Его Величество Время, или О единственном, невосполнимом, драгоценном ресурсе человечества

Его Величество Время, или О единственном, невосполнимом, драгоценном ресурсе человечества
ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Время — драгоценный подарок, данный нам для того, чтобы стать умнее, лучше, зрелее
и совершеннее

Томас Манн.

Что такое время? Для механика это движение, для астрофизика — расширение Вселенной, для биолога — жизнь, для историка — приближение смерти… Ритм времени — дни и времена года, месяцы и годы — основа всех наших действий. Исследователями установлено, что состояние всего нашего мира и любой системы зависит от времени. Это форма протекания физических и психических процессов, отрезок времени, дарованный нам природой, который имеет великую жизненную и социальную ценность.

Его Величество Время, или О единственном, невосполнимом, драгоценном ресурсе человечества В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ человеческого общества люди осознавали время по-разному. Примитивной первобытной жизни соответствовало примитивное восприятие времени. Из поколения в поколение, от рождения человека до его смерти, день за днем, в будни и в праздники события и дела текли по руслу многовековых обычаев и традиций. Все было взаимосвязано, всему было свое время и место, ничто не могло жить отдельно друг без друга. Велением времени все изменялось и принималось как есть. В античном мире время уже получает социальную характеристику и воспринимается как фактор, играющий важную роль в жизнедеятельности человека и требующий к себе внимательного отношения. Люди начинают осознавать связь настоящего, прошлого и будущего. Восприятие времени уже имеет не просто чувственно-осязаемый характер, связанный с каким-либо событием, а оценивается независимо от конкретных вещей, событий и явлений. Однако подлинное понимание ценности времени начинается в эпоху Возрождения (ХIV-ХVI в.) с развития науки, культуры, образования, искусства и т. д. В этот период появляется возможность сравнивать одну историческую эпоху с другой через призму времени, люди начали представлять исторические события как историю, развивающуюся во времени.

Его Величество Время, или О единственном, невосполнимом, драгоценном ресурсе человечества Современная эпоха общественного развития предъявляет специфические требования к самому человеку. Для того чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо иметь определенные ценности, личностные установки и качества, которые позволили бы человеку эффективно функционировать в современном обществе. Характерная для современности глобальная динамика социальных преобразований во всех сферах жизни предполагает иное видение места и роли человека в обществе. Человек, будучи субъектом изменяющегося мира, развиваясь, создает в процессе интеллектуальной деятельности новое пространство жизни, духовный мир науки, религии, морали, задает развитию общества иные направления. При этом не должен вызывать сомнения тот факт, что основополагающим условием развития страны является интеллектуальный ресурс человека.

Человек — общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса. Он познает и изменяет мир, самого себя, творит культуру и собственную историю. Человек — часть природы, единственное существо на Земле, которое осознает жизнь во всей ее полноте и богатстве. Поэтому именно он несет ответственность за будущее нашего общества, за то, какой будет наша планета через сотни и тысячи лет.

Сущность человека, его происхождение и назначение, место в мире остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства. В чем заключаются его миссия, его предназначение, в чем смысл его жизни? Кто-то видит смысл жизни в продолжении рода, в рождении и воспитании хорошего потомства, кто-то — в развитии, образовании, кто-то — в карьере, спорте, кто-то — в религии, а кто-то — в материальном обогащении.

Его Величество Время, или О единственном, невосполнимом, драгоценном ресурсе человечества КАЖДАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА ставит перед обществом характерные для того времени задачи и проблемы, решение которых непосредственным образом влияло на понимание личностью своего предназначения. С изменением условий жизни культурные и социальные запросы человека менялись. Изменялись и взгляды человека на все вопросы. Однако людей никогда не покидало желание найти тот единственный, универсальный смысл жизни для любого слоя общества и каждого отрезка времени.

Например, в античной философии Эпикур цель бытия видел в получении удовольствия, Аристотель — в достижении счастья путем познания мира и мышления, Диоген — в стремлении к внутреннему покою, в отрицании семьи и искусства. Философия Средневековья определяла смысл жизни в почитании предков, принятии религиозных воззрений времени и передаче их потомству. Представитель философии XIX-ХХ веков И. Кант считал, что смысл и ценность жизни человека заключаются в стремлении каждого выработать в себе добрую волю. Только так можно достичь совершенства, исполнить моральный долг и предназначение. А Л. Толстой пришел к выводу, что цель жизни заключается только в самосовершенствовании личности. В свою очередь З. Фрейд полагал, что главное в жизни — быть счастливым, получать максимум удовольствия и наслаждения. А вот Ф. Шеллинг видел счастье и смысл жизни человека в правильном выборе цели. Человек с такой позицией старается найти смысл во всех явлениях, событиях, которые с ним происходят.

