Где деньги, Минфин? Финансирование делегированных полномочий

В настоящее время местное самоуправление считается обязательным атрибутом любого цивилизованного и правового государства. Наличие либо отсутствие в государстве этого института позволяет судить о его демократическом или недемократическом характере. Местное самоуправление выступает одним из основных институтов гражданского общества, который позволяет населению на низовом уровне принимать участие в управлении делами государства, самостоятельно решать отдельные вопросы местного значения.

— На протяжении последних лет принимаются активные меры к повышению эффективности политики, проводимой государством в отношении местного самоуправления, в том числе посредством совершенствования территориальной организации МСУ, оптимизации разграничения полномочий, материальных и финансовых ресурсов между различными уровнями публичной власти, — говорит экс-руководитель Госагентства по местному самоуправлению и межэтническим отношениям Накен Касиев. — Несмотря на масштабы проделанной работы, процесс разграничения и уточнения полномочий между публичной властью, в том числе и на муниципальном уровне между районами и органами местного самоуправления, в настоящее время нельзя считать завершенным. Кроме того, не решена задача достижения соответствия между финансовыми потребностями муниципалитетов в решении вопросов местного значения и предоставленными ими доходными источниками. И это главное.

Где деньги, Минфин? Финансирование делегированных полномочийВ современных условиях большинство органов местного самоуправления, к сожалению, объединяют типичные проблемы: низкий уровень собственных доходов местных бюджетов, нехватка квалифицированных кадров для осуществления муниципального управления, слабо развитая материально-техническая база, а также отсутствие четких стратегических целей и приоритетов в социально-экономическом развитии соответствующих территорий.

Существует важный тезис: вопросы достижения устойчивых темпов роста национальной экономики, проведения ее модернизации, оказания адресной социальной поддержки гражданам не могут быть решены без активного участия государственных органов, и особенно муниципальных образований. Органы местного самоуправления должны иметь больше возможностей влиять на формирование инвестиционного климата и решение социально-экономических вопросов на соответствующих территориях. Но для этого им требуются необходимые и достаточные публично-властные полномочия в соответствующих сферах общественных отношений, а также стабильная и достаточная финансовая база для их реализации.

В то же время противопоставление институтов власти государственного и местного самоуправления противоречит природе публичной власти, органы каждой из которых получают полномочия от населения, выражают его интересы, обладают собственной компетенцией, установленной в законодательном порядке.

В случае устранения местных органов управления из системы публичной власти станет невозможным эффективное проведение государственной политики реализации социально-экономических, экологических и других программ.

Где деньги, Минфин? Финансирование делегированных полномочийС другой стороны, принцип полной независимости органов местного самоуправления может губительно подействовать на значительную часть муниципальных объединений, так как большинство из них по объективным причинам — прежде всего из-за нехватки средств в местных бюджетах, отсутствия должного количества квалифицированных административных кадров, персонала и т. д. — будут не в состоянии не только осуществлять переданные им отдельные государственные полномочия, но и решать ряд вопросов местного значения.

Это означает, что реформы местного самоуправления, включая административно-территориальные изменения, должны быть взаимосвязаны, и наша задача — найти разумный баланс между организационной самостоятельностью органов местного самоуправления и эффективной государственной политикой на всех уровнях власти.

В Кыргызстане в 2012 году принята концепция административно-территориальной реформы, разработан и утвержден план мероприятий по ее реализации, создан координационный совет для воплощения задуманного в жизнь. В концепции заложено много хороших идей: реформа направлена на усиление нижнего звена государственной системы и местного самоуправления. Целью разработки и реализации административно-территориальной реформы является создание эффективной системы государственного и муниципального управления, направленной на усиление потенциала регионов и повышение благосостояния населения, проживающего в них.

Где деньги, Минфин? Финансирование делегированных полномочийС марта 2013 года, то есть практически со дня образования, рабочим органом координационного совета стало Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэнических отношений при правительстве.

В соответствии с концепцией проведена административная реформа. Ликвидирован институт губернаторства вместе с его администрацией, упразднены районные кенеши, внесены соответствующие изменения и дополнения в законы «О местном самоуправлении», «О местной государственной администрации», «О статусе депутатов местных кенешей», «О выборах депутатов местных кенешей» и другие нормативные правовые акты, созданы новые институты полномочного представителя правительства Кыргызской Республики в областях, совместное заседание местных кенешей, исключено понятие «местная государственная администрация области» и такие административно-территориальные единицы, как поселки городского типа. Из 19 поселков 6 преобразованы в города, а 13 — в села.

В целях финансовой децентрализации внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс Кыргызской Республики, предусматривающие передачу функций администрирования местных налогов органам МСУ.

Что касается территориальной реформы, то с учетом политической и социально-экономической ситуации разработаны и внесены на рассмотрение правительства дополнения и изменения в Закон «Об административно-территориальном устройстве Кыргызской Республики» в части определения порядка подготовки и рассмотрения предложений об образовании, преобразовании и упразднении административно-территориальных единиц и населенных пунктов.

