Выбор профессии и вопросы образования

Выбор профессии и вопросы образования

Выбор профессии и вопросы образования

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Наступило прекрасное время — окончание школы. Пора юношеских мечтаний и грез. Пора выбора жизненного пути — выбора профессии. В этом году среднюю школу в Кыргызстане оканчивают 70 тысяч юношей и девушек. Я хочу поделиться с ними своими соображениями и наблюдениями по поводу выбора профессии. Возможно, они будут полезны не только выпускникам, но и их родителям.

Когда я стоял перед выбором профессии, мой родич советовал пойти учиться на ветеринара. У него были свои доводы: «Видишь ли, — говорил он, — колхозные ветврачи живут припеваючи, у них всегда есть бешбармак». Это было давно.

Выбор профессии и вопросы образованияНынче не те времена. Больше в почете профессии, связанные с юриспруденцией да финансами. Это и понятно. Обыватель воочию видит, что владельцы именно этих дипломов живут более зажиточно. А какой родитель не желает своему чаду лучшей доли. И вот валит абитура гуртом именно на эти факультеты. Естественно, спрос рождает предложение. И открываются юрфаки и экономфаки в мыслимых и немыслимых местах… В итоге мы к настоящему времени в стране с шестимиллионным населением имеем 55 высших учебных заведений!

 

Иллюзия образованности

Да вот только некому рассеять иллюзии народа о всеобщем высшем образовании, да и о том, насколько выпускники школ верно избрали указанные выше специальности. Ведь не секрет, что массовость и доступность высшего образования еще не говорят о его качестве. Как раз наоборот! Нынче качество уступило количеству. Любой человек без труда может одновременно окончить два-три вуза. И без всяких усилий. Как обучают там, всем известно. Большинство университетов скатились до планки бывших техникумов. Это касается уровня не только обучающихся, но и самих преподавателей.

Выбор профессии и вопросы образованияДоступность высшего образования, вернее, диплома о нем, возможность за определенную мзду получить оценки имеют и другую сторону. Они приучают к иждивенчеству, потребительству, прививают иммунитет к коррупционности, порождают не подкрепленные знаниями амбиции и претенциозность вроде бы дипломированного специалиста. В стране все больше людей, негодующих: «Я окончил вуз! Почему мне не дают работу?» Причем не простую, а больше чиновничью или начальствующую.

Нетрудно предугадать теперь, что в связи с уменьшающимся спросом на таких «специалистов» в стране будет расти количество дворников и торгующих семечками из тех самых юристов и экономистов.

Существует байка о том, что если из 1 000 моих соотечественников, окончивших юрфак, только 100 становятся действительно юристами, то остальные пополняют ряды милиционеров, таможенников, депутатов и сотрудников охранных агентств.

Наши юристы с их уровнем знаний не нужны и в сопредельных странах. В той же России или Канаде нужны, к примеру, газосварщики и бульдозеристы, дорожники и каменщики… В принципе, владельцы этих профессий нелишни и в самом Кыргызстане. Так не сделать ли государству доброе дело: не порождая искусственно иллюзий у своих граждан на счет такой уж необходимости высшего образования всем-всем, ограничить, а то и решительно сократить количество вузов, их всевозможных филиалов, созданных даже в мало-мальски больших деревнях. Почему бы соответствующим ведомствам не предъявить жесткие требования ко всем этим новообразовавшимся «очагам» образования по всем атрибутам настоящего вуза: по качественному составу преподавателей, учебно-материальной базе и т. п. Сделав такое дело, государство высвободило бы энергию молодого поколения страны для более прагматичных дел.

 

От качества к количеству

Если говорить о качестве образования в учебных заведениях Кыргызстана, то, скажем честно, оно требует революционных реформаторских усилий. Как получают зачеты и сдают экзамены в вузах? Спросите об этом у любого студента. А я не буду об этом говорить. Об этом знают, к сожалению, все — и министр, и студенты, и их родители. Но все молчат. Всех устраивает такое положение вещей. В этих условиях преодолеть коррупцию в системе образования практически невозможно. Нет прогресса в ней, а значит, и в стране!