Психологи утверждают, что если человек не хочет или не может найти свой путь, свое предназначение, цель, то это приводит к неврозам, депрессии, алкоголизму, наркомании, суицидам и если такое происходит слишком часто, может привести к вырождению целого поколения.

Если человек лишен смысла в жизни, это значит, что у него нет внутренней мотивации и это делает его слабым. Отсутствие цели не позволяет взять собственную судьбу в свои же руки, сопротивляться невзгодам и трудностям, к чему-то стремиться и т. д. Человек без смысла жизни легко управляем, так как у него нет своего мнения, амбиций, жизненных критериев. В таких случаях собственные желания подменяются чужими, в результате чего страдает индивидуальность, не проявляются скрытые таланты и способности.

СМЫСЛ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО человека не ограничивается рождением и воспитанием детей, а направлен на самосовершенствование и усовершенствование мира. В этом смысле каждый является творцом мира и трудовая деятельность каждого является вложением в развитие общества. Осознавая свою ценность, человек понимает, что его жизнь имеет смысл делать добрые поступки для общества, для блага будущих поколений, оставить след в истории, чувствовать себя носителем культуры, созидателем прогресса, что позволяет гордиться, что он жил в такое время. Кстати, осознание, что живешь в свое время, имеет большие преимущества, так как позволяет быть понятым, оцененным и поддержанным. Но каково тем, кто с прогрессивными идеями пришел раньше своего времени, оказался не на своем месте. Не надо забывать, что всему свое время: женщинам в соответствующем возрасте рожать детей, строить семью и развивать детей в раннем возрасте; добиваться карьеры — в нужном возрасте, в свое время следить за здоровьем и т. д.

Жизнь современного человека быстра, ему приходится расходовать немало энергии и времени, чтобы соответствовать требованиям общества и успевать за прогрессом.

Американский писатель и общественный деятель Джек Кэнфилд в своей книге «Осмельтесь преуспеть» писал: «Ecли вы знаете, каково ваше предназначение на этой Земле, у вас не остается времени ни на что пустое». Исследователями установлено, что современная концепция времени означает правильное его использование. Для этого необходимо выделить самое главное для себя, то, что важнее всего в вашей жизни. И зачастую мы зависим от срочности дела. Кроме того, сильная занятость повышает ощущение нашей собственной значимости и ценности для общества. С другой стороны, мы часто более эффективны, имея малое количество времени в запасе. Однако самое важное при этом ускользает от нас — жить полной жизнью, прямо сейчас радоваться ее проявлениям, быть счастливым и радовать других. В век высоких скоростей мы постоянно ощущаем нехватку времени. Зачастую нам почему-то не хватает его на самое главное — погулять с ребенком, провести выходные с семьей, уделить внимание родителям, заняться своим здоровьем, наконец, просто полюбоваться природой или заняться любимым делом. Парадокс: мы куда-то торопимся, бежим, спешим, но ничего не успеваем.

В ИСТОРИИ НАУКИ наряду с понятиями астрономического, географического, биологического, химического, физического времени существует понятие и социального времени. Следует также иметь в виду, что разновидность времени носит социальный характер. Этот аспект изучается всеми общественными дисциплинами — политической экономией, историей, социологией. Социальное время — это упорядочение социальной действительности с помощью отношений человека в отрезке: «раньше — позже» или «прошлое — настоящее — будущее».

Многовековой анализ ученых показал, что в социальном времени течение жизни зависит от скорости общественных преобразований, которая интуитивно ощущается людьми, и течение времени зависит от интенсивности социальных изменений. Следует отметить, что это характеризуется возможностью ускорения или замедления в зависимости от частоты исторических событий, интенсивности экономической и политической жизни, уровня культуры и национальных традиций. Если в обществе изменений мало, социальное время течет медленно; если изменений много, время ускоряет свой ход. Согласно социальным часам, десятилетия застоя равны году революции. Кстати, замоленное время течет медленнее. Разновидностью социального времени является субъективное время индивида, называемое психологическим. Оно формируется на основе переживания человеком причинно-следственных связей между основными событиями жизни — радость, рождение ребенка, горе, болезнь, потеря близкого, несчастная любовь и т. д.

