Ориентируемся на результат. Пленарное заседание международного бюджетного сообщества

Ориентируемся на результат

Все мы -налогоплательщики. И рядовые граждане, и руководители крупных компаний, регулярно отчисляющие немалые суммы в бюджет страны, имеют право знать, как государство распоряжается общественной кассой. Куда направляются доходы, рационально ли используются деньги, чтобы удовлетворить потребности нашего общества: выдать сотрудникам бюджетных учреждений заработную плату, старикам — пенсии, инвалидам — социальные пособия и т. д. А еще надо содержать Национальную гвардию и МВД, иметь собственный бюджет развития для софинансирования инфраструктурных проектов, расплачиваться с внешним долгом и пр. 

В конце ушедшей недели впервые в столице Кыргызстана прошло расширенное пленарное заседание бюджетного сообщества PEMPAL (Public Expenditure Manage-ment Peer Assisted Learning). Ряд стран — членов этого сообщества собрались, чтобы поделиться опытом рачительного использования казенных денег, управления рисками, создания резервов — буферных фондов, понять, как их формировать на современном этапе.

СПРАВКА «СК». Странами — членами PEMPAL являются Албания, Армения, Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чехия, Грузия, Венгрия, Казахстан, Кыргызстан, Македония, Молдова, Черногория, Румыния, Россия, Сербия, Таджикистан, Турция, Украина, Узбекистан. Представители нашей страны к тому же входят в исполнительный комитет двух практикующих сообществ: бюджетного и сообщества по внутреннему аудиту.

Стоит заметить, что передача выверенных, наиболее успешных рычагов управления государственными финансами — процедура ежегодная. В рамках нынешнего заседания прошли интереснейшие дискуссии, съехавшиеся в наш горный край специалисты живо обсуждали на конференции имеющиеся инструменты управления бюджетом, сошлись в одном: их сегодня очень мало. А действительность с ее экономическими и финансовыми кризисами, глобализацией и непредсказуемыми вызовами требует адекватного и быстрого реагирования.

Ориентируемся на результатЗначит, бюджет должен быть гибким, а его планирование — среднесрочным, хорошо бы ввести анализ устойчивости — на сегодняшний день этот сложный анализ применяют лишь развитые страны. Лучше заранее подготовиться к тому, что может наверняка произойти в будущем, тогда удастся смягчить финансовый удар.

Во всех странах ключевую роль в подготовке бюджета играет министерство финансов. Консервативное в хорошем смысле этого слова, оно тем не менее всегда находится в авангарде проводимых реформ.

Бюджетное сообщество, в которое входят профессионалы высшего класса из Европы и стран Центральноазиатского региона, говорило о совершенствовании бюджетной политики, об обеспечении прозрачности народной казны, подготовке риск-менеджеров. Оказалось, в наших таких разных странах очень много схожих проблем.

Ориентируемся на результатК примеру, переход к программному бюджетированию. Многие отраслевые министерства не хотят разрабатывать планы, по привычке просят из бюджета определенную сумму для своего существования. Другие стараются отправить в Минфин две-три программы, надеясь тем самым получить больше бюджетных денег.

Но цель и у президентов, и у правительств, и у местного самоуправления одна: добиться поставленного конечного результата. И здесь не обойтись без научного и экспертного обоснования, контроля гражданского общества, четкого мониторинга.

— PEMPAL имеет три практикующих сообщества: бюджетное, по внутреннему аудиту и казначейское, — разъяснили в Минфине. — Их представители на своих заседаниях сделали сравнительный анализ различных систем управления государственными финансами, у нас была возможность на международном уровне оценить собственные знания и усилия.

ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ

Реализация инициативы PEMPAL началась еще в 2006 году при поддержке Всемирного банка и ряда донорских организаций. В настоящее время к международным финансовым институтам присоединились Министерство финансов Российской Федерации и Государственный секретариат Швейцарии по экономике (SECO).

