Вселенная Айтматова

«Чингиз Айтматов — как музыкант,
выразивший весь мир в одном себе…»

Д. Шостакович

Показанный в начале марта по ОТРК обмен мнениями с гражданами страны министра культуры, информации и туризма Тугельбая Казакова и экс-депутата пятого созыва Жогорку Кенеша Розы Акназаровой вынудил меня вновь вернуться к вопросу, поднятому мной три года назад. А именно о присвоении улицам имени Чингиза Айтматова.

Капитал нации - нравственные качества народаВспоминается опубликованная в журнале «Иностранная литература» статья под названием, если память не изменяет мне, «Гундула и его семья», в которой в лирическо-поэтическом тоне писатель рассказывает об образцовой немецкой семье. Они ценят литературу, искусство, имеют особое отношение к животному миру, природе и, конечно же, труду.

Мастер слова в деталях, точно и красочно передает нравы, обычаи, традиции и другие национальные тонкости немцев. Начинаешь понимать, что не случайно немецкий народ подарил миру великих талантливых личностей, таких как Гегель, Кант, Бах, Бетховен, Гендель, Гёте, и многих других. И, возможно, поэтому немецкие поклонники писателя читают и перечитывают его произведения, проводят по ним конференции, издают и переиздают его книги. Айтматовские чтения устраиваются под музыку. Залы при этом заполняются до отказа, как на концерте.

Аналогичное отношение к нашему Айтматову у итальянцев, французов, испанцев и других европейских народов…

Россияне Айтматова считают своим писателем. И это не случайно, сам писатель как-то выразился, что «его правое крыло — кыргызский язык, а левое — русский».

Турция считает писателя не только родным, но и стремится возвысить его имя. Кстати, именно она одна из первых предложила представить Чингиза Айтматова к Нобелевской премии. Но, увы, писатель не успел…

А мы, кыргызы, к большому сожалению, не смогли в полной мере оценить и понять своего «родного сына», оказавшегося, по признанию всей мировой общественности, гением, духовным феноменом. Хватаемся сделать что-то хорошее относительно Чингиза Айтматова только тогда, когда видим у турок, немцев, других… А ведь именно благодаря Чингизу Айтматову мир узнал о древнем кыргызском народе, проживающем в горном крае.

Узнали нас через его бесценные произведения, публицистические статьи, выступления и множество проведенных на Иссык-Куле форумов.

Где бы ни находился писатель, выступал, творил, в его мыслях всегда был родной народ с его древними, неповторимыми традициями и обычаями, нравами и языком… Особо ценил он древнюю игру кок-бору, отмечая ее как бесстрашную игру предков, показывающую отважный и смелый характер горного народа. И предлагал продолжить играть в нее и даже усовершенствовать…

Он не забывал и о чарующей девственной природе своей родины, гордился ею, беспокоился о ее сохранении и экологической чистоте. Особенно переживал об озере Иссык-Куль, отмечая, что оно является самым красивым озером мира. Написал даже песню: «Ыссык-Кёлду сагынуу», впервые исполненную талантливой певицей Гульнур Сатылгановой.

Предостерегал о том, чтобы не строили поблизости к озеру промышленные объекты, также говорил на страницах газеты «Известия» о необходимости приостановить на дне озера торпедные испытания. Писателю особенно не давала покоя мысль, что Иссык-Куль может постигнуть та же участь, что и Аральское море, он боялся экологической катастрофы…

И еще. Неизвестно, как бы сложилась судьба страны в 1990-х годах, если бы не Айтматов. Тогда над древней кыргызской землей нависли черные тучи. Я говорю о трагических событиях 1990 года, когда начались межнациональные распри между кыргызами и узбеками. Чингиз Айтматов находился в очаге кровопролитного конфликта. Он приехал туда, рискуя своей жизнью, только ради примирения и восстановления мира между двумя братскими народами. И это ему удавалось.

Обо всем происходившем рассказал и описал в статье «Вороний грей над оползнем», опубликованной в «Советской Киргизии».

«…Я лично болезненно реагирую на великокыргызский трайбализм и его множественные формы, которые ловко и умело используются как главные рычаги влияния на волю народа некоторыми оппозиционно настроенными госчиновниками, жаждущими власти, президентского кресла. Им безразлична судьба народа и Отечества. Они хотят во что бы то ни стало достичь намеченной цели, прибегая даже к дестабилизации обстановки в стране и расколу внутри нации, что может привести к утере независимости…»

Чингиз Айтматов не оставался в стороне, а, как истинный сын народа, предостерегал, давал довольно острое, саркастическое определение про взаимозависимость богатства, власти и денег: «Богатство и власть — это сиамские близнецы, власть и богатство друг без друга не могут обходиться. Опасность хронической тяги к власти через богатство и властолюбию и наоборот в том как раз и состоит, что цель здесь достигается любым способом и во что бы то ни стало».

Несколько лет назад в Бишкеке, на улице Киевской, на фоне высоких зданий Агропрома установили памятник Чингизу Айтматову. Когда я проезжаю мимо, то не испытываю ничего, кроме грусти и возмущения. Щуплый, незаметный, невзрачный, он унижает и принижает авторитет великого писателя, гражданина мира или, словами его друга Д. Шостаковича, «…музыканта, выразившего весь мир в одном себе».

Предлагаю в противовес невзрачному памятнику на улице Киевской воздвигнуть шедевральный памятник великому писателю Чингизу Айтматову. Новую скульптуру установить при въезде в Балыкчи на месте памятника Семену Тян-Шанскому, с переносом последнего в другую часть города.

Идея видится мне символичной: за вратами, ведущими к горному озеру, открывается уникальный мир красоты, культуры и традиций. Мемориал олицетворял бы лицо нашей нации, поднимая ее авторитет и престиж в глазах мира.

Роль и величие Айтматова-феномена с годами возрастают. Кстати, находясь в Брюсселе, Президент Алмазбек Атамбаев сказал именно об этом.

В нынешнем диком капиталистическом, геополитически-изощренном мире, где живут по принципу «разделяй и властвуй», царит безнравственность и открыто пропагандируют вандализм, и нужно найти силы и возможности, чтобы предотвратить де- градацию нравственности. Роль и масштабность гения будут продолжать возрастать и становиться все более востребованными для заполнения духовного вакуума.

И последнее. Как было бы символично, если бы в Год нравственности Президент Алмазбек Атамбаев до срока передачи своего президентского поста преемнику как архитектор уникальной демократии в кыргызском государстве заложил бы фундамент мемориала Вселенной Чингиза Айтматова, могущей осветить мир!

Сатынды САМЫКБАЕВ.

"СК"

Издательский дом «Слово Кыргызстана»

Добавить комментарий