Авиакатастрофа как проверка на прочность

Крушение «Боинга-747», принадлежавшего авиакомпании ACT Airlines и арендованного АО «Турецкие авиалинии» для выполнения карго-рейса, произошедшее ранним утром 16 января близ аэропорта «Манас», стало своеобразной проверкой на прочность и для людей, и для страны.

ВСЕХ ПОТЕРПЕВШИХ ПРИЮТИЛИ

Как известно из официальных источников, самолет рухнул на поселение Дача-Суу Сокулукского района Чуйской области. Погибли 4 члена экипажа и 34 жителя этого населенного пункта. Все тела опознаны, некоторые уже преданы земле. Разрушено, по разным сведениям, от 15 до 30 жилых строений, причем 15 — полностью, остальные имеют серьезные повреждения. Как утверждают сотрудники МЧС, всех погибших из-под завалов извлекли.

Для пострадавших, потерявших жилье, зарезервированы места в гостинице «Семетей», однако сначала руководство заявило, что ни один номер не занят — якобы людей приютили родственники. Однако уже через сутки пресс-служба МЧС сообщила, что услугами гостиницы воспользовались 20 пострадавших: 9 взрослых и 11 детей. По свидетельству МЧС, люди обеспечены всем необходимым, в том числе и горячим питанием. Им доставлены продукты, средства гигиены, а также сладости для ребятишек, испытавших настоящий шок. Сотрудники гостиницы намерены резервировать номера до тех пор, пока будет хотя бы малейшая надобность.

На страшную беду земляков сразу же откликнулись волонтерские группы и государственные учреждения, открывшие пункты приема гуманитарной помощи. На специальном счете МЧС уже собрано более 5,7 млн. сомов, и деньги продолжают поступать. Только бишкекчане собрали более 9 тонн гуманитарной помощи, кроме того, через эти пункты поступило свыше 100 тысяч сомов, которые переведены на счета, открытые МЧС специально для пострадавших в этой авиакатастрофе.

На следующий день место крушения «Боинга» посетил епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил, возложил цветы в память о погибших соотечественниках. По возвращении в Свято-Воскресенский собор он совершил литию по погибшим.

«В этой внезапной и страшной катастрофе погибли люди — молодые семьи с детьми. Очень много детишек. Со вчерашнего вечера я получаю звонки из России с соболезнованиями. 16 декабря в Москве отпевали погибших в авиакатастрофе под Сочи, и вот такое печальное известие из Кыргызстана. Но на все промысел Божий. Эта страшная трагедия — напоминание нам о том, что чужого горя нет, что Господь каждого из нас может призвать к себе в любой момент и мы должны быть готовы», — сказал он после службы прихожанам.

По свидетельству Министерства иностранных дел страны, как только трагическая новость прошла по средствам массовой информации мира, в посольства Кыргызстана за рубежом начали поступать телеграммы с соболезнованиями от руководства дружественных нам стран. Во всех загранучреждениях Кыргызстана открыты специальные книги, в которых люди записывают слова сочувствия и солидарности с нами в эти трудные дни. Социальные сети полны слов поддержки от соотечественников, выехавших по различным причинам за рубеж. Трагедия объединила всех!

 

СОБСТВЕННАЯ БОЖЕНА…

Однако не всех сограждан катастрофа поразила в самое сердце: нашлась некая Таттыгуль Дооталиева — аспирантка Кыргызской государственной медицинской академии, которая на Facebook высказалась весьма цинично о погибших земляках.

Пост этой особы вызвал резонанс не только среди пользователей соцсетей, но и представителей силовых структур. После этого руководство КГМА экстренно сообщило, что циничная особа уволена из вуза. Правда, в Интернете прошла информация, что карающая мера последовала после резкой критики парламентариев на то, что изначально в ректорате ограничились лишь беседой с Дооталиевой. И лишь внимание к ее персоне милиции, ГКНБ и угроза возбуждения уголовного дела вынудили руководство КГМА распрощаться с девицей.

Социальные сети буквально взорвались после аморальных высказываний бывшей аспирантки, которую тут же сравнили с печально известной Боженой Рынска, написавшей в соцсетях столь же цинично по поводу недавней авиакатастрофы над Черным морем и погибших в ней людей.

«Народ, я предлагаю наказать и лишить гражданства КР эту самодовольную особу, а именно Таттыгуль Дооталиеву. У нас такая трагедия, всеобщая скорбь по погибшим, а эта <…> пишет такое. Давайте сделаем, как она написала, естественный отбор от таких <…>, как она», — предложила некая Dana Yan.

Адвокат юридической компании «Прецедент» Замир Жоошев также подготовил обращение в Госкомитет нацбезопасности по этому поводу, о чем сообщил на своей странице.

