Агрокластеры вытянут промышленность

О референдуме и реальной экономике

В ворохе сегодняшних событий осталось почти незаметным такое важное достижение в развитии агропромышленного комплекса республики, как производство свыше 630 тыс. тонн сахарной свеклы полеводами Чуйской долины. Этой цифре мы верим и радуемся, ведь сладкий корень принимают и перерабатывают наши заводы, значит, условия в пунктах приема стали более-менее приемлемыми для крестьян-свекловодов, что и дало хороший результат. Какие выводы вытекают из этого события? Есть ли связь предстоящего референдума по внесению поправок в Основной закон нашей страны и промышленным производством? Своими мыслями с читателями «СК» делится профессор, д. с. х. н., декан факультета агрономии и лесного хозяйства Кыргызского национального аграрного университета Нурудин КАРАБАЕВ.


— Крестьянские хозяйства Чуйской области окрепли и смогли осилить такой сложный рубеж в производстве трудоемкой технической культуры, которая требует много затрат при обработке почвы, использовании качественных гибридных семян, уходе за посевами, поливе, внесении удобрений, защите растений и т. д. Да и уборка сахарной свеклы обходится недешево. Отмечу: машинотракторный парк, материально-техническое и финансовое обеспечение свекловичной отрасли очень выросли и окрепли по сравнению с предыдущими годами. Можно надеяться, что фермерам, рискнувшим заняться возрождением отечественного свекловичного производства, приносившего в прежние времена заслуженную славу нашей республике на всем пространстве бывшего Советского Союза, окажутся по плечу решение стратегических задач отрасли, высокие урожаи, большие рубежи в повышении производительности и справедливое распределение дивидендов. Считаю, что следует своевременно воспользоваться достигнутым результатом для дальнейшей интенсификации не только свекловодства, но и всей отрасли растениеводства.

Так, в ближайшей перспективе предстоит устранить существующий диспаритет цен в свеклосахарной отрасли.

Посчитайте: доля затрат на производство 1 кг сахара крестьянскими хозяйствами составляет 35,4%; сахарными заводами — 56,2%; торгово-посредническими организациями — 8,2%. В то же время доля прибыли сельских товаропроизводителей от реализации 1 кг сахара всего 14,8%, перерабатывающих предприятий — 66,4%, а торговых организаций — 18,8%. Это означает, что большая часть дохода оседает в сфере перерабатывающей и торгово-закупочной деятельности, что свидетельствует об отсутствии экономического механизма эффективного взаимодействия в сфере свеклосахарного производства.

— Как преодолеть этот дисбаланс?

— Подошло время организовать кластер «Сахар», используя вышеназванный ресурс увеличения валового сбора сахарной свеклы. Надо взять на вооружение новую аграрную политику. Кластер «Сахар» открывает огромные возможности дальнейшему развитию реальной экономики страны. Главным центром кластера должен стать сахарный завод, дающий заказ свеклосеющим хозяйствам. Организация агрокластерного производства «Сахар» позволит преодолеть дисбаланс интересов крестьянских хозяйств, возделывающих сахарную свеклу, перерабатывающих заводов и сферы торговли и в соответствии с затратами справедливо распределить общую прибыль. Это позволит резко увеличить валовой сбор сахарной свеклы с заметным повышением урожайности. В нынешнем году многие фермеры собрали урожай от 500 до 1000 ц/га, причем без ажиотажа и мобилизации трудовых ресурсов. Поэтому для развития кластера надо широко использовать инвестиции Евразийского банка развития.

— Что дает кластер производителю?

— В рамках кластера «Сахар» свекловоды не будут заботиться о сбыте корнеплодов. Переработчик должен составить договор на следующий год о том, что покупает такую-то продукцию по фиксированной цене. В самом кластере вырабатываются механизмы субсидирования свекловодов материально-техническими ресурсами (минеральными удобрениями, средствами защиты растений, семенами, сельскохозяйственной техникой и т. д.).

Со временем переработчик кластера «Сахар» сможет заранее обеспечить свекловодов льготным финансированием, то есть завод должен предоставить кредит под невысокие проценты производителю сахарной свеклы, хотя бы 30% стоимости, составив соответствующий договор контрактации. Это не утопия, а вполне достижимая цель при проведении эффективной аграрной политики и финансовой поддержке кластера.

Реалии последних лет показывают, что административные меры в увеличении посевов сахарной свеклы к положительным результатам не приводят. Только при улучшении договорных условий с сахарным заводом, кредитовании процесса производства сладкого корня, применении современных технологий, сокращении ручного труда, оказании технической помощи на свеклопунктах может произойти увеличение посевных площадей сахарной свеклы. Это доказывает нынешний год.

Переработка сахарной свеклы ведется крупным оператором кластера — сахарным заводом, который способен на равных говорить с торговыми сетями супермаркетов. Этого не могут сделать ни фермеры, ни кооперативы, ни крупные хозяйства, розница же их просто проигнорирует, подомнет под себя.

— Где еще можно использовать подобный опыт?

