Main Menu

Самое главное — устойчивое развитие страны

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

В мире с меняющимися приоритетами и жизненными целями приходится значительно больше, чем прежде, заботиться об устойчивости утвердившихся в каждой стране общественных отношений. Особенно это стало очевидным для кыргызского общества после двух революций и новых проблем становления и развития рыночных отношений.

Важно отметить, что достигнутая Кыргызстаном к середине 1980-х годов степень индустриального развития обеспечивала необходимые условия для проведения реформ, позволяющих успешно решать такие позитивные задачи, как совершенствование правового государства и переход к социальному рыночному хозяйству. Однако надежда, что трансформация кыргызского общества означает замену одних общих социальных ориентиров другими, не оправдалась. Отсутствие соответствующей кыргызским реалиям программы комплексного развития и эффективной социальной политики привело к тому, что преобразования пришлось осуществлять методом проб и ошибок.

Основными факторами деустойчивости кыргызского общества после распада СССР явились: обнищание основной массы населения, несвоевременная выплата заработной платы, пенсий и социальных пособий, высокий уровень инфляции, рост безработицы, повышение уровня преступности, в том числе в теневой экономике, непродуманное проведение приватизации, неэффективная внутренняя политика, коммерциализация и падение качества услуг в сферах образования и здравоохранения.

Современный период трансформации отличается тем, что нынешняя новая власть предпринимает попытки вернуть потерянную в годы перестройки и либеральных реформ устойчивость. Стратегическая цель новой социальной политики Президента Алмазбека Атамбаева сегодня определяется как обеспечение перехода к устойчивому социальному развитию через взаимную ответственность государства и человека. Поэтому поддерживать порядок и устойчивость в обществе надо, опираясь на его существующие социальные группы.

Сложность понимания проблемы устойчивости заключается в разнообразии подходов к определению ее сущности и характеристик, изменчивости социальных процессов и общественных отношений, в развитии которых возникают противоречия и конфликты, в особенностях национально-культурной основы обществ, специфики понимания устойчивости. Для сохранения целостности и обеспечения устойчивого развития то или иное сообщество должно учитывать самые разнообразные факторы, проявлять гибкость в оценке содержания и специфики отношений к действительности. Это позволяет говорить о системе устойчивости общественных отношений, одним из факторов которой является социальная политика, заявившая в последнее время о себе как о механизме сохранения современного мира под лозунгами за социальную устойчивость и счастье людей.

Из этого следует, что обсуждаемая нами тема обусловлена такими обстоятельствами, как ускорение и глобализация социальных изменений, необходимость повышения эффективности принимаемых Президентом мер для возврата утраченной в годы реформ устойчивости, потребность определения той роли, которую должно сыграть государство в формировании конкретных путей устойчивого развития кыргызского общества.

Исследования проблемы устойчивости общественных отношений имеют долгую и богатую историю. К ней обращались философы древности, Средневековья, социологи-классики. На ранних этапах и Конфуций, и Платон, и Аристотель рассмотрение указанной проблемы связывали с самосохранением общества, с его устойчивостью, сбалансированностью и упорядоченностью общественных отношений на основе умеренности и среднего достатка, выступая против крайности богатства и бедности, во главе с мудрым правителем, руководствующимся справедливыми законами. Помимо этого, факторами, влияющими на устойчивость общества и государства, назывались также наличие среднего класса, защита прав и свобод граждан, воспитание чувства ответственности за судьбу страны.

В средние века понятие устойчивого развития общественных отношений связывалось с подчинением общества религиозным законам. Поиску наиболее эффективных средств и методов достижения устойчивости посвящались труды Макиавелли, который считал законодательство важным фактором поддержания единства и устойчивости общества. С созданием эффективной законодательной базы, отвечающей интересам большинства населения, связывали проблему устойчивости блестящие мыслители Европы Монтескье и Кант.

