Main Menu

Я из городища Ю

Я из городища Ю
ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Родился в небольшом селе Шоро-Башат, что расположено на стыке предгорий Тянь-Шаня и восточной части Ферганской долины. На русский язык название его переводится как солончаковые источники. О моей малой родине знают немногие, а ее богатую историю — и вовсе считанные люди.

А между тем археологическое обилие отчего края всесторонне изучено в советский период. Тогда же некоторые развалины архитектурных строений и грунтовой фортификационной ограды давно минувших времен в виде низеньких холмов — свидетели человеческой цивилизации «седовласой» древности — сровняли с землей с целью расширения пахотных площадей агропромышленного производства.

Мы, маленькие дети-непоседы Шоро-Башата шестидесятых годов прошлого столетия, поздней осенью или ранней весной часто бегали босиком по свежевспаханным полям. Нередко наталкивались на куски-осколки старинных фарфоровых, керамических, медных и прочих вещей, не подозревая о их подлинном происхождении. К счастью, потом нашлись энтузиасты из числа учителей местной школы, которые предложили ученикам собрать подобные «находки» и сдать их в фонд создаваемого ими музея. С тех пор экспонаты, чудом дошедшие до любознательных потомков, в виде домашней и хозяйственной утвари: кувшинов и сосудов, различного рода диковинных предметов или лишь разукрашенные бесхитростными узорами их фрагменты, выкопанные из-под почвы, чинно покоятся на стеллажах маленького помещения, под добросовестной опекой школьников-добровольцев.

К слову сказать, артефакты материальной культуры Даваньского городища Ю, по теперешнему Шоро-Башат, четвертого и первого веков до нашей эры находятся и в популярных среди посетителей историко-археологических музеях страны. Их изучению в разное время немало сил отдали многие «рудокопы» подземных кочевых акрополей и некрополей, прежде всего достойный продолжатель наполненной достопамятными открытиями научно-познавательной деятельности крупного российского ученого Александра Натановича Бернштама Юрий Александрович Заднепровский.

Именно он отождествил Шоро-Башатские руины, занимающие 70 гектаров территорий и расположенные на побережье реки Жазы, между городами Узгеном и Джалал-Абадом с городищем Ю (Ю-чен). Во время раскопок, 70 лет назад, членами экспедиции из нынешнего Санкт-Петербурга здесь найдены остатки домов-усадеб, относящиеся к концу второго тысячелетия. По утверждению исследователей, Шоро-Башатское городище окружено единым земляным валом, длина которого 3 километра и высота 6 метров. Состоит из четырех самостоятельных укрепленных частей: религиозного комплекса, убежища, цитадели и военного лагеря. Размер крепости-цитадели — примерно 250-300 метров, имеет трапециевидную форму.

Жители Ю вместе с многонациональными обитателями Даваньского государственного образования отражали набеги войск сопредельных, традиционно сильных держав, а также нападение армии Александра Македонского, не дав ей возможность продвинуться в глубь Тянь-Шаньских гор. Настоящее городище еще до установления Великого Шелкового пути стало одним из первоначальных узлов торговых связей Востока и Запада. Говорят, даваньцы в пик процветания экономики и мощи обменивались товарами не только с торговцами обширного азиатского региона, но и Рима и Южной Африки.

Недаром, думается, в эпосе «Манас» присутствуют следующие поэтические строфы, приписывающие главному персонажу роль искусного садовника: Тєрткїлдїн тємєн жагында, Тєрїмдїн тиккен багында. («Внизу от Тёрткуля, В саду, разбитом Владыкой»). Слово «тёрткуль», обозначающее в одном из случаев обломки оборонительных сооружений и крепостей, то и дело встречается в топонимике Кыргызстана, и не только его. Что характерно, в местах, окрещенных «Тёрткулями», обязательно имеются развалины старых-престарых поселений, как в Шоро-Башате. Предки издревле, не исключено, «тёрткулями» нарекали собственноручно возведенные в горах и степях остроги житья-бытья.

В китайских письменах, заслуживающих доверия, подчеркивается, что оседлое население Даваня «обрабатывает землю, рис и пщеницу выращивает…» В этой связи тотчас вспоминаются особые сорта риса, культивируемые у нас, в ограниченном лишь околотке, но во всем мире именуемые узгенскими.

Рисосеяние проникло в Фергану тоже в третьем и втором веках до нашей эры. По сей день сохранились дедовские методы его возделывания. К тому же рисовые плантации орошаются ледниковой водой, которая насыщена 88 элементами таблицы Менделеева. На качество конечного продукта благотворно влияют и чистый воздух, и неповторимые климатические условия местности.

Умудренные опытом рисоводы предпочитают очищать рис от кожуры в акжубазах, обычных водяных мельницах. Правда, сейчас широко применяются и их электрические аналоги. Все-таки, по общему мнению, отсутствие изощренной технологии разведения данной уникальной сельхозкультуры способствует сохранению ее первозданного вкусового свойства в кулинарии: плове, разнообразных рисовых супах и кашах. Мои земляки вдобавок умеют делать из риса прохладительно-целебный напиток — бозо. Доказано на практике, что отличное расположение духа старого и малого напрямую зависит от сущностной природы окружающей среды и питательности каждодневно употребляемой ими пищи.

Невозможно забыть притчу, рассказанную мне аксакалами-сказочниками о «минжашарах», уроженцах родного для меня с колыбели урочища. Тех, кто жил тысячи и тысячи лет до нас. Не забыть и тебя, благодатное селение Шоро-Башат, истинно исконное городище Ю или же Ю-чен!

Абибилла ПАЗЫЛОВ.

Ошская область.






Related News

Кадры истории

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Оше на центральной площади проходит фотовыставка, посвящённая истории МИДа Кыргызстана.

За воду должны отвечать все

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintПредставители ассоциаций водопользователей нескольких районов Ошской области сообщили, что потери при подаче поливной воды фермерамRead More

Добавить комментарий