Психологическое время может сжиматься или растягиваться в зависимости от того, какой тип эмоции преобладает в деятельности человека. Согласно доводам ученых, индивидуальное время личности, по-видимому, опосредовано и функциональной асимметрией мозга: правое полушарие функционирует в настоящем времени с опорой на прошлое, левое — в настоящем с обращенностью в будущее. Важно знать, что человек может вполне сознательно изменять скорость течения своего внутреннего времени, обращаясь к аутотренингу, медитации для выхода в измененные состояния сознания. Следует отметить, что отчетливое понимание смыслов, их большая личная значимость ускоряют темп человеческого времени. Поэтому советуем бережно и осознанно относиться к своему личному времени.

Социальное время в научном мире подразделяют на время индивида, время поколения, время истории. Многозначность человеческой деятельности делает социальное время трехмерным: длина, ширина, глубина. Длина — продолжительность жизни индивида в единицах астрономического времени. Ширина — количество и разнообразие видов деятельности человека и обилие его связей с окружающим миром. Глубина — уровень и степень вовлечения человека в виды его деятельности. Социальность времени определяется учеными через четыре аспекта: хронологическую последовательность исторических событий, функциональную роль времени в общественном развитии, осознание времени как ценности, определение времени как структуры (рабочее и внерабочее). И это рассматривается в двух плоскостях: вертикальная описывает хронологию исторического развития, горизонтальная — структуру времени.

ДОЛГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ломало голову, можно ли управлять временем? Первые письменные упоминания о попытках контролировать время принадлежат еще римскому философу и государственному деятелю Луцию Аннею Сенеке. В своих «методах управления» он рекомендовал: вести письменный учет времени, делить его на хорошо или плохо потраченное или утерянное за бездельем; оценивать свою жизнь согласно наполненности прожитого периода. В средние века (с XV в.) люди уже представляли, что такое планирование и управление временем, и умело распоряжались этим капиталом. Первые методы тайм-менеджмента сформулировал в своих письмах итальянский ученый, писатель-гуманист Леон Альберти. Он писал, что предпочитает «потерять ощущение сна», чем правильное восприятие времени. Он считал, что сон, еду, развлечения можно отложить на потом, а бизнес — нет. Рекомендовал составить списки необходимых дел и выделить время на их выполнение, располагать дела по их важности. И сегодня это утверждение является золотым правилом многих успешных людей. Большинство известных творческих личностей владели методами управления временем. Среди них — Аристотель, Архимед, И. Ньютон, И. Кант, Б. Франклин, А. Дюма, В. Парето, Ф. Тейлор, В. Ленин, Ф. Энгельс и многие другие. Следует особо поговорить о Бенджамине Франклине. Он является одним из лидеров войны за независимость США, при его участии разрабатывалась Великая печать США, подписывались документы об образовании Соединенных Штатов. Его изображение с 1928 года печатается на 100-долларовой купюре. Этому человеку принадлежит множество изобретений, а также афоризм «Время — деньги», то есть насколько эффективно потрачено время, таково количество полученной прибыли.

В ОСНОВУ СОВРЕМЕННЫХ подходов к тайм-менеджменту легли методы управления временем, разработанные американским инженером Фредериком Уинслоу Тейлором, американским инженером, основоположником научной организации труда (НОТ) и менеджмента, целью чего являлось повышение экономической эффективности, особенно производительности труда. А что такое тайм-менеджмент? Это технология организации времени и повышения эффективности его использования. Управление временем — это процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности, при котором специально увеличиваются эффективность и продуктивность. Тейлор предложил научный подход к менеджменту работников торговли. Он утверждал, что тенденция медленного ритма в работе без стимула его ускорить неэффективна, предложил ввести обязательную постановку целей и вознаграждение персонала за выполнение этих целей. Данные меры улучшили планирование и управление временем и дали ощутимые результаты.

Итальянский экономист Вильфредо Парето в 1906 году выяснил, что 20% его сограждан принадлежат 80% национальных богатств. Так, в основу тайм-менеджмента попал знаменитый принцип Парето — «80:20». Смысл его в том, что 20% всех усилий дают 80% результата, а 80% времени тратятся на достижение 20% результата. Парето рекомендовал выделить самые важные дела, а не пытаться охватить все и сразу. Этот метод управления лег в основу современных тренингов. Ни для кого не секрет: для того чтобы эффективно управлять своим временем, необходимо осваивать курс тайм-менеджмента. Управление временем может помочь получить ряд навыков и методов, используемых при выполнении конкретных задач и целей. Этот набор включает в себя широкий спектр деятельности, а именно: планирование, распределение, постановку целей, делегирование, анализ временных затрат, мониторинг, составление списков и расстановку приоритетов. Изначально управление временем было актуально для бизнеса, но после получило значимость и в личном плане.