Весьма значимым этапом изучения проблемы устойчивости общества стал XIX век, так как бурное развитие капиталистических отношений привело к различного рода социальным потрясениям. Образ устойчивого развивающегося общества пронизывает эволюционизм Канта, диалектическую теорию Гегеля. Сбалансированность и гармония содержания деятельности социальных институтов и интересов людей, высокий уровень интеллектуального развития отдельных индивидов и общества в целом, необходимость динамического равновесия между производительными силами и производственными отношениями признавались исследователями основными факторами, способствующими устойчивому развитию общества. Данная проблема еще нашла отражение в работах западных исследователей Парсонса и Смелзера.

Устойчивое состояние рассматривалось и рассматривается многими теоретиками как сложное качество социальной системы, включающее в себя надежность, устойчивость, динамизм и сбалансированность интересов всех составных частей общества, их взаимозависимость, интеграцию. В качестве критериев и факторов социальной устойчивости называются социальный порядок, превалирование социальной помощи над социальной мобилизацией, высокие темпы экономического развития, равномерное распределение доходов, наличие социального контроля.

Проблемы устойчивости нашли отражение и в российской социальной мысли, видевшей решение этой проблемы в обеспечении безопасности личности, собственности и чести каждого, а также в превосходстве интересов государства над частными интересами отдельной личности.

В начале XX века известный философ Иван Ильин связывал жизнеспособность общества с устойчивой государственной властью, которая действует на основе правового полномочия, является единой, осуществляется лучшими людьми, а политические и социальные программы включают только такие меры, которые преследуют общий интерес. Большое внимание обоснованию жизненной необходимости поддержания устойчивости общества уделяли советские исследователи союзных времен, которые основным условием ее достижения называют решение «проблем человека».

В последние десятилетия практически одной из главных черт устойчивых отношений называют признание в обществе за любым человеком права на достойную жизнь. Поэтому одним из основных критериев устойчивости является социальное положение человека. Исследователи социальной политики неоднократно пытались сформулировать классификацию ее моделей, содержание которых представляло некий теоретический образ, в той или иной мере подходящий к реальной социальной ситуации определенной страны. Меняющиеся экономические условия изменяют подходы к решению социальных проблем, которым все большее внимание уделяется и в кыргызской социологии. Различные аспекты достижения социальной устойчивости, системы социального партнерства, государственной социальной политики рассматривают в своих работах современные кыргызские ученые доктора социологических наук Кубан Бектурганов, Саида Нурова, Рита Салморбекова, а также кандидаты социологических наук Айганыш Абылгазиева, Бакыт Малтобаров, Абдукаим Жусубалиев и многие другие.

Несмотря на наличие большого количества работ, посвященных устойчивости социума, тем не менее недостаточно исследована роль такого фактора, как социальная политика, обеспечивающего устойчивое поступательное развитие кыргызского общества. Настоятельная потребность в социологическом анализе проблемы устойчивости определила тему нашей статьи.

  • Социальная устойчивость общества представляет собой состояние социума, главными чертами которого являются устойчивость экономических, культурных и других существующих структур, способных противостоять любым попыткам разрушения существующих общественных связей и в то же время обеспечить возможность динамичного развития.
  • Эффективная социальная политика — это главное средство поддержания устойчивости общества, особенно в условиях его трансформации, когда социальные институты не справляются с реализацией заданных функций, изменяются механизмы саморегуляции, привычные повседневные практики людей.
  • Реализация приоритетных национальных проектов в сферах социального обеспечения, образования, медицины, доступного жилья, сельского хозяйства и так далее способна обеспечить устойчивость кыргызского общества.

Однако внедрение данных проектов в социальную практику проводится недостаточно эффективно. Представляется необходимым внести ряд корректив в социальную политику, реализуемую органами государственной власти и управления, в том числе усилить защиту и поддержку социально уязвимых категорий населения. Нужно принять меры для обеспечения реального участия граждан в управлении общественной и государственной жизнью, в большей степени ориентировать социальную политику государства на укрепление семьи, нравственного воспитания, сохранение самобытных национальных и исторических традиций и ценностей народов Кыргызстана.

Продолжение следует…

Кусеин ИСАЕВ,

доктор философский наук, профессор социологии.

 Калыс ИШИМКАНОВ,

магистр социологии.






Добавить комментарий