— Думаю, деятельность будущего кластера «Сахар» не останется не замеченной кабинетом министров. Там есть сильные специалисты, и они, конечно, воспользуются первым успехом, чтобы вывести страну на стабильное экономическое развитие, реализацию поставленных правительством задач. За кластером последуют другие организации производящие молоко, мясо, табак, хлопок, шерсть. Только так можно быстро и эффективно обеспечить продовольственную безопасность страны, повысить экспортный потенциал отечественного агропромышленного комплекса. А затем занять соответствующую нишу на рынке ЕАЭС, которая еще не тронута гигантами-производителями. В таком случае мы сможем прописать свои правила игры, реанимировать промышленность, обучить молодых лидеров, по существу аграрную элиту, научить новую элиту, которая будет создавать новую экономическую реальность. Только так сельскохозяйственное производство республики может стать локомотивом развития реального сектора экономики. С организацией кластерного хозяйства увеличатся налоговые поступления в бюджет страны и мы станем менее зависимы от международных финансовых институтов, их капиталов.

— Есть ли надежды на положительные перемены после референдума?

— Безусловно, прошедший период новой истории показал, что любое развитие страны — в руках народа и отраслевых руководителей. Из мирового опыта известно, что и с минимальными ресурсами можно интенсивно двигаться вперед, а можно иметь необъятные природные богатства и при этом плестись в хвосте мировой экономики. За годы суверенитета Кыргызстан прошел очень сложную социально-экономическую эпоху становления, реформ, которые продолжаются и сегодня. Наш народ достойно выдержал все испытания становления нового строя, пережил трудности лихих 90-х ХХ века. Сколько экономических потрясений, крутых поворотов человеческих судеб, внутренней и внешней миграции населения, надежд и разочарований было в последней четверти века! Подумайте только: стоящие у власти в первые годы суверенитета страны уничтожили конкурентоспособные секторы промышленности и агропромышленного комплекса, развалили реальную экономику. Эти негативные процессы породили безработицу, гиперинфляцию, бедность и миграцию населения. Президент республики Алмазбек Атамбаев мудро предостерегает нас от повтора негативных сторон истории, поэтому и инициированы поправки в Конституцию страны.

Чтобы оправдать людские надежды, сразу после референдума наше правительство должно взять курс на реальные экономические преобразования. И одно из них, которое я считаю наиболее перспективным, — создание вышеназванных кластеров, приводящих в действие локомотив экономики.

— Улучшится ли ситуация в социальном секторе?

— Воистину верно выражение “Времена не выбирают, в них живут и умирают”. Пройдя за последнюю четверть века через неимоверные трудности, испытания шоковой терапии, алчность семейного руководства первых лиц республики, наш народ получил суровую жизненную закалку, оплаченную сполна кровью, потом, здоровьем и жизнью. Кыргызстанцы не понаслышке знакомы с кризисами, неоднократно повторяющимися, испытав все их «прелести» на себе и своих семьях.

Выжили, восстанавливаются, хотя и с трудом, и смотрят с оптимизмом в будущее. Уроки истории обогатили нас, сделали сильными, мы приобрели опыт. Как говорят в народе, за одного битого, двух небитых дают. Наши люди, как никто другой, готовы к самым различным превратностям судьбы, они заслуживают иметь компетентных руководителей, патриотов, любящих свою родину. Повторюсь: после референдума люди ждут экономического подъема страны. Создание пилотного проекта «Сахар» положит начало преобразованиям в производственном секторе.

— Что можете сказать о кадрах и реанимации реальной экономики?

— Для реализации вышеназванных планов нужны прежде всего компетентные специалисты. Новая Конституция должна работать на реанимацию реального сектора экономики страны, организацию рабочих мест, что приведет к улучшению жизни населения. Только тогда игра будет стоить свеч. А производственная деятельность промышленных кластеров сама по себе отсеет нерадивых, непрофессионалов. Причем работа в реальном секторе экономики даст эффективный подбор (селекцию) кадров. Предстоит кардинально изменить механизм ответственности лиц, которые занимаются выполнением государственных функций. В ближайшей перспективе нам потребуются капиталообразующие инвестиции на восстановление разрушенных основных фондов, создание новых производств, модернизацию существующих предприятий. Нам предстоит восстановить ранее функционирующие мясокомбинаты, Токмокскую фабрику первичной переработки шерсти (ПОШ), хлопкопрядильные комбинаты и сигаретные заводы, а также машинотракторные станции во всех айыльных аймаках (в недавнем прошлом все они работали, были рабочие места и поступление налога в казну государства). Но за последнее время мы фактически потеряли контроль над собственным развитием, а зарубежные доноры превращали нашу страну в сырьевой придаток. Поэтому сегодня, как никогда, для динамичного развития страны нужна правильная экономическая политика. Правительству следует расчистить все пути для реализации новых возможностей, производственного роста и интеграции с государствами ЕАЭС и соседним Китаем.

Добиться намеченного можно за счет прагматичного подхода, ориентированного на результат.

Беседовала
Галина ЛУНЕВА.






Добавить комментарий