Main Menu

Проект нового Налогового кодекса. Обсуждаем «финансовую конституцию» для бизнесменов

Проект нового Налогового кодекса. Обсуждаем "финансовую конституцию" для бизнесменов
ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

О новом варианте НК министр экономики А. Кожошев сообщил еще в декабре прошлого года на встрече с предпринимателями. Наша газета подробно об этом писала («Как поддержать экспортеров?» «СК» за 20 декабря 2016 года). Руководитель экономического ведомства, кстати, признанный лучшим министром, просил деловых людей не сидеть сложа руки, а активно участвовать в обсуждении новых правил выплаты налогов, вносить свои предложения. Однако бизнесмены, как и раньше, продемонстрировали свои узковедомственные интересы и то, что между ними нет сплоченности, а лишь конкуренция. В прессе появилась недостоверная информация о повышении налога на землю аж в 100 раз, что не соответствует действительности.

Поэтому 20 января 2017 года состоялась повторная встреча Арзыбека Кожошева с представителями ведущих бизнес-ассоциаций страны, а также общественного совета, действующего при Министерстве экономики.

Проект нового Налогового кодекса. Обсуждаем "финансовую конституцию" для бизнесменовДискутировали о проведении обязательных процедур в новой редакции Налогового кодекса, однако ряд бизнесменов засомневались, внесут ли чиновники их предложения в главный финансовый документ страны? Успеют ли? Ведь ситуация стремительно меняется, правительство обещало поддерживать, а не душить огромными налогами смекалистых кыргызстанцев, на которых и возлагается вся надежда на подъем отечественной экономики. На встрече деловые люди единогласно потребовали на широкой и многосторонней основе подойти к вопросу анализа регулятивного воздействия (АРВ) данного законопроекта.

Предприниматели предложили создать рабочую группу по подготовке АРВ из числа ответственных сотрудников Минэкономики, членов общественного совета, а также представителей Торгово-промышленной палаты, Ассоциации поставщиков, НАБА, ЖИА, Международного делового совета, Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг и также профсоюза ТРК «Дордой».

Эта группа совместно с экспертами станет работать над новой редакцией НК с учетом АРВ и проведенных финансово-экономических расчетов по обоснованию принятия данного документа.

Министр экономики пояснил корреспонденту «СК», что основная структура Налогового кодекса страны и базовые инструменты ее применения не претерпели принципиальных изменений.

Проект нового Налогового кодекса. Обсуждаем "финансовую конституцию" для бизнесменовНовшества преследуют одну цель: создание комфортной, благоприятной среды для предпринимательской и инвестиционной деятельности с устранением недочетов прежнего кодекса, определением точных и ясных правил налогообложения в рамках ЕАЭС. Арзыбек Кожошев напомнил распоряжение премьер-министра (август 2015 года), согласно которому образована межведомственная комиссия, она-то детально и подготовила условия взимания налогов в связи со вступлением Кыргызстана в Евразийский экономический союз, касающиеся операций по взаимной торговле с государствами — членами ЕАЭС и адаптации налогового законодательства Кыргызстана к современным экономическим условиям.

— Необходимость разработки и внесения системных изменений в действующую редакцию НК обусловлена следующими причинами: устранить выявленные противоречия, пробелы, которые при унификации НК государств — членов ЕАЭС приводили к разному пониманию норм Налогового кодекса должностными лицами и налогоплательщиками, что порождало многочисленные споры, — говорит заместитель министра экономики Баккельди Тюменбаев. — Ведь у всех государств союза разные экономики, что и привело к применению налогоплательщиками ранее не применяемых или редко применяемых экономических видов отношений, возникающих в рамках простого товарищества, доверительного управления, в том числе в отношениях с агентами, а также по операциям, осуществляемым в рамках договоров, заключаемых по исламским принципам финансирования, по операциям, осуществляемым с товарами, помещенными под различные таможенные процедуры, и т. д.

Отсутствие точных и ясных правил приносит дополнительные трудности бизнесменам, увеличивает их затраты и риски.

Вступление Кыргызстана в ЕАЭС вызвало необходимость гармонизации применяемых терминов, понятий и процедур администрирования, с одной стороны, с резидентами ЕАЭС, а с другой — потребовало стандартизации и унификации данных правил и процедур во взаимоотношениях с третьими странами. Разные правила налогообложения со странами ЕАЭС и третьими странами лишь усилили бремя законопослушного налогоплательщика.

Этот факт подтверждается следующим: в течение семи лет применения действующей редакции НК в него внесено свыше 700 изменений и дополнений. И если одна часть их расширяла права основных наших плательщиков, тех, кто систематически пополняет

республиканский бюджет (это коммерческие компании, производственные и сервисные предприятия), то другая носила несистемный, случайный характер, что постепенно привело к утрате такого важного качества для кодифицированного нормативного правового документа, как его цельность.

Для решения этих проблем, требующих уточнения, исключения неясностей и противоречий, выявленных в процессе практики правоприменения, члены межведомственной комиссии изменили и дополнили более чем 60% статей старого НК. Подготовлено свыше 70 новых вариантов редакций Налогового кодекса. При этом основная структура этого важного документа и базовые инструменты не претерпели принципиальных изменений, — подтвердил слова министра экономики Баккельди Тюменбаев.

— Учитывая требования статьи 17 Закона «О нормативных правовых актах» и в связи с тем, что количество вносимых в действующую редакцию изменений и дополнений составило более половины текста действующей редакции, предлагаемые изменения и дополнения оформлены законо-проектом в виде новой редакции НК, — подчеркнула руководитель Палаты налоговых консультантов Татьяна Ким.

Специалисты отметили, что налоговая реформа проводится в соответствии с Концепцией фискальной политики, принятой правительством на 2015-2020 годы. В связи с этим законопроекты, разработанные Минэкономики в рамках плана мероприятий, являющегося неотъемлемой частью указанной Концепции фискальной политики, и были имплементированы в данный проект новой редакции кодекса.

Сотрудники Минэкономразвития и члены общественного совета разъяснили: изменения носят системный характер, в связи с чем рождаются новые институты и механизмы взимания налогов на интегрированном пространстве.

Предлагается также усилить и повысить качество администрирования налогов, утверждены процедуры приостановления регистрации налогоплательщика, обеспечивающие требования обязательного применения контрольно-кассовых аппаратов, запрета на ведение деятельности в специальных налоговых режимах в случае неприменения ККМ, заложена законодательная основа для создания в Кыргызстане специализированного Налогового суда.

В проекте четко описан механизм начисления пени в случае превышения срока возврата переплаты (или суммы превышения НДС) по налогам из бюджета; запрещено введение новых специальных налоговых режимов, установлен порядок вступления в силу изменений в НК с 1 января следующего года, то есть через 12 месяцев после принятия нового Налогового кодекса; уточнены термины: «выручка», «безналичный расчет», «налоговая льгота», «освобождение от уплаты налогов», «необоснованная налоговая льгота» и т. д.

Для проведения внеплановых проверок теперь нужны будут веские основания.

— В результате предлагаемых изменений и дополнений в части исчисления, уплаты и представления отчетности по всем видам налогов правила приобрели однозначный характер, ликвидированы пробелы, содержащиеся в налоговом законодательстве ЕАЭС, уточняются правила налогообложения операций, связанных с завершением таможенных процедур в отношении товаров ЕАЭС, — проинформировала заместитель председателя Государственной налоговой службы Р. Айдаралиева. Специалист разъяснила особенности взимания земельного налога. Согласно концепции законопроекта, разделы «Налог на имущество» и «Земельный налог» технически объединены в один раздел, это привело к изменению формулы расчета и ставки для исчисления налоговой стоимости одного квадратного метра придомового, приусадебного и садово-огородного земельного участка.

К примеру, согласно действующей редакции Налогового кодекса, при площади придомового, приусадебного и садово-огородного земельного участка, скажем, в Бишкеке в 450 кв. метров хозяин обязан заплатить всего 675 сомов. Как видите, сумма в 100 раз не поднимается, это полнейшая чепуха.

От редакции. В течение нескольких лет перед вступлением республики в ЕАЭС «СК» информировала своих читателей о ходе реализации «дорожной карты». Никто не обещал, что вхождение нашей страны в ЕАЭС с ее небольшим потребительским рынком и своими особенностями будет легким и быстрым. Нам трудно, это следует признать. Но если бы Кыргызстан не вошел в этот альянс, то мы сегодня оказались бы в гораздо худшем положении, убеждены эксперты.

Галина ЛУНЕВА.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Related News

Кредиты для сельчан

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintПроект «Финансирование сельского хозяйства» — это важный инструмент развития сельского хозяйства и реальной экономики вRead More

Удручающие результаты

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintПравительство продолжает подводить итоги прошлого года. На днях завершилась коллегия Министерства сельского хозяйства, пищевой промышленности иRead More

Добавить комментарий