В областях образованы рабочие группы для выработки предложений об укрупнении административно-территориальных единиц на основе детального обоснования и экономических расчетов. Предварительно определены айыльные аймаки, предлагаемые для укрупнения.

Но жители аймаков не спешат объединяться, и насильно укрупниться их заставить никто не вправе. Это длительная и сложная работа, требующая усилий всего общества. К сожалению, еще не все кыргызстанцы готовы к подобным преобразованиям, поскольку местечковые порядки, обычаи еще крепки в обществе, и поэтому поспешные и непродуманные решения могут привести к значительным экономическим и социальным потерям. Я предложил включить в работу для подготовки предложений по укрупнению территорий айыльных аймаков специалистов Национального института стратегических исследований с тем, чтобы процесс был детально обоснован и экономически рассчитан.

Административно-территориальную реформу предлагалось начать с айыльных аймаков, которые добровольно хотят объединиться, пилотный проект запустить в Иссык-Кульской области.

О другой проблеме МСУ. Одно из направлений реформ местного самоуправления — достижение оказания на местах качественных государственных и муниципальных услуг населению, то есть выполнение органами местного самоуправления главного предназначения — обеспечения развития социальной инфраструктуры, а не осуществления власти над ней.

Здесь важно, чтобы органы государственной власти, которые делегируют отдельные государственные полномочия звену нижнего уровня управления, гармонизировали ведомственные нормативно-правовые документы в вопросах предоставления государственных услуг. К сожалению, пока этого мы не достигли.

Отмечу, что у нас в республике в 46 муниципалитетах созданы и работают центры пре-доставления услуг по принципу «единого окна». Здесь не лишним будет отметить роль программы «Демократическое управление» ПРООН, при поддержке которой созданы 30 пилотных центров. Взяв за основу положительный опыт этих предприятий, мы провели три региональных семинара для глав айыл окмоту, и уже после этого созданы еще 16 таких центров.

Уже утвержден правительством базовый реестр муниципальных услуг.

Всем известно, что решение возложенных на местное самоуправление социальных задач, связанных с удовлетворением основных жизненно важных потребностей населения, требует определенных финансов.

В Кыргызстане законодательно закреплены полномочия и функции органов местного самоуправления в финансово-экономической деятельности. Органы МСУ имеют законное право взять на себя всю полноту ответственности за проведение экономических реформ в регионе — разрабатывать соответствующие проекты, привлекать инвестиции, открывать предприятия, создавая новые рабочие места.

Вместе с тем взаимодействие органов МСУ с государственными органами в бюджетных процессах остается неэффективным, а уровень вовлеченности граждан в эти вопросы — низким. И как результат — у нас в республике только 16% айыл окмоту являются самодостаточными и не сидят на шее государства.

Наша задача состоит в том, чтобы ориентировать органы местного самоуправления на развитие и уменьшение дотационных территорий. Усилия фокусируем не только на перераспределении общегосударственных ресурсов, но и на поиске, наращивании и эффективном использовании имеющихся внутренних резервов, сокращении необоснованных трат.

Существуют проблемы и во взаимодействии представительных и исполнительных органов местного самоуправления, они-то и мешают повышению эффективности работы МСУ в решении вопросов социально-экономического развития своих территорий, как и отсутствие взаимосвязи депутатского корпуса с избирателями, населением муниципалитета. Не секрет, что на деле многие представительные органы заняты одним: стараются выполнить интересы своих избирателей, отчитаться перед ними. Нередко роль местных депутатов сводится к роли регистраторов готовых проектов решений сверху. В основе такой ситуации — целый комплекс причин правового, организационного, финансового, кадрового, исторического, культурно-психологического характера. Проблемы повышения эффективности работы представительных органов местного самоуправления находятся в неразрывной связи с эффективностью всей системы органов местного самоуправления в целом. Недостатки в работе представительных органов могут свести на нет все успехи в деятельности исполнительных органов. И наоборот. Поэтому эффективность местного самоуправления напрямую зависит от взаимодействия, взаимопонимания и слаженности различных по полномочиям органов самоуправления.

Еще одна немаловажная проблема развития местного самоуправления — множество отраслевых законов. Экспертный анализ показал, что органы управления на местах имеют очень много обязательств перед государством, в ряде случаев дублируя полномочия органов государственной и местной властей. На практике мы с этим столкнулись, когда в соответствии с Законом «О порядке делегирования отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления» начали передавать бюджетные средства, предусмотренные на исполнение делегированных государственных полномочий. Какое сильное сопротивление отдельных министерств мы тогда ощутили! В результате удалось получить согласие на передачу финансовых средств для выполнения делегированных государственных полномочий только от четырех министерств.

И сегодня в национальных законах и постановлениях имеются явные противоречия принятым поправкам в Конституцию. В этой связи одним из ключевых обязательных условий политики децентрализации в разграничении функций и полномочий между органами местного самоуправления и государственными институтами должна стать оценка отраслевых законов, касающихся децентрализованных функций. Эта работа тоже требует определенных средств, а лишних денег в казне нет.

Галина ЛУНЕВА.

Фото Нины ГОРШКОВОЙ.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий