так становится обидно и больно за наши спектакли. Они намного лучше. Очень бы хотелось, чтобы наши власти полюбили театр. В советские времена министры культуры все время приходили на спектакли, интересовались репертуаром. А сейчас мы редко видим чиновников среди зрителей. Важно, чтобы руководители интересовались искусством, тогда и замы станут подражать своему начальству. А в целом страна получит больший коэффициент культуры.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.

 






Добавить комментарий