Между тем заметим, что в Кыргызстане на сегодняшний день не хватает порядка 70 тысяч специалистов. Например, стране нужны 8 тысяч врачей, 3 тысячи учителей, не хватает инженеров-строителей, программистов, энергетиков и технологов. В такой животноводческой стране, как наша, абсолютная нехватка специалистов-ветеринаров. Все хотят в прокуроры, таможенники, налоговики и в банки! Ай да молодежь! А знаете, как трудно туда попасть? И что нужно для этого? Знаете! А все равно идете. Пожалейте же своих родителей, которые в поте лица трудятся на полях и фермах, лелея мечту о светлом будущем своих чад.

В Кыргызстане каждый вновь назначаемый министр образования начинает говорить о предстоящей реформе в отрасли. Но, как я заметил, никто из них в системе подготовки специалистов ничего и не сделал. Исключение, пожалуй, составляет период, когда министром была Чынара Жакыпова. При ней действительно произошла серьезная встряска, что было ощутимо, и ее результаты оказались весьма положительными. Известный ученый-медик, лауреат премии имени академика Исы Ахунбаева Кубат Ниязбеков, поступивший в мединститут в тот период, признается, что многие тогда поступили без блата и своими силами. А до этого в данный вуз попадали в подавляющем большинстве только по протекции и коррупционными путями. В результате набор в мединститут, осуществленный в годы реформ Ч. Жакыповой, оказался самым сильным. И так было во многих вузах страны. Вот что значит роль личности в истории, в данном случае в одном министерстве.

 

Школа как основа будущего образования

Ощутимый регресс наблюдается и в системе школьного образования. Не то что обычные школы, а гремевшие на всю страну качеством образовательных услуг столичные средние школы №61 и №13 заметно сдали свои позиции. И они уже не такие знаменитые. На этом сказался не только отток опытных учителей, но и то, что школы из-за их бывалого престижа разными путями заполнили некачественный контингент и учащихся, и преподавателей.

В связи с этим мне представляется поучительным опыт создания одной элитной школы для одаренных детей. Школа эта открыта не в Бишкеке и не в каком-либо городе, а в далекой глубинке — в Ноокатском районе Ошской области по инициативе талантливого ученого и педагога Омурзака Мамаюсупова. Он создал школу-лицей для одаренных учащихся с углубленным изучением математики. Выпускники ее все до единого без всяких затруднений поступают в ведущие вузы. Автор этой программы предлагал открыть 40 таких школ-лицеев по Кыргызстану. Почему же эту идею не воплотить в жизнь Министерству образования? Ведь таких положительных примеров обучения учащихся в стране единицы.

Россия — наш главный партнер во всех отношениях — сейчас и в будущем, к сожалению, испытывает серьезные демографические проблемы. В перспективе их последствия будут еще резче выражаться прежде всего в нехватке рабочих сил. Отдельные регионы России, учитывая избыток рабочей силы у нас, уже сейчас ведут организованный набор людей рабочих специальностей, обязуясь обеспечить их жильем и высокими заработками.

Без сомнения, наше государство должно в этих условиях максимально поднять роль системы профессионально-технического образования, сориентировать его на потребности российского рынка труда, организовать профориентационную работу в этом направлении, выработать дополнительные стимулы для привлечения в технические лицеи и колледжи как хороших специалистов для преподавательской работы, так и молодежи для учебы.

Почему бы не продумать и вопрос об организованном наборе молодежи нашей страны и обучения ее рабочим специальностям непосредственно в самой России? Ведь многим так или иначе придется работать там.

Если возникнут сомнения в престижности образования в профессионально-технических лицеях, замечу, что существует немало примеров, когда академики и профессора, видные руководители предприятий и отраслей хозяйства начинали свой путь именно с ПТУ. Вдумайтесь, только один пример — Президент Казахстана Н. Назарбаев также начинал свой жизненный путь с профтех- училища. Так давайте же, ребята, овладевайте рабочими профессиями. Я уверен, вас ждет удача!

Кемелбек КОЖОМКУЛОВ, историк.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

 

Добавить комментарий