Между тем ГКНБ изучил высказывание Дооталиевой и вынес ей официальное предостережение по поводу аморальных постов в соцсетях о погибших в результате авиакатастрофы. При этом подчеркивается, что «проверка ее публикаций в Facebook выявила элементы призывов к возбуждению межрегиональной и межнациональной вражды». Сейчас по данному факту продолжаются необходимые экспертизы.

 

ВЕРСИИ

Предварительная версия авиакатастрофы — ошибка пилота. По мнению экспертов, экипаж принял решение совершить посадку для дозаправки в Бишкеке (осуществлялся рейс из Гонконга в Стамбул) в условиях достаточной видимости и в полном соответствии с ILS 2. Однако, похоже, что в какой-то момент капитан судна решил пойти на второй круг. Но после прохождения ближнего маяка привода лайнер пролетел над полосой и не ушел на повторный круг. Возможно, пилот ошибся с навигационными приборами и начал снижение намного позже необходимого. Иначе трудно объяснить падение лайнера на жилые строения, находящиеся буквально в 900 метрах от полосы.

Версию о террористическом акте предложил не рассматривать экс-министр нацбезопасности КР, известный политик Феликс Кулов, считающий, что пока ничто не говорит в ее пользу.

Политик уверен, что грузовые самолеты редко становятся объектами террористов. Да и будь это теракт, ЧП произошло бы в воздухе или непосредственно в каком-нибудь из аэропортов: «Тут другой вопрос. Я не хочу никого ни в чем обвинять, но странно, что при таких погодных условиях — а был сильный туман — экипаж все же решил идти на посадку. И почему ему ее разрешили. В этом надо разбираться», — считает бывший силовик.

Между тем версия о тумане как причине катастрофы тоже рассматривалась. Но ее отмели почти сразу, так как приборы якобы показывали условия достаточной видимости, причем в начале посадки она составляла 400 метров, в середине — 380, а в конце — опять 400 метров. Профессиональные пилоты утверждают, что в таких условиях осуществить маневр не составляет особого труда.

Подчеркиваем, все эти версии не являются официальными, а всего лишь предположения экспертов и лиц, занимавшихся изучением ситуации на месте катастрофы.

 

ВИНОВАТЫ… ПОЖАРНЫЕ

Такую несколько абсурдную версию причин гибели людей на месте крушения турецкого лайнера выдвинул депутат Жогорку Кенеша от фракции «Онугуу — Прогресс» Алтынбек Жунус уулу на заседании парламентского Комитета по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству.

«Люди скончались не от того, что упал самолет или их придавило обломками, а от ожогов. Если вы посмотрите первые минуты после крушения, то увидите, что там все в огне. По некоторым данным, пожарные расчеты прибыли спустя 40 минут», — заявил он заместителю главы МЧС, упрекая пожарных в медлительности.

Представитель МЧС возразил, мол, пожарные расчеты прибыли к месту крушения в течение получаса.

Заявление незадачливого парламентария, попытавшегося с ходу найти крайних в этой страшной трагедии, вызвало широкий резонанс в обществе и взорвало социальные сети. Например, военный омбудсмен Анвар Сартаев назвал подобные скоропалительные заявления парламентариев по меньшей мере несвоевременными: «Сейчас у народа горе. Позже начнется разбор полетов и можно упрекать те или иные службы в недостаточной организованности. Однако что касается пожарных, то их можно винить в последнюю очередь. Ведь пожарные, спасатели являются представителями самых незащищенных профессий. Им на питание выделяется всего 20% от положенного по закону. В России, например, пожарные получают в два раза больше. А депутаты, прежде чем критиковать простых сотрудников, обязаны обеспечить им нормальные условия труда и оплаты. Даже в тех случаях, когда пожарные расчеты опаздывают к месту, это происходит не по вине обычных спасателей. В ведомстве имеются большие проблемы с ГСМ, устаревшей техникой и прочим. Они приезжают так быстро, как могут. Депутаты, за деньги купившие мандаты, должны об этом помнить», — резко высказался он.

«Что, депутат пожарным работал? Прежде чем говорить, надо знать, о чем говоришь. При сегодняшних пробках от центра до места катастрофы (50-60 км) даже легковые машины с соблюдением скоростного режима могут доехать до аэропорта «Манас» только за 30-40 минут, а пожарные доехали за 25-30 минут! Другой вопрос: пожарная служба не имеет современных автомашин и не оснащена средствами тушения пожаров, скажем, в высотных зданиях, не может локализовать возгорания в горных местностях и при пожарах лесов, нет противопожарных рукавов, не строится система водозабора — гидранты, социальная защита никуда не годится, спецтехника, огнеупорная одежда, кислородно-ранцевое оборудование отсутствует. МЧС просто ссылается, что нет денег, что парламент при анализе бюджета страны это не учитывает. Наши пожарные, милиция как пасынки. Они нужны, когда что-то не так и что-то надо прикрыть! Там служат мужественные мужики, и их надо уважать!» — написал в соцсети пользователь под ником Адам.

