К истории заговоров и предательств

История человечества полна самых чудовищных повествований о заговорах и предательствах. Они были во все времена и при любых общественных формациях. Быть может, даже в условиях первобытнообщинного строя, когда homo sapiens только начал ходить. Видимо, такова человеческая суть.
До нас дошли сведения только о тех из них, которые описаны летописцами и историками. Мы знаем множество историй о коварных заговорах в замках французских и испанских королей, о хитросплетениях придворных интриг в окружении восточных тиранов…

«И ты, Брут?»

Но, пожалуй, классическим примером заговора и предательства одновременно служит трагический финал жизни римского императора Юлия Цезаря, блестяще описанный Гай Светонием Транквиллом в «Жизнеописании двенадцати цезарей». А жил историк в 70-160 гг. н. э.

Как пишет Гай Светоний, господствует взгляд, что Юлий Цезарь злоупотребил своей властью и был убит заслуженно. Цезарь потерял «всякое чувство меры также и в выражениях, которые, по словам Тита Ампия, он высказывал совершенно открыто: «Республика — ничто, лишь пустое имя без плоти, без блеска». Император показал и «поразительное неприличие, проявленное им в неуважении к Сенату».

В результате заговора он был «пронзен двадцатью тремя ударами» и только при первом издал стон, но не произнес ни слова, хотя некоторые говорят, будто, видя устремившегося на него Марка Брута, он промолвил по-гречески: «И ты тоже, сын мой?»

Эти слова Юлия Цезаря стали крылатыми в обозначении заговорщиков и предателей для всех последующих эпох. «И ты, Брут?» — могли вопрошать сотни императоров, царей и властелинов всех времен и народов. Не исключение и кыргызская история. Средоточием всех знаний о кыргызах, достоинствах и недостатках, об их этнопсихологии, да и абсолютно всех сведениях о народе служит безусловно наш великий эпос «Манас». Творческий гений кыргызского народа создал произведение, которое достойно быть настольным пособием не только фольклористов, историков и этнографов, но и современных политологов и конфликтологов. А быть может, и футурологов. Тут есть ответы на вопрос: какие поступки можно ожидать от кыргыза — героического, великодушного, щедрого, а порой и завистливого, нетерпимого друг к другу…

Надо отдать должное американским специалистам по Кыргызстану: они, оказывается, досконально знают о родоплеменных отношениях кыргызов. Из какого рода-племени тот или иной государственный чиновник и депутат. Я бы посоветовал представителям всех спецслужб мира, интересующимся Кыргызстаном: читайте эпос «Манас» и узнаете все тайны кыргызской души. Разумеется, это касается в первую очередь и власть имущих в самом Кыргызстане — самопознание не помешает и нам.

История кыргызского коллаборационизма

Кыргызы выжили в упорной борьбе с захватническими устремлениями соседних племен и народов. Мы должны быть благодарны мужеству наших вождей, которые, вопреки проискам внутренних врагов, обеспечили эту выживаемость. Скольких усилий стоили великому Манасу сплочение народа, преодоление интриг среди самих кыргызов! Разве тот же Доскаман не готов был убить Манаса, дабы главенствовать самому? Разве он не предавал Манаса в угоду иноземным захватчикам?

Вообще, история кыргызского коллаборационизма заслуживает отдельного изучения. Немало родоначальников запятнали свои имена в пособничестве поработителям. И это надо признать. Все ради власти, ради удовлетворения личных амбиций. Заговоры и предательства в условиях отсутствия единства народа наносили огромный урон развитию нации, уносили жизни выдающихся ее вождей. Так, в результате интриг в XIX веке кокандскими властями в городе Аулие-Ата был повешен один из мудрейших лидеров народа Ажыбек датка. В исторической литературе есть сведения о сотрудничестве во вред интересам единого кыргызского народа племенного вождя Белека. Предательства при внутрикыргызских распрях отмечаются и в окружении всех биев и баатыров. Так, Ормон хана успешно предал Алибек. Много и других подобных примеров.

В советскую эпоху немало было тех, которые травили друг друга доносами и наветами. Возьмите, к примеру, известную групповщину 30-х годов, прозванную в народе кудайкуловщиной, противившуюся образованию самостоятельной Кыргызской Республики. И это были кыргызы. Из наших рядов. Поистине враги кыргызов сами кыргызы!

А что происходило в начале 50-х годов ХХ столетия? Борьба в среде кыргызских писателей закончилась «победой» одних и помещением в тюрьмы других. Таковы отечественные нравы.

