Великий Шелковый путь как предчувствие, или Новые «сказки Шахерезады»…

(Продолжение. Начало в №50)

Большое место в нашем пребывании в СУАР занимала культурная программа — яркая, познавательная. Сегодня рассказ об этом.

НАС, ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ 23 стран Ближнего Востока и Средней Азии, первым делом познакомили с уникальным синтетическим спектаклем, посвященным Великому Шелковому пути «Возвращение на Запад». Он состоялся в недавно отстроенном Театре Китая, представляющем шедевр архитектурной мысли. Высотное здание, напоминающее раскрывающийся бутон тюльпана, в будущем станет центром своеобразного архитектурного оазиса. Увы, фотографии не способны передать всего своеобразия и прелести монументального проекта, но представление о нем дают.

Великий Шелковый путьА это макет застройки территории вокруг театра, которая должна стать центром культурной жизни всего Синьцзяна. Не исключено, что именно здесь будут проходить и различные политические мероприятия, связанные с проектом Великого Шелкового пути и не только с ним. Пока же эта архитектурная фантазия украшает огромный холл театра и, поверьте, привлекает внимание не меньше, чем происходящее на сцене.

А там — двухчасовая феерия танца, музыки, песен. Сюжет этого ярчайшего зрелища связан с народным творчеством стран, сопряженных с великим древним путем. В представлении занято множество творческих фольклорных коллективов — как профессиональных, так и самодеятельных. Удивительно, но все они действуют настолько слаженно и гармонично, что «швов» в сценическом повествовании не найти.

Великий Шелковый путьКроме того, в музыкальную ткань органично вписаны цирковые номера, которые благодаря высокотехничным возможностям сцены сделаны весьма впечатляюще. Во всяком случае, мне впервые удалось увидеть настоящих лошадей, скачущих во весь опор по сцене, благодаря эффекту беговой дорожки. А представляете настоящих орлов, летающих в зале от балкона к балкону? Гимнастов, виртуозно работающих под куполом? Невероятное и захватывающее зрелище! Органично вписываются в сюжет многопланового действия и сценки с огромными куклами, что добавляет синтетическому спектаклю разнообразия и прелести.

Технические возможности сцены поражают: скрытые от глаз умные электронные механизмы позволяют буквально в считанные минуты превращать песчаные барханы в бассейн с водой, а тот — в ледовый каток. Гигантские декорации, кажется, меняются одна за другой по мановению волшебной палочки. Сценография спектакля — структурная и яркая — впечатляет особо: картины, сменяющие одна другую, выполнены с размахом. То это зыбучие пески, по которым устало бредут караваны верблюдов (живых!), то цветущие оазисы, в тени которых путники могут отдохнуть и набраться сил для следующего броска через пустыни и степи. Их ждут томные красавицы, роскошно накрытые столы и восточные законы гостеприимства.

Великий Шелковый путьКонечно, зрелищность представления захватывает и, как полагается, скрывает титанические усилия актеров, отточенность и слаженность действий огромного творческого коллектива. Это начинаешь понимать потом, когда пытаешься осмыслить грандиозный замысел. И пробивает, что многие сценки спектакля сделаны буквально на грани фола, когда только мастерство исполнителей обеспечивает и зрелищность, и безопасность. Ведь те же лошади, мчащиеся во весь опор по беговым дорожкам, в случае минимального сбоя могут «выскочить» непосредственно в зрительские ряды. Становится страшно. В то же время понимаешь, как четко, до миллиметра, отработано каждое движение артистов, как послушны им животные и какой гармоничный ансамбль они составляют.

Говорят, что данное масштабное действо уже показали во многих странах мира, где имеются театральные или эстрадные площадки с практически неограниченными возможностями сцены. Повсюду зрители рукоплескали глубине замысла и высокому мастерству исполнителей. Вот и нас спектакль не оставил равнодушными, зарядил оптимизмом на предстоящие две недели напряженной работы.

Великий Шелковый путьЕЩЕ ОДИН КУЛЬТУРНЫЙ объект, о котором нельзя не упомянуть, тоже находится в Урумчи, это музей Синьцзян-Уйгурского автономного района, где нашли отражение и многовековая история края, и многогранное творчество многочисленных народов, его населяющих. Экспозиция, посвященная истории и традициям, самая обширная. Охват невероятный — от древних лепешек, имеющих, оказывается, свои особенности и отличия, деталей одежды и древних манускриптов до фотографий и картин, отражающих современный облик СУАР.

Кстати, здание музея является одним из самых современных и красивых в столице Синьцзяна. Причем это не просто музей, а целый научно-образовательный комплекс, состоящий не только из выставочных залов, но и из научных центров. Это один из самых крупных музеев Китая по своим размерам и количеству экспонатов, которых насчитывается около 50 тысяч. И, естественно, большинство выставленных предметов так или иначе связывают с Великим Шелковым путем: это разнообразная шелковая одежда, предметы, которые в средние века были экспортным товаром, а также вещи, найденные на караванных тропах, проходивших через Восточный Туркестан. Конечно же, здесь повсюду символ Китая — великолепные шелковые ткани, над которыми и время не властно.

