Народная педагогика и здоровый образ жизни

Этнопедагогика строится на традициях, так как без них нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания — духовности, без духовности — личности. Личности нужны каждому народу, нужны символы народа, о народе судят не по низам, а по вершинам, говорил академик Г. Волков.

У нас в Кыргызстане на уроках русского и кыргызского языков и литературы, истории Кыргызстана, адеп сабагы и этике применяются элементы народной педагогики. Проводятся экскурсии по этническим местам: Бурана, Сулайман Тоо, Таш-Рабат, Арсланбоб, Арашан, Чолпон-Ата, кумбез Манаса и т. д. Применяются элементы народных кыргызских игр на уроках физкультуры: ак чолмок, ат чабыш, жорго салыш, кыз куумай, улак тартыш. Тот же обряд «Суннот» направлен на профилактику заболеваний мочеполовой системы. Музыкальные программы «Сармерден», «Ыр Кесе» становятся не просто очень популярными среди населения. Они прививают доброжелательность, коммуникабельность, развивают творческие способности.

В школах, как видим, опыт народной педагогики используется. Но, как отметили учителя, отсутствуют учебно-тематические программы, раздаточный материал и пособия по применению элементов этнопедагогики, что затрудняет проведение внеклассных мероприятий. Для улучшения необходимо ввести часы и подготовить педагогов-этнографов.

Мною проведен анкетный опрос учителей старших классов бишкекских школ № 9, 58, а также учащихся 9-х классов учебно-образовательного комплекса «Кут-Билим» в селе Байтик.

В школе «Кут-Билим» опрошено 36 учеников. Общее понятие о здоровье у учащихся имеется. Практически все ответили, что здоровье — самое главное для человека, что нужно питаться качественной пищей и заниматься спортом, а также соблюдать режим дня. Все учащиеся считают, что народная педагогика — это традиции всех народов, которые передаются из поколения в поколение. Почти 90% из них ответили, что предметы ЗОЖ и народная педагогика до 9-го класса не проводились. Информацию они получают из Интернета, СМИ, от друзей, родителей или от бабушек, дедушек. Все анкетируемые единодушны: эти уроки должны вести этнографы и медики.

После опроса я провела урок в 9А и 9Б для закрепления материала. Классы представили две команды: «Здоровье» и «Этнос». Их участники задавали друг другу вопросы по теме. Например: как уберечь здоровье от вредных привычек, как питаться, что такое гигиена? Ребята из «Этноса» отвечали, что такое этнос, как они понимают народную педагогику, для чего нужны традиции, кем они придуманы, какую роль играют в нашей жизни, необходимы ли они в ХХI веке.

Урок проходил в игровой форме. Отвечали школьники интересно. Были смешные, с юмором ответы. Во время игры разрешалось пользоваться толковым словарем. Обе команды ответили правильно. Команда «Здоровье» получила 10, а «Этнос» — 8 баллов. В качестве приза за первое место — Толковый словарь по русскому и кыргызскому языкам.

Задача школы — обеспечить воспитание и образование подрастающего поколения с учетом этнических традиций, которые складывались веками у кыргызского народа. Значит, необходимо подготовить проект руководства по данной теме для школ, разработать и внедрить учебно-тематические пособия по теме с 1-го по 11 класс; утвердить экспериментальный учебно-тематический план для классных руководителей в 6-11-х классах.

Дамира ЖУМАБАЕВА.

"СК"

Издательский дом «Слово Кыргызстана»

Добавить комментарий