 

ПРОБЛЕМА НЕЗАКОННОЙ ЗАСТРОЙКИ

Трагедия, случившаяся в селе Дача-Суу, дала повод парламентариям вернуться к давнишней теме незаконной застройки территорий вокруг аэропортов. Более того, депутат ЖК от фракции «Кыргызстан» Жыргалбек Калмаматов заявил, что вопрос уже внесен в повестку дня ближайшего заседания.

Представитель Госагентства по архитектуре, строительству и ЖКХ Бактыбек Абдиев уже заявил агентству Tazabek, что индивидуальное жилое строительство в зоне аэропорта «Манас», в частности в месте крушения «Боинга», никогда не разрешалось. «Схема застройки садоводческого товарищества была разработана в 1986 году. Земельные участки предполагалось предоставить дачному кооперативу аэропорта. На этой территории планировалось более 400 участков, но строительство индивидуальных жилых домов было категорически запрещено, так как эта территория входила в охранную зону взлетно-посадочной полосы», — утверждает он.

Заместитель акима Сокулукской райгосадминистрации Абас Усенов тоже утверждает, что изначально участки в селе Дача-Суу для постоянного проживания не предназначались. «В 1980-х годах организовано садоводческое товарищество и под дачи выделено 420 участков земли. На сегодняшний день застроено 315 участков. В 265 проживают люди», — сообщил он и добавил, что охранная зона вокруг аэропорта составляет 3 км и управление архитектуры Сокулукского района документов на строительство жилых домов людям, проживающим сейчас на ней, не выдавало.

Пользователи соцсетей напомнили также, что такая картина наблюдается не только вокруг «Манаса». Например, в Оше уже не раз при посадке фиксировали выезд самолетов за пределы полосы, к счастью, пока обходилось без жертв.

А журналист Григорий Михайлов опубликовал в Facebook информацию о том, что в Оше и Джалал-Абаде жилые дома расположены еще ближе к взлетной полосе, чем возле Дача-Суу: «Аэропорт Оша до жилых зданий — 635 метров, что на 250 метров ближе, чем в «Манасе». Аэропорт в Джалал-Абаде — до ближайшего жилого здания менее 150 метров! Трагедия, подобная сегодняшней, может повториться и там», — пишет он.

Правда, практически сразу же появился комментарий заведующего отделом регионального развития при Ошской областной администрации Раимберди Монокбаева, который сообщает, что жилая зона находится в 10 км от аэропорта в Оше и безопасности ничто не угрожает. «Возле аэропорта нет жилых или иных строений, кроме поселка для обслуживающего персонала. Там разрешается лишь расширение самого воздушного порта», — утверждает он.

Один из пользователей Сети Esen Kozubaevich подчеркнул, что Джалал-Абадский аэропорт находится практически в центре города и вокруг него уже давно выросли жилые кварталы. Мало того, активно застраивается промзона вокруг нефтеперерабатывающего завода, невзирая на санитарную зону. «И это вина прежде всего городских кенешей, созыва эдак 2008 года, и администрации. Уверен, нужно наказать каждого депутата, который голосовал за перепрофилирование данных земель и исполнительную власть. Тем более заинтересованных предпринимателей. Пусть даже прошло с десяток лет после принятия ошибочных и противозаконных решений», — призвал он.

«Агентство гражданской авиации с прошлого года трубит о незаконных застройках и заселении охранных полос аэропортов. Мы планировали и проведем обсуждение с привлечением всех сторон по таким разрешениям. По-любому надо решать этот вопрос, регулировать. Люди всегда недооценивают риски», — заявила представитель Агентства гражданской авиации Асель Арстанбекова.

Ситуация понятна. Риски очевидны. Но что делать с людьми, которые на сегодняшний день не имеют иного жилья, кроме того, что расположено в охранной зоне аэропортов? Вопрос, который до сих пор все службы, так или иначе связанные с вопросом безопасности этих территорий, замалчивали. Теперь, когда случилась трагедия, проблема встала во весь рост. Но вопрос: как ее решать? — остается по-прежнему открытым.

«Это был дачный поселок, чтобы картошку, помидоры сажать — нормальная советская практика. Потом пошла внутренняя миграция, и сейчас там люди живут без прописки. Они давно просят этому дачному поселению предоставить статус села, но этого до сих пор нет. Самолет в любое время мог бы упасть! Но выгнать людей оттуда сейчас нельзя — это их частная собственность», — считает первый заместитель полномочного представителя правительства в Чуйской области Орозбек Султаналиев.

Противником насильственного переселения людей, проживающих вблизи «Манаса», выступил и политик Феликс Кулов. «Во-первых, это просто невозможно. Куда? Раньше, в советское время, там располагались просто дачи, люди там особо и не жили. Сейчас же от безысходности стараются поселиться поближе к столице. С этим пока ничего не поделаешь», — посетовал он.

Татьяна ПОПОВА.






Добавить комментарий