Озаряющий свет танца

Зарина Мухаметшина — одна из настоящих, подлинно ярких и устойчиво светящих звезд современного отечественного балета. Без ее Марии, Алиман, Жизели, Найман эне, Никии, Кончиты и Фригии сложно представить афишу Национального театра оперы и балета имени А. Малдыбаева. Танец Мухаметшиной привлекает внутренней сосредоточенностью и самозабвенной погруженностью в мир создаваемого на сцене образа. И когда балерина как бы чуть отстраняется в нем от заполнившей театральный зал публики, она кажется еще загадочней и глубже.

Как правило, в балет приходят в детском возрасте или вообще не приходят. Во всяком случае, у Зарины служение искусству Терпсихоры началось именно так. Заметив гибкость, пластичность и музыкальность дочери, родители решили отдать ее учиться балетному искусству. Отец отвел семилетнюю девочку в Бишкекское хореографическое училище, но так как туда принимали только после третьего класса обычной школы, юное дарование оставили заниматься на подготовительном отделении. А потом она плавно вошла в коллектив учащихся и успешно завершила учебу. В 18 лет ее приняли в балетную труппу Национального театра оперы и балета имени А. Малдыбаева.

Ее сценическое открытие для балетной публики произошло, когда молодой балерине доверили партию Девушки в «Шопениане». И она проявила себя в ней как балерина, для которой классический танец — естественная сценическая среда, а его живой язык и есть та трепетная нить, что связывает исполнительницу со зрительным залом.

Разумеется, контуры танцевального рисунка закладывали в исполнение и режиссер-постановщик, и педагоги-репетиторы. И это придавало исполнительнице смелости, чтобы использовать в партии богатые образные возможности академической танцевальной лексики, многозначность ее интонационных красок и выразительных средств. Героиня в исполнении Мухаметшиной удачно, как отметили тогда ее творческие наставники, сконцентрировала в себе лучшие качества русской балетной школы: чистоту, академичность, строгость форм в сочетании с поэтичной атмосферой и легкой воздушностью танца.

Исполнительские возможности танцовщицы расширялись с каждой новой партией, в каждом новом исполнении балерина преодолевала рамки какого-то определенного амплуа. В творчестве Мухаметшиной зрителей привлекал скорее сам танец, а не те образные творческие смыслы, которыми обычно наделяются балерины ради доказательства их исполнительского мастерства. От партии к партии внутренние переживания и содержание танца становятся у балерины естественным, но отнюдь не единственным выражением чувств.

Большим творческим успехом можно назвать и выступление Зарины Мухаметшиной в роли княжны Марии в «Бахчисарайском фонтане» Б. Асафьева — одной из любимых сценических работ артистки. В исполнении этой партии балерина обрела удивительную интонационную свободу движений, что придало ее танцу особое эмоциональное звучание. Танцуя с Зариной, ее партнеры, а это, как правило, лучшие солисты отечественной балетной школы, становятся вдохновеннее, содержательнее и глубже.

И тогда сценический дуэт вдохновенным танцем озаряет сцену истинным светом любви, возвышая все вокруг и согревая зрителей, делая их чище и лучше. В танце Марии Мухаметшиной присутствуют эмоциональный подъем, душа, чувственность пластики, которые в сочетании с изысканной техничностью создают ту волшебную силу искусства, которой балерина постоянно притягивает поклонников своего дарования.

В Жизели артистка представляет воплощение незащищенной юной души, которую можно так легко ранить ложью, что та ценой молодой жизни отказывается понимать этот лживый мир. В танце Мухаметшиной органично и безупречно сливаются технические, психологические характеристики самой партии и ее индивидуальность, что кажется, будто образ героини создан для его исполнительницы. В этой партии Зарина Мухаметшина воплощает как бы симбиоз танцевальной классики с живыми человеческими эмоциями.

В копилке знаковых работ Мухаметшиной особое место занимает и партия Никии в «Бядерке» — «народном» балете Л. Минкуса.

Артистка станцевала Никию как девушку с сильным характером и достоинством, способную на смелый поступок и вместе с тем трогательную и нежную, искренне влюбленную и верную своему выбору. Ее исполнение отличали свобода, естественность и изысканный красивый танец.

Огромным подарком для балерины, по ее собственному признанию, стала постановка на сцене родного театра российским режиссером А. Куликовой современного балета А. Рыбникова «Юнона и Авось», в котором она исполнила заглавную партию Кончиты Аргуэльо — юной дочери коменданта Сан-Франциско, пылкую возлюбленную русского графа Николая Резанова. Этот спектакль приглашенный режиссер ставила специально в расчете на хореографический талант Зарины Мухаметшиной.
И режиссерский выбор оказался весьма точным. В сложном образе трепетной героини балерина гармонично соединила грациозность, изящную пластику и глубокий драматический дар танцовщицы. Ее Кончита полна нежности, молодости и красоты.

Партия дала балерине прекрасную возможность полностью раскрыться, она грациозна и пленительна в движениях. В этом балете музыка как бы воедино сплелась с душой исполнительницы и выплеснулась на сцене волшебным чудом творчества.

Недавно в театре оперы и балета прошел один из его лучших балетных спектаклей «Спартак» А. Хачатуряна. Его знаменитая постановка осуществлена замечательным кыргызским балетмейстером, народным артистом КР, лауреатом Госпремии СССР Ураном Сарбагишевым, к сожалению, уже ушедшим из жизни. Партию Фригии в балете блестяще исполнила одна из ведущих солисток балета Зарина Мухаметшина. Ее исполнение было насыщено страстным драматизмом, танцевальной отточенностью и искренностью сценического проживания, которые дарили публике душевную экспрессию и заставляли по-новому прочитывать смысл знакомых движений. Создавая на сцене образ Фригии, балерина ярко показала любовь и отчаяние, страх за любимого и боль разлуки. А последняя сцена спектакля, когда Фригия находит любимого убитым, потрясает накалом трагичности и драматизма. В зале не осталось ни одного равнодушного зрителя. Балерина сумела заставить публику сострадать горю своей героини, зримо передав боль невосполнимой утраты.

Зарина Мухаметшина - одна из настоящих, подлинно ярких и устойчиво светящих звезд современного отечественного балетаВ одухотворенном танце Зарины Мухаметшиной, отличника культуры КР, мастера сцены, ведущей солистки Национального театра оперы и балета имени А. Малдыбаева, в артистическом арсенале которой сегодня свыше 20 заглавных сценических партий, всегда присутствует душа, хотя балерина и прячет свою чувствительную пластику в плотную привычную ткань балетной классики. По признанию артистки, ей импонируют трагические роли, но она охотно берется за исполнение партий иного плана, вдохновенно воплощая героинь из произведений национальной, русской и мировой хореографии.

Недавно ее весомый и плодотворный вклад в развитие отечественного театрального искусства был высоко оценен Президентом страны, который наградил талантливую звезду отечественного балета Почетной грамотой. Это, на наш взгляд, заслуженная и достойная награда замечательной балерине Зарине Мухаметшиной за ее преданное и высокое служение национальной балетной сцене и родному Кыргызстану.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

"СК"

Издательский дом «Слово Кыргызстана»

Добавить комментарий