Деловая повестка бизнеса

В столице прошел круглый стол на тему «Деловая повестка бизнеса».

В его формате руководители бизнес-ассоциаций представили видение приоритетов и вызовов для отечественного бизнеса в рамках Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызстана. Эта инициатива родилась в связи с тем, что в 2017 году истекает срок действия стратегии и осталось всего несколько месяцев для поиска страной приоритетов, планов и показателей развития. Бизнес-сообщество стоит перед поиском ответов на вопросы: в каком направлении развиваться экономике, что в связи с этим предпринять и с кем работать бизнес-среде? Она, как самая предприимчивая и активная часть общества, имеет потребность сформулировать свое видение данной проблемы, дабы обозначить перед государством ключевые направления дальнейшего развития республики.

Деловая повестка бизнесаАналитическим центром «БизЭксперт» с октября минувшего года в партнерстве с Советом по развитию бизнеса и инвестициям при правительстве и ведущими бизнес-ассоциациями КР, а также при экспертной поддержке компетентных специалистов в сфере государственного управления, инвестиционного климата и устойчивого развития была начата работа странового масштаба по формированию Деловой повестки малого и среднего отечественного бизнеса. В ее разработке наряду со столичными бизнес-ассоциациями приняли участие и объединения предпринимателей Иссык-Кульской, Нарынской, Джалал-Абадской и Ошской областей. Целью данной инициативы являются выдвижение стратегических приоритетов бизнес-сообществ на уровень национальной стратегии как неотъемлемой ее части и стимулирование отечественного бизнес-сообщества к проактивной позиции в отношении формирования делового климата в Кыргызстане.

Деловая повестка бизнесаУже в октябре 2016 года в Нарыне прошел круглый стол с широким участием ведущих бизнес-ассоциаций страны, на котором выявлены и обсуждены отраслевые приоритеты региона и ключевые направления развития предпринимательства в самой высокогорной области. Затем уже в Оше состоялся круглый стол с участием предпринимателей этой области. Его участники обозначили актуальные и серьезные проблемы своего региона, которые мешают эффективно реализовать предпринимательский потенциал области. В частности, заявлено о неготовности транспортной инфраструктуры сопровождать в регион инвестиционные потоки.

Особые нарекания были высказаны в адрес сотрудников аэропорта Оша, которые своим отношением к потенциальным инвесторам и пользователям услуг авиасервиса формируют негативную позицию у иностранцев, отбивая желание инвестировать в экономику области. Была также отмечена и другая проблема, которая заключается в отсутствии в КР межобластной торговли и изолированности региональных рынков от соседей. Участники диалога в Оше затронули и вопрос доступа предпринимателей к финансовым услугам, а также обсудили проблему выведения предприятий из «черного списка» банковских учреждений.

Деловая повестка бизнесаЧуть позже подобный диалог состоялся и в Джалал-Абаде. Среди актуальных проблем, требующих решения, его участники назвали неэффективное использование земель, занятых орехово-плодовыми насаждениями. Многие из них пользователями не эксплуатируются, а инициативные предприниматели к таким землям не допускаются. Не менее острой оказалась и проблема качества семян для посева сельхозкультур, а также удобрений для повышения плодородия почв. Фермеры обратили внимание на устаревшие технологии возделывания площадей, которые наносят непоправимый ущерб плодородию земель в области. Новые же технологии и удобрения для населения недоступны по причине их высокой стоимости, а еще и требования больших объемов воды.

Не менее серьезно стоит в области и вопрос администрирования социальных отчислений. Для вычисления средней заработной платы по области использован исключительно фонд заработной платы крупных предприятий, функционирующих в регионе. А фонд ее в малых предприятиях был почему-то проигнорирован. Подобный подход вынуждает малые компании платить соцотчисления по показателям крупных предприятий, что заведомо не выполнимо и создает необоснованную финансовую нагрузку на них.

Деловая повестка бизнесаПредприниматели во время круглого стола отметили и перспективность выращивания в области промышленного шиповника, для которого климатические условия региона наиболее благоприятны. Более того, для повышения конкурентоспособности местного производства, экономии средств для получения сертификатов НАСРР и выполнения иных требований было высказано предложение о необходимости кооперации фермеров и предпринимателей на местах.

Как показали прошедшие в регионах обсуждения, бизнес-сообщество считает возможность решения любых проблем через диалог, консультации и согласованность стратегического видения государства и частного сектора. Участники круглых столов выразили надежду, что принципы бизнес-ассоциаций, заложивших основу всему процессу, будут иметь долгосрочную перспективу и отвечать всем имеющимся ожиданиям. А каждое предложение, которое войдет в Деловую повестку бизнеса, будет являться отражением проблем, сформулированных бизнес-сообществом всех регионов страны.