История тайм-менеджмента в СССР началась в период нэпа. Наработки в этой области назывались научной организацией труда, что понималось как Научная Организация Времени. Идея личного успеха с помощью эффективного использования времени получила развитие и в работах российских ученых — А. Гастева, П. Керженцева, Д. Гранина, А. Любищева. Даже было создано общественное движение борьбы за время. Сам термин «тайм-менеджмент» возник в 70-х годах XX века. Тогда же стали появляться тренинги, обучающие программы, получило широкое распространение использование ежедневников.

Следующая волна популярности тайм-менеджмента в СССР пришла вместе с другими новшествами уже во второй половине 80-х. В 2007 году в Московском финансово-промышленном университете «Синергия» Российской Федерации даже открыта кафедра тайм-менеджмента.

В своем развитии тайм-менеджмент прошел три этапа: в первом поколении главным было то, что занесено в список и требует скорейшего решения, во втором — то, что запланировано, в третьем — то, что определятся не только срочностью, но и ценностью. Новая концепция основана на понимании, какой парадигмы человек придерживается, планируя свое время, — срочности или важности. Разработчиками новой концепции стали известные специалисты по развитию лидерства Стивен Кови, Роджер и Ребекка Меррилл, сформулировавшие ее в книге «Главное внимание — главным вещам. Жить, любить, учиться и оставить наследие». «Вместо того чтобы поискать глубинные, хронические причины проблем, мы снимаем острую боль, порождаемую ими, используя своего рода аспирин и лейкопластырь, и, получив временное облегчение, продолжаем заниматься полезными делами, не удосуживаясь остановиться и спросить себя, самое ли важное для нас то, что мы делаем», — читаем в ней.

В УПРАВЛЕНИИ ВРЕМЕНЕМ можно выделить следующие процессы: анализ, моделирование стратегий с учетом проведенного анализа, постановка целей, планирование и расстановка приоритетов, реализация плана, контроль достижения цели, расхода времени. Что касается понятия «рабочее время», то это период, в который данная работа сделана, посвященный выполнению прямых служебных обязанностей и который отмечен в табеле. Мы уже уяснили, что от правильного планирования рабочего времени зависят результаты труда. Что доказывает жизнь: зачастую некомпетентность руководителя, неграмотный стиль работы, несоответствие работника занимаемой должности, слабая мотивация труда, неправильные планирование работы и организация рабочего времени приводят к дефициту времени, что в конечном итоге существенно влияет на эффективность и результаты работы всего предприятия или организации, приводит к низкой производительности труда, потерям в производстве, браку, сказывается на качестве работы, затягивает выполнение работ и т. д.

С РАЗВИТИЕМ СОВРЕМЕННОГО общества появились понятия «культура времени», «культура организации труда». Правильное использование времени — это качество, результат, престиж, деньги, жизнь. Большое значение для организации труда имеет установление наилучших приемов и методов, с помощью которых может быть выполнена определенная работа. Это позволяет в значительной степени повысить производительность труда и его эффективность. Этому способствуют и хорошие условия труда, внешняя среда, в которой трудится работник, производственная обстановка, которая его окружает на производстве, своевременное стимулирование в форме поощрений. Все это делает работу привлекательной, оказывает благотворное влияние на здоровье человека, его работоспособность. Неблагоприятные условия труда приводят к быстрой утомляемости, снижают производительность. Улучшение организации работы во многом зависит от правильного нормирования труда, от подготовки кадров, повышения их квалификации, соблюдения работниками трудовой дисциплины. Поэтому знание и владение навыками тайм-менеджмента необходимы для всего спектра социальной жизни человека.

В современном мире практикуют тайм-менеджмет для родителей, особенно молодых, для ребенка, развития системы образования, частных предприятий, государственных структур, НПО и т. д. Пользуются широкой популярностью следующие направления: время и мода, время на развитие детей, время и питание, время и лечение, время и отдых, время и сон и другие.

ОДНИМ ИЗ ВАЖНЫХ способов совершенствования управления на предприятии являются анализ и контроль затрат рабочего времени руководителя и работников. Необходимые требования — составление четкого расписания на текущий день; знание секретарем или помощником распорядка дня своего руководителя; свое- временный ответ на деловые письма; завершение работы в кабинете и запрет на доделывание ее дома; не выполнять работу за подчиненных; заниматься в рабочее время основной работой.