А разве не предавали великого сына кыргызов Исхака Раззакова его же соратники и выдвиженцы? Почитайте материалы того драматичного пленума ЦК КП Киргизии. Упав на колени и обняв родную землю, Исхак вопрошал в глубокой скорби: «Родная земля, родные мои соотечественники, чем я провинился перед вами?!»

Подобная история повторилась и на пленуме ЦК, освободившем первого секретаря Турдакуна Усубалиева. Вот что пишет в воспоминаниях известный государственный деятель экс-министр транспорта и автодорог Кыдырма Орозалиев: «В нашей кыргызской действительности не обходилось и без интриг, кривотолков, жалоб в ЦК КПСС, а то и заговоров против первого секретаря. Да-да! Было и такое. Ряд местных руководящих работников Кыргызстана организовали именно заговор. Старшее поколение помнит об этом».

Речь идет о так называемом таласском заговоре, когда в конце 60-х годов прошлого века ряд крупных руководителей республики попытались снять первого секретаря ЦК КП Киргизии Т. Усубалиева. Название «таласский» произошло от того, что в него были вовлечены некоторые известные деятели, выходцы из одноименной долины. Заговор провалился благодаря предательству одного из его участников.

История на кыргызском олимпе власти снова повторилась. Вчерашние блюдолизы, брызгая слюной, принарядившиеся в тогу демократов, соревнуясь друг с другом — кто больше очернит уходящего с поста главу республики, не жалели слов «критики». В президиуме молча восседали представители московского десанта, авторы происходящего действия. Опять проклятый кыргызский коллаборационизм. А где же честь джигита, дух Манаса? Может, вранье все это?

Т. Усубалиев философски сравнил выступления своих «критиков» с поведением «кукушек, греющихся на солнце», прозвав их «кїн тийген жердин кїкїктєрї».

Теперь о «крысах» во власти

Для кого-то современные Бруты, а для кого-то просто «крысы» существовали и существуют при любых властях. Опять же не исключение и наша отечественная действительность. Скажите честно, кто не знает тех персон в кыргызской политической элите (и вообще, элита ли они), которые успешно предавали и А. Акаева, и К. Бакиева, а затем и Р. Отунбаеву, а ныне преуспеваючи влились в команду Президента А. Атамбаева. Кто даст гарантию, что завтра они не предадут и его? Нет такой гарантии. Их песенка как в том мультфильме: «Я от А. Акаева ушел, я от К. Бакиева ушел и от вас, Роза Исаковна, и подавно уйду!» Их кредо — выжить любым путем, пусть даже путем предательств. У них нет принципов. Им лишь бы сохраниться у кормила власти.

В связи с вышеизложенным уважаемым современным лидерам страны не грех задуматься над вопросом: все ли в их команде честны и благородны, кто из них завтра будет с ними?

Оппозиция — враги или друзья?

Как же она рождается, оппозиция? Надо признать, что в нее попадают люди вполне честные с наилучшими намерениями добиться развития страны. Но немало и тех, которые просто-напросто жаждут власти, лишившихся должностей, бывших и настоящих коррупционеров. Порой власти сами подталкивают отдельных деятелей в ряды оппозиции. Вряд ли возможен был «феномен А. Бекназарова», не провоцируй власти его в ряды чуть ли не отца кыргызских революций. Ходил бы рядовым следователем или судьей в каком-нибудь провинциальном районе.

Вот еще совсем свежий пример. Современные власти Кыргызстана в настоящее время, на мой взгляд, упорно работают над темой бывшего генпрокурора Аиды Саляновой. Весь административный ресурс как будто направлен на дискредитацию этого депутата фракции «Ата Мекен». Хотя, думаю, есть возможность рассматривать деятельность

А. Саляновой в отрыве от позиции оппозиционной фракции. Время покажет, насколько правы власти в своих действиях. Как бы не оказалось, что они сами формируют Жанну д’Арк новой кыргызской революции.

В народе сохранилась поговорка «Кыргыздын кыркы бириксе да ыркы бирикпейт» («Пусть даже объединятся и сорок кыргызов, и то не будет у них согласия»). Поговорка родилась неспроста — она выстрадана временем, многими поколениями. Наверняка пройдет немало лет, и изживем братоубийственную привычку соперничества, желание гадить себе подобному, предавать друг друга. Пора наконец создавать образ нового кыргыза, формировать психологию единства и сплоченности, чтобы способен он был выдержать текущие и грядущие вызовы.

Кемелбек КОЖОМКУЛОВ,

историк.






Добавить комментарий