Майя Гусарова, старший специалист по вопросам управления в государственном секторе Всемирного банка, в интервью корреспонденту «СК» призналась, что кыргызстанские финансисты в некоторых реформах опередили другие страны. В республике практикуются разработка гражданского бюджета, его обсуждение, мы раньше других стран перешли на двухуровневый бюджет, стали добиваться автономии МСУ, развивать регионы. В Министерстве финансов работает учебный класс, организуют выездные семинары и тренинги. В отношении открытости — здесь тоже ни от кого нет секретов, помогают своими рекомендациями общественные советы, созданные при отраслевых министерствах и ведомствах, Минфин имеет свой сайт.

Представитель Всемирного банка особо отметила профессионализм и активность Каната Асангулова, члена исполкома бюджетного сообщества PEMPAL.

БЮДЖЕТ — ЭТО НАША ЖИЗНЬ

С глубоким интересным исследованием на конференции выступил Андрей Бусуйок, старший специалист по управлению финансами Центра Всемирного банка по реформированию финансовой отчетности. Он затронул больную и важную для всех стран проблему: эффективность деятельности государственных акционерных компаний. Корпорации, в которых львиную долю занимает правительство, важны для развития национальных экономик, создания и сохранения большого количества рабочих мест. Как правило, они есть в энергетической отрасли, нефтегазовой, финансовом секторе, телекоммуникациях, обрабатывающей промышленности. Государственных акционерных компаний много в России, а в Китае они занимают 96% рынка.

Обычно правительство берет бразды правления в тех секторах, куда бизнесмены со своим капиталом просто не хотят идти, — невыгодно (к примеру, необходимо протянуть электрические провода или провести водопровод в отдаленные, труднодоступные деревни). Такие компании обычно называют квазирыночными.

Андрей Бусуйок призвал коллег при верстке бюджета избегать конфликта интересов и политического давления со стороны правящих в парламентах партий. Он говорил о необходимости ограничить преференции для ГАО, чтобы не нарушать конкуренции, напомнил, что советы директоров таких компаний должны возглавлять независимые директора, здесь нужны особенно тщательная отчетность, финансовая дисциплина, чтобы казна получала причитающиеся ей от работы ГАО дивиденды в полном объеме. Для эффективной проверки докладчик предложил создать комитеты аудиторов. Но прежде чем множить квазирыночные структуры, нужно сначала обосновать: необходимы ли они стране? Так и поступили в Казахстане, организовав финансовый холдинг «Казына». Там выдают доступные кредиты начинающим бизнесменам, холдинг не один раз оказывал помощь и правительству Кыргызстана.

Касаясь вопросов государственных закупок, А. Бусуйок уверенно заявил: чтобы избежать коррупционных рисков, необходимо иметь достоверную исходную информацию, только тогда можно надеяться на принятие объективного решения.

Нильс Сакс, директор департамента налогово-бюджетной политики Латвии, в своем выступлении заострил внимание на управлении рисками в налогово-бюджетной сфере, верстке бюджета, ориентированного на результат, финансовую и экономическую грамотность, участии гражданского общества в бюджетно-налоговой политике.

Докладчики провели обзор открытости бюджетов: что изменилось в методике и как в дальнейшем станут оценивать участие граждан в бюджетном процессе. В финале участникам пленарного заседания торжественно вручили сертификаты. В исполнительный комитет бюджетного сообщества вошла Болгария.

Следующее заседание посвятят проблемам межбюджетных отношений.

Галина ЛУНЕВА.

Фото пресс-службы Минфина.






Новости по теме

  • Ориентируемся на результат. Пленарное заседание международного бюджетного сообщества
  • С выдачей кредитов проблем нет
  • Из Кыргызстана с любовью…
  • Сбалансированная торговля. Интеграция помогла Кыргызстану нарастить экспорт
  • В партнерстве с Китаем
  • Восстанавливается активность, растет спрос. Учетная ставка Нацбанка та же — 5%
  • Задача — обеспечить сбор налогов
  • Кыргызстан и Армения лидируют в ЕАЭС по итогам 2016 года
  • Добавить комментарий