Трудовые отношения, нормирование, оплата, охрана, гарантии и компенсации труда, регламент рабочего времени, права и обязанности граждан предусмотрены в трудовых законодательствах каждого государства (КЗОТ). Следует отметить, что в разных государствах по-разному относятся к рабочему времени. В среднем рабочая нагрузка составляет 40-44 часа в одну пятидневную неделю: в американских компаниях, если рядовой сотрудник остается на работе дольше, чем это установлено трудовым договором, его могут уволить, так как можно предположить, что сотрудник не справляется со своей работой, не успевает выполнять поставленные задачи в свое рабочее время. А в Японии наоборот. Норма поведения — усердный труд, оставаться на работе после окончания трудового дня, выходить на службу в выходные и не брать отпуск, что высоко ценится работодателем. В день японцы трудятся по 8 часов, однако у них считается неприличным уходить с рабочего места, если начальник еще находится на работе. В результате рабочий день японца растягивается до 10-12 часов. Продолжительность отпуска в Японии всего 10 дней.

ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ помогает более эффективно не только использовать рабочее время, но и управлять свободным временем, правильно организовать досуг. В частности, рекомендуется не брать работу домой, организовать быт так, чтобы он занимал минимум времени, заранее планировать свободное время — посещение театра, концерта, выставки и занятий спортом, фитнесом и т. д. Использовать для активного отдыха не только выходные, но и как минимум один вечер рабочей недели. На время отпуска необходимо установить правила использования телефона, электронной почты, Интернета и обязательно придерживаться их.

В настоящее время существует множество школ тайм-менеджмента. Классическое обучение проводится по следующим направлениям: «Аудит личной и управленческой эффективности», «Основы стратегического планирования», «Основы тактического планирования (квартал — месяц — неделя — день)», «Искусство определять приоритеты», «Использование инструмента MindMapping, «Основы использования программных продуктов для планирования (MS Outlook, MS Project, MyLifeOrganized и др.)». Следует отметить, что благодаря эффективному использованию механизмов тайм-менеджмента стали успешными Рокфеллер, Билл Гейтс, Стив Джобсон, Ларри Эллисон, Уоррен Баффет и многие другие.

Идея управления временем существует ровно столько, сколько живо человечество. Механизмы управления позволили людям по-новому взглянуть на свое предназначение. И на сегодня мы должны представить время как цикл человеческой жизни от рождения до смерти, ее длительность, ритм, периоды, которые имеют разное значение и смысл для личности. Время — это ценность, поскольку нам удается наполнить его глубоким содержанием и реализовать себя в нем. Время — это мера скорости и продуктивности. Время — это энергия человеческой жизни.

Вместе с тем существует тенденция, что развитие технического прогресса противоречит культурно-нравственному развитию человечества, поскольку сбережение времени в результате технического совершенства наталкивается на обесценивание его в духовном плане. Происходит исчезновение временных перспектив, необходимых для развития цивилизации, человек утрачивает жизненные ориентиры, дающие восприятие будущего. Недавно проведенные исследования показали, что люди не хотят жить в будущем, а только в прошлом или в настоящем. В силу этого проблема организации времени должна ставиться и решаться как комплексная с учетом не только технического, но и духовного прогресса человечества, преодоления трудностей и воспитания эмоций личности. В народе говорят: чтобы далеко пойти, нужно рано проснуться, чтобы добиться многого, нужно раньше приняться за дело. Так давайте не упускать своих возможностей и ценить свое время — драгоценный неповторимый ресурс нашей жизни! Это определяет уровень нашей нравственности и культуры.

Его Величество Время! О нем наиболее точно сказано в прозе известной русской писательницы Ирины Рейс (Шацкой): «Ползет, идет, бежит, несется — это все о времени — категории неуловимой, непредсказуемой и относительной. Для хрупкой и короткой человеческой жизни самое ценное — это время. Природа, окружающая среда? Где-то гибнет, где-то возрождается. Общение, человеческие отношения? Да, важны. Но их можно наладить, можно и разрушить. Материальные блага? Сегодня они есть, завтра — нет. И власть, и деньги — все преходяще и тленно, и даже память о плохом или хорошем исчезает вместе с поколениями, становясь легендами. И только его Величество Время никому не подвластно. Его нельзя создать, изменить или уничтожить. Оно само по себе вершитель судеб. Время дает рождение и смерть, радость и горе. Несет отчаяние и дарит надежду, возносит до небес и укутывает мраком забвения. Время мстит тем, кто не умеет им распорядиться и его не ценит. Оно неумолимо и каждому воздаст по заслугам. Берегите время».

Н. ИСМАНОВА.

Добавить комментарий