Открывая круглый стол по обсуждению Деловой повестки бизнеса в Бишкеке, его модератор исполнительный директор аналитического центра «БизЭксперт» Улук Кыдырбаев акцентировал, что последние 15 лет бизнес в Кыргызстане практически топтался на месте. И здесь он видит проблемы в системном направлении. Если они не будут решены, то и еще через десять лет придется обсуждать то же самое. Другим важным аспектом торможения бизнеса является отсутствие знаний о том, как его вести. В этом плане разработка Деловой повестки малого и среднего бизнеса позволит КР выстроить и укрепить эффективный государственно-частный диалог с бизнес-сообществом, где государственные решения будут приниматься посредством согласования мнений всех заинтересованных сторон. Он выразил надежду, что Деловая повестка бизнеса станет популярным, полезным и практичным инструментом для модернизации и повышения эффективности экономики страны. Бизнес-среда на постоянной основе вносит вклад в становление в республике сильной конкурентной экономики и оказывает всемерную поддержку в выработке эффективных государственных решений, подчеркнул У. Кыдырбаев.

Деловая повестка бизнеса — форма государственно-частного партнерства, с этого определения начал выступление за круглым столом руководитель секретариата Совета по развитию бизнеса и инвестициям при правительстве КР Таалайбек Койчуманов. Он сообщил, что в этом году заканчивается Национальная стратегия устойчивого развития страны. В связи с этим бизнес-сообщество хочет выдвинуть свои предложения по современным подходам к взаимоотношениям власти и бизнеса. Эффективность и действенность стратегий развития, которых было немало написано за годы независимости, сводились в основном на нет из-за отсутствия двух основополагающих, на его взгляд, вещей.

Первое — стратегия готовилась сверху экспертами и затем спускалась для исполнения вниз предпринимателям. А потому разрыв между тем, как видится проблема теоретически (экспертами) и как она проявляется в реалиях, был масштабен и не восполнялся ресурсами, предусмотренными самой стратегией. Второе — система регулирования экономикой и процессы дерегулирования ею рассматривались не системно, то есть это были отдельные меры, принимаемые от случая к случаю, и по существу ключевых проблем бизнеса они не решали. На смену одним барьерам появлялись со временем новые, что приводило в итоге к многочисленным искажениям в экономике.

Деловая повестка, предлагаемая сегодня участникам круглого стола, акцентировал Т. Койчуманов, по сути, попытка решить наболевшие вопросы, а точнее, обозначить путь, по которому все — и бизнес, и власть — должны двигаться. Она составлялась на основе предложений предпринимателей и регионов, а затем обобщалась экспертами. В этом документе предложен новый подход к регуляторной реформе. Он обозначен как умный, то есть каждый шаг от разработки идеи до исполнения законопроекта, влияющего на предпринимательскую деятельность, обязан продумываться, согласовываться с исполнителями (бизнес-сообществом и предпринимателями).

Должно быть, как отметил глава секретариата, прописано общее направление всей регуляторной политики государства, а также должны предусматриваться обратная связь и возможность улучшать регуляторные решения. Деловая повестка включает в себя конкретные меры по различным отраслевым направлениям деятельности бизнеса, а также и управленческие решения, направленные на повышение эффективности в целом госуправления, касающегося экономики. Т. Койчуманов выразил надежду, что предложения, изложенные в Деловой повестке, после их обсуждения и дополнения за круглым столом будут учтены при разработке Стратегии экономического развития КР на будущие годы.

Выступивший затем заместитель министра экономики Эльдар Абакиров сообщил участникам важного разговора, что их ведомство будет поддерживать только экспорт. Он заметил, что сейчас идет обсуждение того, какой именно вид его будет поддержан, но лучшие субсидии и условия будут созданы и направлены на экспорт, поскольку внутреннее потребление в стране небольшое. В связи с этим республика может развиваться через компании, которые растут в международном масштабе. Поэтому их прежде всего надо поддерживать. В Минэкономики составлен реестр экспортно ориентированных компаний КР. Вначале их было порядка 1 000, но затем после более тщательного обсуждения их осталось около 300, из которых только 100 компаний являются переработчиками, сообщил замминистра.

Он также рассказал, что налажен тесный обмен информацией между Министерством экономики и бизнес-сообществом. «Так как их мало, мы хорошо знаем их проблемы. Сейчас обзваниваем компании и спрашиваем, есть ли у них система ХАС, которая является обязательной в рамках вступлений в силу техрегламентов Таможенного союза. Мы спрашиваем бизнес-структуры, есть ли у них в этом плане проблемы. Также между профильным ведомством и предпринимателями идет обмен информацией по лабораториям. Тут ситуация складывается двоякая. Кому-то проверки не нужны, а другие заявляют, что проходят сертификацию в соседнем Казахстане. Кроме этого, хотелось бы отметить, что у Минэкономики имеется несколько десятков инвестиционных проектов. Есть 20-30 проектов, проблемы которых мы знаем наизусть. В первую очередь их реализации мешает скрытая коррупция в правоохранительных органах. Местные предприниматели в силу менталитета с этим, похоже, смирились, однако для иностранных инвесторов это дико. Наверное, понадобится изменить постановление о проверке бизнеса», — подчеркнул замминистра.

Туристическая отрасль страны не раз была отмечена как приоритетная в ответственных докладах высоких государственных чиновников, но за время суверенитета на самом деле таковой не стала. Это за круглым столом заявил президент Ассоциации туризма Шелкового пути Владимир Комиссаров. По его мнению, проблем в туристической индустрии сегодня много. Среди жизненно важных аспектов он отметил государственную политику КР, малую известность страны в мировом сообществе и недоступность Кыргызстана. Два последних могут быть решены, когда государственная политика в корне поменяется.

Он акцентировал, что приоритетность туризма у всех на слуху, но более чем за 20 лет де факто важная отрасль таковой не стала, поскольку само по себе понятие «приоритетный» ни к чему не обязывает. Если она действительно приоритетная, то за нее надо нести юридическую ответственность. А то ведь как был бюджет туристической отрасли 8 млн. сомов, так и остался. На эти средства ничего существенного сделать нельзя. И еще, сегодня управление туриндустрией осуществляется двумя инструментами — Департаментом туризма при Министерстве культуры, информации и туризма и Межведомственной комиссией по туризму. У департамента функция координационная, а вот на деятельность Межведомственной комиссии возлагаются большие надежды. Однако за три года существования она так по-настоящему и не заработала. Оратор также сообщил, что Программа развития туризма до 2020 года написана и принята наспех. Уже минул год после ее принятия, но недостатки, которые имелись, до сих пор не устранены. Среди недоработок, также отмеченных В. Комиссаровым, — слабое взаимодействие государства с предпринимателями этой бизнес-сферы.

В Кыргызстане пересмотрены все нормативно-правовые акты в сфере предпринимательства, сообщил участникам диалога руководитель проекта “Системный анализ регулирования” Нурмамбет Токтоматов. Он рассказал, что проведен анализ и представлены рекомендации, способствующие развитию бизнеса и сокращению издержек предпринимателей. Эти меры позволят сократить затраты бизнеса примерно на один миллиард сомов. Такие нововведения также помогают устранить все существующие коллизии дублирования, при этом снижаются коррупционные риски и предлагаются более эффективные методы госрегулирования, отметил Н. Токтоматов. Он также рассказал, что вместе с нормативно-правовыми актами рассматривается и реализация политики анализа регулятивного воздействия.

Бизнесмены просят государство упростить процедуру получения разрешительных документов для ведения предпринимательской деятельности в промышленном секторе, заявил член Ассоциации молодых предпринимателей Мурат Ибраев. На его взгляд, надо либо упрощать систему, либо создавать промышленные зоны с готовыми коммуникациями. Он заметил, что имеется кадровая проблема в области технологии инженеров и т. д. Необходимо обучить специалистов за рубежом, поскольку при покупке оборудования предприниматели часто не знают, к кому обратиться. Надо понимать, какую технику лучше приобрести. Существует и проблема финансирования бизнеса. Как оказалось, на отечественном рынке есть конкурентоспособные компании, которые могли бы экспортировать продукцию. Имеется также и проблема, связанная с отсутствием информации о приоритетных направлениях в экспорте, подчеркнул М. Ибраев.

Участники круглого стола в Бишкеке выразили надежду, что обозначенные в Деловой повестке МСБ предложения будут учтены в новой редакции Национальной стратегии устойчивого развития и лягут в основу ее положений. Сегодня бизнес-среде Кыргызстана остро необходима консолидация усилий и ресурсов в запуске процесса фундаментальных изменений в создании условий для ведения бизнеса и институционализации рыночных инструментов регулирования деловой активности.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

"СК"

Издательский дом «Слово Кыргызстана»

Добавить комментарий