Великий Шелковый путьБольшое внимание экскурсантов привлекают многочисленные реконструкции населенных кварталов и бытовых сценок из жизни древних народов. Вот так, например, выглядел один из жилых районов древнего Урумчи — высотная стена, которой обнесен город, как утверждают старожилы, местами сохранилась, а во время археологических раскопок найдены различная домашняя утварь и инструменты ремесленников, нашедшие свое место в современной экспозиции. Здесь же впечатляющая выставка поделок из полудрагоценных камней — агата, аквамарина, аметиста и особо популярного в Китае нефрита, найденных во время раскопок. Нервным красоткам, любительницам украшений, лучше держаться подальше от этих стеллажей — ископаемые предметы настолько хороши, что искушение обладать ими трудно побороть.

И все же самыми ценными экспонатами, прославившими Синьцзянский музей на весь мир, считаются десять мумий, возраст которых насчитывает почти 4 тысячи лет. Они найдены неподалеку от Урумчи в прошлом веке и называются в среде археологов поющими мертвецами Такла-Макана. Сенсационность находки заключается в том, что эти тела, во-первых, явно европеоидной расы, во-вторых, прекрасно сохранились благодаря сухому климату и почве пустыни. Даже одежды, в которые облачены мумии, выглядят вполне сносно, можно различить красочный рисунок тканей. Есть и особенность: все мумии были изначально захоронены с открытыми ртами, отсюда и пошло название «поющие мертвецы».

Великий Шелковый путьЭти мумии, ставшие объектом исследований ученых всего мира, породили множество гипотез и предположений. Считается, что все они относятся к царству Лоулань, исчезнувшему в первом тысячелетии и оставившему только величественные руины городов и… вот эти 10 мумий. Главной фигурой этой бесценной коллекции является так называемая лоуланьская принцесса — останки женщины ростом около 1,7 метра с хорошо читаемыми типично европейскими чертами лица.

Признаюсь, не разделяю стремления ученых выставлять на всеобщее обозрение древние тела покойников — люди, как бы далеко нас не разделяло время, достойны другой участи. Поэтому фотографировать мумии не решилась. Однако это чисто личное и не умаляет ценности данных находок для понимания прошлого, далекого настолько, что даже трудно представить.

ЧЕЛОВЕКУ С ФАНТАЗИЕЙ Большой базар Урумчи, или Эрдаоцяо, как его называют в международных туристических справочниках, тоже может показаться настоящим музейным комплексом. Собственно он так и задумывался: на территории имеется большая мечеть, рядом расположены музей Шелкового пути, огромное количество магазинов с весьма оригинальными товарами, мастерские, экскурсионные бюро и туристические агентства.

Между нами, посещение этой достопримечательности Урумчи для нашей группы не планировалось. Здесь удалось побывать только мне: поскольку гостеприимный Китай я покидала последней и до отлета у меня было почти 12 часов свободного времени, организаторы решили занять их посещением этого удивительного места. За что я им сердечно благодарна. Вместе с переводчицей Патимой мы, заранее предупрежденные, что необходимо опасаться воров, бродили от палатки к палатке, испытывая почти духовное наслаждение от созерцания вывешенных в ряд ярчайших китайских шелков.

Великий Шелковый путьУ нас в Бишкеке есть рынок «Мадина», где сосредоточен тканый экспорт Поднебесной. Я и сюда часто прихожу, как в музей, полюбоваться разнообразием выбора. Нередко соблазненная дешевизной, покупаю яркую, красивую «тряпочку». На рынке Урумчи в этом смысле не разбежишься: товар стоит от 280 юаней. Напоминаю, по сегодняшнему курсу к сому эту цифру нужно умножить на 9, чтобы… удивиться и озадаченно пройти мимо. В то же время ткани на «Мадине» стоят буквально копейки. Вообще, шопинг в Китае не назовешь захватывающим, для нас он скорее экстремальный, так как и в магазинах, и в гипермаркетах цены покусывают. Я так и не смогла понять, где затариваются наши продавцы с «Дордоя»? Ведь у нас цены на китайский ширпотреб на порядок ниже, чем на территории производителя. И не сказать, что по качеству они разнятся… В общем, этот момент остался пока тайной.

Но есть у местных торговцев одна приятная особенность: они просто обожают торговаться. Без этого захватывающего, почти театрального обряда не обходится ни одна покупка. И нередко цену удается сбить на 70-80 процентов. На запланированном шопинге в Пекине нам с коллегой из России Надеждой Цыденовой удалось весьма удачно поторговаться. В результате по весьма щадящим ценам мы стали обладательницами серебряных серег с речным жемчугом, который, кстати, здесь очень высоко ценится и является солидной экспортной статьей.

Эрдаоцяо славится на весь Китай. Говорят, такого поражающего воображение разнообразия товаров больше нигде не встретишь. Кроме того, это единственное место в СУАР, где по заказу могут изготовить любое эксклюзивное изделие народных промыслов в традиционных техниках, единственном экземпляре и только для вас. Как уверяют, только здесь вы можете приобрести знаменитые янгишарские ножи, уникальные изделия из нефрита. Лично я не удержалась и все же купила украшение — нефритового «куриного бога», который, как гласит легенда, исполняет желания. У меня оно есть: посетить Китай еще раз. Ведь первое знакомство с ним показало, что Поднебесная — как огромная книга, которую чем больше читаешь, тем труднее оторваться.

Татьяна ПОПОВА.

Урумчи.

Добавить комментарий